Вопрос 15. Социализация — это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. Условно этот процесс может быть разделен на этапы (периоды, стадии, фазы), где происходит решение определенных задач и выработка форм взаимоотношений с социумом. Средства социализации зависят не только от возрастных особенностей человека, но и от специфики его социального окружения (например, способы вскармливания младенца; тип семейного воспитания; характер отношений со сверстниками; методы поощрения и наказания в учебных и профессиональных группах и др.).
Большое влияние на процесс социализации личности оказывают социальные группы.
В отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и, значит, может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности.
|
|
В широком смысле воспитание обычно рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Поэтому воспитание тесно связано с социально-политической структурой общества, выступающего по отношению к системе образования в качестве заказчика на воспроизведение определенного типа личности.
В узком смысле воспитание характеризуется как специально организуемая деятельность по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где оба субъекта (педагог и воспитанник) проявляют активность в достижении этих целей.
Вопрос 16. Физкультурное воспитание — это педагогический процесс формирования физической культуры личности. Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое) воспитание.
Физическое (двигательное) воспитание, как часть физкультурного, сводится к физическому развитию, физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков Фзанимающихся, т. е. акцентируется на биологический, двигательный аспект.
Вопрос 17. Валеологические ценности физической культуры в рассматриваемом аспекте так или иначе включают в себя все ее ценностное содержание.
Так, к валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.
|
|
Интегративность валеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умения и навыки, физическая подготовленность, работоспособность — все эти качества существенно определяют состояние здоровья человека.
Мобилизационные ценности физической культуры также имеют явную валеологическую направленность: самоорганизация здорового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды — результат освоения валеологических ценностей физической культуры.
И, наконец, валеологические ценности физической культуры — это возможности для формирования мотивации, интереса, потребности в бережном отношении человека к своему здоровью.
Вопрос 18. Олимпийское воспитание. Одним из путей реализации гуманитарного образования, проповедующего приоритет общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование всего содержания идей олимпизма. Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания — вот те человеческие ценности, которые заложены в основу физической и спортивной культур. Олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физического воспитания и спортивной подготовки философией, объединяющей, как указывается в Олимпийской Хартии, «в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума». Олимпизм — социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. Он интегрирует в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях физической культуры и спорта.
Олимпийская культура с ее мощным гуманизирующим содержанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпийской Хартии.
Олимпийская культура — это специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциал. В этой связи возрастает роль олимпийского образования, содержание которого состоит в освоении ценностей олимпийской культуры.
Олимпийская культура составляет совокупность накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности.
Усвоение ценностей олимпийской культуры происходит через систему образования и воспитания.
Вопрос 19. Преодоление негативного влияния современного телевидения возможно при целенаправленном внедрении в массовое сознание необходимости ко ренной перестройки деятельности всех социальных структур, ответственных за воспитание детей и молодежи, а следовательно, реальной оценки факторов, действительно формирующих или разрушающих гуманистические идеалы человека.
Преобразования в деятельности СМИ должны идти по пути развития двух взаимообусловленных функций пропаганды: образовательной и воспитательной.
Образовательная функция направлена на формирование у населения необходимых и прочных знаний. Воспитательная — призвана формировать у людей определенные качества, черты характера, привычку заниматься физическими упражнениями и спортом.
|
|
Значение средств массовой информации возрастает. Однако, к сожалению, они делают акцент только на том, что физкультура — это здоровье, и значительно реже показывают связь между физической культурой и нравственным, эстетическим воспитанием, совсем не раскрывая возможности физкультурного движения в решении социально-экономических задач.
На основании экспериментальных данных было установлено, что пропагандистское воздействие зависит от ряда условий: 1) от того, насколько информация дает прибавку к уже имеющимся у человека знаниям; 2) от степени близости информации к образу жизни и образу мыслей аудитории; 3) от степени необычности подачи информации, которая может привлечь внимание аудитории, но это еще не будет означать, что к ней возникнет позитивное отношение; 4) от эффекта соучастия; 5) от эмоционального настроя аудитории.
Применительно к средствам массовой информации это означает поворот от агитационно-пропагандистских к просветительно-образовательным функциям, стремление к тому, чтобы люди не только пополняли и углубляли теоретические познания в области ФК, ЗОЖ, олимпизма, не только потребляли информацию, но и имели возможность получить практические знания для решения конкретных вопросов.
