Вопрос 14. Олимпийская культура

Вопрос 15. Социализация — это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. Условно этот процесс может быть разделен на этапы (периоды, стадии, фазы), где происходит решение определенных задач и выработка форм взаимоотношений с социумом. Средства социализации зависят не только от возрастных особенностей человека, но и от специфики его социального окружения (например, способы вскармливания младенца; тип семейного воспитания; характер отношений со сверстниками; методы поощрения и наказания в учебных и профессиональных группах и др.).

Большое влияние на процесс социализации личности оказывают социальные группы.

В отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и, значит, может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности.

В широком смысле воспитание обычно рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Поэтому воспитание тесно связано с социально-политической структурой общества, выступающего по отношению к системе образования в качестве заказчика на воспроизведение определенного типа личности.

В узком смысле воспитание характеризуется как специально организуемая деятельность по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где оба субъекта (педагог и воспитанник) проявляют активность в достижении этих целей.

Вопрос 16. Физкультурное воспитание — это педагогический процесс формирования физической культу­ры личности. Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуаль­ное и двигательное (физическое) воспитание.

Физическое (двигательное) воспитание, как часть физкультурного, сводится к физическому развитию, физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков Фзанимаю­щихся, т. е. акцентируется на биологический, двигательный аспект.

Вопрос 17. Валеологические ценности физической культуры в рассматрива­емом аспекте так или иначе включают в себя все ее ценностное содержание.

Так, к валеологическим ценностям физической культуры следу­ет отнести накопленные теорией и методикой знания об исполь­зовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закалива­ния, повышения работоспособности, психоэмоциональной ус­тойчивости.

Интегративность валеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умения и навыки, физическая подготовленность, работоспособ­ность — все эти качества существенно определяют состояние здо­ровья человека.

Мобилизационные ценности физической культуры также име­ют явную валеологическую направленность: самоорганизация здо­рового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воз­действиям внешней среды — результат освоения валеологических ценностей физической культуры.

И, наконец, валеологические ценности физической культуры — это возможности для формирования мотивации, интереса, потреб­ности в бережном отношении человека к своему здоровью.

Вопрос 18. Олимпийское воспитание. Одним из путей реализации гуманитар­ного образования, проповедующего приоритет общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование всего содержания идей олимпизма. Физическое и духовное совершенство­вание личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания — вот те человеческие ценности, которые заложе­ны в основу физической и спортивной культур. Олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физического воспитания и спортивной подготовки философией, объединяющей, как указывается в Олимпийской Хартии, «в сба­лансированное целое достоинства тела, воли и разума». Олимпизм — социально-культурное явление, базирующееся на принципах де­мократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих мораль­но-этических ценностях. Он интегрирует в себе процессы образова­ния, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях физической культуры и спорта.

Олимпийская культура с ее мощным гуманизирующим содер­жанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утили­тарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпий­ской Хартии.

Олимпийская культура — это специфическая философия жиз­ни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потен­циал. В этой связи возрастает роль олимпийского образования, со­держание которого состоит в освоении ценностей олимпийской культуры.

Олимпийская культура составляет совокупность накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности.

Усвоение ценностей олимпийской культуры происходит через систему образования и воспитания.

Вопрос 19. Преодоление негативного влияния современного телевидения возможно при целе­направленном внедрении в массовое сознание необходимости ко ренной перестройки деятельности всех социальных структур, от­ветственных за воспитание детей и молодежи, а следовательно, реальной оценки факторов, действительно формирующих или раз­рушающих гуманистические идеалы человека.

Преобразования в деятельности СМИ должны идти по пути развития двух взаимообусловленных функций пропаганды: обра­зовательной и воспитательной.

Образовательная функция направлена на формирование у населения необходимых и прочных знаний. Воспитатель­ная — призвана формировать у людей определенные качества, черты характера, привычку заниматься физическими упражнени­ями и спортом.

Значение средств массовой информации возрастает. Однако, к сожалению, они делают акцент только на том, что физкультура — это здоровье, и значительно реже показывают связь между физи­ческой культурой и нравственным, эстетическим воспитанием, совсем не раскрывая возможности физкультурного движения в ре­шении социально-экономических задач.