Вопрос 20. Роль СМИ в развитии олимпийского спорта очень высока. Именно они, формируя общественное мнение, могут как повысить интерес к олимпийским играм, так и понизить его.
настоящий спортивный журналист должен пройти школу спорта, понять специфику спортивной деятельности, поиграть в спортивной команде, почувствовать успех и поражение, испытать трудности строгого спортивного режима, досконально познать все беды и радости, которые приносит спорт. Только тогда в спортивных материалах мы не увидим фальши,. неискренности, оторванности от реальной жизни, узнаем настоящий спорт со всей его привлекательностью и со всеми его проблемами.
Так как в высших физкультурных учебных заведениях только сейчас разворачивается система подготовки кадров по специальности «спортивная журналистика», выпуска настоящих спортивных журналистов следует ждать только через несколько лет, однако уже сегодня нужно формировать их профессиональную этику.
|
|
Как известно, в каждой профессиональной деятельности существует некий этический кодекс, нормы поведения специалиста, как, например, «клятва Гиппократа», которую дают молодые врачи. Очевидно, что уже практикующим спортивным журналистам совместно со специалистами по этике следует разработать свод принципов и правил, которые станут главным ориентиром их профессии и будут призваны регулировать этическую сторону их дальнейшей деятельности.
На наш взгляд, кодекс должен включать в себя такие пункты, как:
— ответственность;
— достоверность и объективность;
— правила честной игры;
— клятва журналиста.
Возможно, появление специалистов, обладающих вышеперечисленными качествами, позволит сделать освещение последующих Олимпийских игр и спортивных соревнований более объективным и эффективным для пропаганды ценностей олимпизма, спорта, создания моды на здоровье, повышения национального престижа России.
Вопрос 21. В научных трудах советских ученых возникновение спорта объясняется развитием трудовой деятельности и социальной потребностью в эффективных средствах и способах формирования у подрастающего поколения необходимых физических и духовных качеств. Такая постановка вопросов в значительной мере послужила основанием для утверждения о единой природе культуры физической и спорта. Историко-социологические исследования Н.Р.Ермак и Р. А. Пилояна доказывают, что спорт появился в первобытнообщинном обществе в первую очередь как один из способов разрешения личностных конфликтов путем состязания в силе, ловкости, выносливости. Тем не менее зачастую эти состязания (бег, стрельба из лука) происходили с использованием ведущей трудовой деятельности — охоты. По свидетельству историков, в культуре племен, живущих в первобытнообщинном строе, не удается обнаружить признаков физического воспитания.
Известный философ М.Я.Сараф связывает возникновение современного спорта также не с потребностями физического совершенствования и нетрадиционными формами праздников, а с преимущественными возможностями спортивной деятельности как досужего развлечения. В спорте человек, как ни в какой другой деятельности, подчиняясь духу игры и состязательности, находит возможности для выражения эмоций, самореализации, добивается признания, а самое главное, овладевает природным миром посредством развития собственного тела и духа. Спорт изначально возник как самостоятельный феномен, а затем постепенно превратился в систему физического воспитания. Спорт становится важнейшим ее элементом, формой и способом физического совершенствования человека, его подготовки к трудовой и другим видам деятельности.
Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. В то же время по мере становления систем образования и воспитания физическая культура превращалась в базовый фактор формирования двигательных умений и навыков. При этом она использует спорт как одно из важных и эффективных средств для достижения целей физического воспитания. Прикладность физкультурной деятельности по отношению к главным сферам жизнедеятельности индивида и общества представляется очевидной. Под прикладностью подразумевается ее пригодность и полезность в подготовке человека к жизненной практике и деятельности. Основу прикладности составляет действенность факторов физической культуры, которые повышают результативность возможностей организма человека и как следствие — различных видов деятельности. Исследователи генезиса физической культуры сходятся в том, что ее становление и развитие обусловлены использованием присущих ей факторов для обеспечения физической подготовленности подрастающего поколения к трудовой и военно-служебной деятельности.
Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов воспитания и социализации, а спорт — как средство и форма выявления социального признания высших физических, психических и духовных способностей индивида или команды.
Вопрос 22. С овременный спорт нельзя рассматривать как моноявление, учитывая его многогранность и полифункциональность. Уже с начала XX в. существуют следующие разновидности спорта:
— массовый спорт, в котором действует соревнование и ценится высокий спортивный результат, причем в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физической рекреации и двигательной реабилитации;
— профессиональный спорт, обусловленный коммерческими интересами и являющийся источником существования спортсменов;
— олимпийский спорт, содержащий в своей основе высокие гуманистические традиции, реализующие идеалы олимпизма.
В ходе соревнований, подготовки к ним и деятельности соответствующих институтов складываются определенные социальные отношения, которые опираются на конкретную систему ценностей и осуществляются на основе определенных норм, принципов и т.д.
Учитывая многообразие этого явления, Л.П.Матвеев [8] дал определение спорта в широком и узком смысле. Он предлагает понятие «спорт» (в широком смысле слова) использовать для обозначения всего комплекса взаимосвязанных со спортом явлений: собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности. Такое понимание спорта существенно отличается от восприятия его как занятий физическими упражнениями в массовых формах физической культуры.
Физическая культура становится предпосылкой других уровней общекультурного бытия: культуры мировоззренческой, политической, нравственной и т. п. Более того, физическая культура специфически способствует проявлению индивидуальности и тем самым участвует в реализации главной цели общества — совершенствовании человека. Она создает условия для его духовного обогащения, по существу выполняет те же функции, которые характерны для общечеловеческой культуры в целом. Физическая культура ориентирует человека на разнообразные формы социальной активности.
Физическая культура выполняет специфически личностную функцию — компенсационную, обеспечивающую формирование индивидуального интереса к физическому совершенству как социально и культурно осознаваемой потребности. Физическая культура по природе своей полифункциональна. Круг ее социально-экономических функций постоянно расширяется, во многом качественно трансформируется
Вопрос 23. Развитие физической культуры и спорта определили их специфическое функциональное содержание. Во многом их функции совпадают, однако целевая направленность различна. Одна и та же функция, например экономическая, имеет в физической культуре и в спорте разное содержание. В физической культуре она проявляется прежде всего через повышение работоспособности и устойчивости организма человека, укрепление его здоровья. Более конкретно экономическая функция физической культуры выражается в следующем:
— в повышении и устойчивом сохранении высоко й производительности труда, снижении производственного брака;
— снижении заболеваемости и травматизма;
— продлении творческого долголетия.
Современные представления об экономической функции спорта в большей степени связываются с его коммерциализацией и получением доходов:
— от спонсорской деятельности;
— от продажи телевизионных прав на трансляцию самых различных соревнований;
— от рекламных кампаний;
— от продажи билетов, символики, атрибутики и т.п.;
— от заключения контрактов со спортсменами, тренерами.
Воспитательные функции физической культуры и спорта также имеют свои специфические особенности.
В понятие физкультурного воспитания входит процесс формирования физической культуры личности посредством освоения ее ценностного потенциала. Основными показателями физической культуры как свойства личности являются: забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, «физкультурная ментальность» человека, уровень знаний в области физической культуры, готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании.
В спортивном воспитании приоритет отдается подготовке личности к соревновательной деятельности. Специфическая для спортивной деятельности направленность на высокий результат предъявляет особые требования к развитию физических и психических способностей спортсмена. Спортивное воспитание позволяет подготовить человека к неординарным физическим и психическим нагрузкам. Особое место спорт занимает в системе самовоспитания. Человек, прошедший школу спорта, как правило, организован, социально активен.
Одним из важных доказательств существенных различий и методологических несовпадений физической и спортивной культур является осмысление их ценностного потенциала.
Ценности физической культуры особенно ярко проявляются в знаниях и опыте, накопленных человечеством для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни. Особое значение для человека имеют мобилизационные ценности, которые повышают способность к выживанию в экстремальных ситуациях.
Специфические ценности спорта обладают высокой интегриро-ванностью и вариативностью. В первую очередь это относится к воспитательной ценности спорта. Воспитывая характер спортсмена, закаливая его волю, развивая эстетические чувства, утверждая правила честной игры, мы используем эмоциональные, чувственные, эстетические ценности спорта.
Развитие современного олимпийского движения ведет к возрастанию ценности спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей.