На основании экспериментальных данных было установлено, что пропагандистское воздействие зависит от ряда условий: 1) от того, насколько информация дает прибавку к уже имеющимся у человека знаниям; 2) от степени близости информации к образу жизни и образу мыслей аудитории; 3) от степени необычности подачи информации, которая может привлечь внимание аудито­рии, но это еще не будет означать, что к ней возникнет позитив­ное отношение; 4) от эффекта соучастия; 5) от эмоционального настроя аудитории.

Применительно к средствам массовой информации это означа­ет поворот от агитационно-пропагандистских к просветительно-образовательным функциям, стремление к тому, чтобы люди не только пополняли и углубляли теоретические познания в области ФК, ЗОЖ, олимпизма, не только потребляли информацию, но и имели возможность получить практические знания для решения конкретных вопросов.

Вопрос 20. Роль СМИ в развитии олимпийского спорта очень высока. Именно они, формируя общественное мнение, могут как повы­сить интерес к олимпийским играм, так и понизить его.

настоящий спортивный журналист должен прой­ти школу спорта, понять специфику спортивной деятельности, поиграть в спортивной команде, почувствовать успех и пораже­ние, испытать трудности строгого спортивного режима, доско­нально познать все беды и радости, которые приносит спорт. Только тогда в спортивных материалах мы не увидим фальши,. неискренности, оторванности от реальной жизни, узнаем на­стоящий спорт со всей его привлекательностью и со всеми его проблемами.

Так как в высших физкультурных учебных заведениях только сейчас разворачивается система подготовки кадров по специаль­ности «спортивная журналистика», выпуска настоящих спортив­ных журналистов следует ждать только через несколько лет, одна­ко уже сегодня нужно формировать их профессиональную этику.

Как известно, в каждой профессиональной деятельности суще­ствует некий этический кодекс, нормы поведения специалиста, как, например, «клятва Гиппократа», которую дают молодые вра­чи. Очевидно, что уже практикующим спортивным журналистам совместно со специалистами по этике следует разработать свод принципов и правил, которые станут главным ориентиром их про­фессии и будут призваны регулировать этическую сторону их даль­нейшей деятельности.

На наш взгляд, кодекс должен включать в себя такие пунк­ты, как:

— ответственность;

— достоверность и объективность;

— правила честной игры;

— клятва журналиста.

Возможно, появление специалистов, обладающих вышепере­численными качествами, позволит сделать освещение последую­щих Олимпийских игр и спортивных соревнований более объек­тивным и эффективным для пропаганды ценностей олимпизма, спорта, создания моды на здоровье, повышения национального престижа России.

Вопрос 21. В научных трудах советских ученых возникновение спорта объясняется развитием трудовой деятельности и социальной потребностью в эффективных средствах и спо­собах формирования у подрастающего поколения необходимых физических и духовных качеств. Такая постановка вопросов в значительной мере послужила основанием для утверждения о единой природе культуры физической и спорта. Историко-социологические исследования Н.Р.Ермак и Р. А. Пилояна доказывают, что спорт появился в первобытнооб­щинном обществе в первую очередь как один из способов разре­шения личностных конфликтов путем состязания в силе, ловкос­ти, выносливости. Тем не менее зачастую эти состязания (бег, стрельба из лука) происходили с использованием ведущей трудо­вой деятельности — охоты. По свидетельству историков, в культу­ре племен, живущих в первобытнообщинном строе, не удается обнаружить признаков физического воспитания.

Известный философ М.Я.Сараф связывает возникнове­ние современного спорта также не с потребностями физического совершенствования и нетрадиционными формами праздников, а с преимущественными возможностями спортивной деятельности как досужего развлечения. В спорте человек, как ни в какой другой деятельности, подчиняясь духу игры и состязательности, находит возможности для выражения эмоций, самореализации, добивается признания, а самое главное, овладевает природным миром посредством раз­вития собственного тела и духа. Спорт изначально возник как самостоятель­ный феномен, а затем постепенно превратился в систему физи­ческого воспитания. Спорт становится важнейшим ее элементом, формой и способом физического совершенствования человека, его подготовки к трудовой и другим видам деятельности.