Вопрос 24. Использование высоких спортивных технологий оказывается одним из главных механизмов, обеспечивающих начало сближения физической и спортивной культур, расходившихся до этого в разные стороны. Использование в физическом воспитании научно-технологических достижений спортивной культуры оказывается наиболее перспективным путем к интеграции физической и спортивной культур. Формирование новой концепции многолетней физической подготовки в системе физического воспитания и спорта для всех открывает новые возможности их совершенствования и способы выявления спортивного таланта. Основой создания новой технологии физического воспитания может служить адаптирование известных высоких технологий спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания детей, подростков и молодежи. Особую роль имеет необходимость уяснения тех аспектов спортивной подготовки, которые формируют личностную спортивную культуру атлета и являются, вероятно, одним из самых высоких достижений спортивной культуры вообще. Сюда можно отнести и методы воспитания бойцовского характера, высоких качеств спортивного рыцарства и благородства, высокую культуру тренировки, восстановления, самоконтроля, а также формирование собранности, организованности и упорства в достижении поставленных целей, способности к многолетней систематической работе над своим совершенствованием, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех. Важным фактором успешности внедрения спортивных технологий в физическое воспитание является освоение методов организации учебно-тренировочного процесса и многолетней физической подготовки в рамках физического воспитания школьников. В этом смысле большое значение приобретают методы физкультурно-спортивной ориентации, выбор подходящего для ребенка вида спортивной, общефизической или оздоровительной тренировки. Процессы интеграции в самое ближайшее время должны пойти более интенсивно и будут способствовать эффективному оздоровлению людей и достижению высоких спортивных результатов.
Вопрос 25. Общественная жизнь складывается из взаимодействия всех сфер и областей общества, составляющих в целом единый социальный организм. При этом трудно выделить такую область жизнедеятельности общества, которая была бы абсолютно приоритетной. Такие социальные институты, как экономика, культура, политика, во многом определяют уровень социальной жизни любого общества. В физической культуре воздействие экономических, политических, духовных факторов особенно заметно. Предмет физкультурной деятельности — физическое состояние человека, его телесность, физическое здоровье, т.е. то, без чего не может процветать ни одна сфера общественной деятельности. Исследование физической культуры в системе современного социума является одним из важных направлений социологических исследований.
Социально-экономические факторы. Физическая культура, являясь неотъемлемой частью социума, имеет также социально-экономические факторы, определяющие ее существование и развитие, которые выражаются в ее экономической обусловленности и экономическом обеспечении.
Физическая культура интенсивно воздействует на экономическую сферу жизни государства и общества — на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей. Систематические физкультурные занятия значительно продлевают трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни. В современном обществе, когда население многих цивилизованных стран неуклонно стареет, а количество родившихся детей имеет постоянную тенденцию к снижению, проблемы продления трудоспособного возраста имеют первостепенное значение. Развитие экономики обусловило возможность для подготовки и содержания специалистов по физической культуре, а также финансовое, кадровое, научное обеспечение в обслуживании физкультурной деятельности.
Социально-политические факторы. Роль политики в сфере физической культуры состоит в регулировании правовых и идеологических аспектов физкультурного движения, в определении его статуса в обществе. Таким образом, политическая сфера общества создает условия для организации физкультурной деятельности людей. Она обеспечивает право заниматься ею в соответствии с интересами и потребностями населения. В то же время государственная политика может играть и стимулирующую роль, предоставляя льготные условия для развития тех социальных функций физической культуры, которые выгодны государству.
Физическая культура и спорт широко используются в пропагандистских целях, для популяризации политических лидеров, партий, движений, в предвыборных и других кампаниях. Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура служит политике. В современных государственных структурах есть официальные организации, управляющие физической культурой, которые контролируют, поддерживают и стимулируют физкультурную активность людей.
Социокультурные факторы. Воздействие духовной сферы общества на общественную жизнь складывается из культурной жизни общества, из социокультурных факторов. К таким факторам относятся общественное сознание, ментальность общества, нравственные нормы, художественные взгляды и предпочтения, религиозные верования, наука и искусство. Духовная сфера общества — это формирование мировоззрения, знаний, идей и взглядов, образцов поведения, представлений и верований, их распространение через образование, воспитание, посредством массовой информации, путем проведения массовых мероприятий и другой социальной работы. Действие социокультурных факторов состоит в формировании ценностного отношения к физкультурной деятельности различных групп населения, в упорядочении этой деятельности, придании ей организационно-управленческого характера. Немаловажно для социологии физической культуры исследование эффективности этих процессов.
Механизм формирования ценностного отношения во многом обусловлен уровнем общественного мнения в отношении полезности физической культуры и спорта, пропаганды, рекламы, качеством физкультурного образования и воспитания, обучения физическим упражнениям.
Социокультурные факторы определяют направление движения в развитии физической культуры, придают ей целесообразность, наполняют духовностью, идеологией и ценностным смыслом.