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноцен­ной физической подготовке подрастающего поколения и взросло­го населения к труду. В то же время по мере становления систем образования и воспитания физическая культура превращалась в базовый фактор формирования двигательных умений и навыков. При этом она использует спорт как одно из важных и эффектив­ных средств для достижения целей физического воспитания. Прикладность физкультурной деятельности по отношению к главным сферам жизнедеятельности индивида и общества пред­ставляется очевидной. Под прикладностью подразумевается ее при­годность и полезность в подготовке человека к жизненной практи­ке и деятельности. Основу прикладности составляет действенность факторов физической культуры, которые повышают результатив­ность возможностей организма человека и как следствие — раз­личных видов деятельности. Исследователи генезиса физичес­кой культуры сходятся в том, что ее становление и развитие обус­ловлены использованием присущих ей факторов для обеспечения физической подготовленности подрастающего поколения к трудо­вой и военно-служебной деятельности.

Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существен­ных способов воспитания и социализации, а спорт — как средство и форма выявления социального признания высших физических, психических и духовных способностей индивида или команды.

Вопрос 22. С овременный спорт нельзя рассматри­вать как моноявление, учитывая его многогранность и полифунк­циональность. Уже с начала XX в. существуют следующие разно­видности спорта:

— массовый спорт, в котором действует соревнование и ценит­ся высокий спортивный результат, причем в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физичес­кой рекреации и двигательной реабилитации;

— профессиональный спорт, обусловленный коммерчески­ми интересами и являющийся источником существования спорт­сменов;

— олимпийский спорт, содержащий в своей основе высокие гуманистические традиции, реализующие идеалы олимпизма.

В ходе соревнований, подго­товки к ним и деятельности соответствующих институтов склады­ваются определенные социальные отношения, которые опирают­ся на конкретную систему ценностей и осуществляются на основе определенных норм, принципов и т.д.

Учитывая многообразие этого явления, Л.П.Матвеев [8] дал определение спорта в широком и узком смысле. Он предлагает по­нятие «спорт» (в широком смысле слова) использовать для обо­значения всего комплекса взаимосвязанных со спортом явлений: собственно соревновательную деятельность, специальную подго­товку к ней, а также межчеловеческие отношения и поведенчес­кие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности. Такое понимание спорта существенно отличается от восприя­тия его как занятий физическими упражнениями в массовых фор­мах физической культуры.

Физическая культура становится предпосыл­кой других уровней общекультурного бытия: культуры мировоз­зренческой, политической, нравственной и т. п. Более того, физи­ческая культура специфически способствует проявлению индиви­дуальности и тем самым участвует в реализации главной цели об­щества — совершенствовании человека. Она создает условия для его духовного обогащения, по существу выполняет те же функ­ции, которые характерны для общечеловеческой культуры в це­лом. Физическая культура ориентирует человека на разнообразные формы социальной активности.

Физическая культура выполняет специфически личностную функцию — компенсационную, обеспечивающую формирование индивидуального интереса к физическому совершенству как со­циально и культурно осознаваемой потребности. Физическая культура по природе своей полифункциональна. Круг ее социально-экономических функций постоянно расширяется, во многом качественно трансформируется

Вопрос 23. Развитие физической культуры и спорта определили их специфическое функциональное содержа­ние. Во многом их функции совпадают, однако целевая направ­ленность различна. Одна и та же функция, например экономическая, имеет в физической культуре и в спорте разное содержание. В физической культуре она проявляется прежде всего через повышение работоспособности и устойчивости организма человека, укрепление его здоровья. Более конкретно экономическая функция физической культуры выра­жается в следующем:

— в повышении и устойчивом сохранении высоко й производи­тельности труда, снижении производственного брака;

— снижении заболеваемости и травматизма;

— продлении творческого долголетия.

Современные представления об экономической функции спорта в большей степени связываются с его коммерциализацией и полу­чением доходов:

— от спонсорской деятельности;

— от продажи телевизионных прав на трансляцию самых раз­личных соревнований;

— от рекламных кампаний;

— от продажи билетов, символики, атрибутики и т.п.;

— от заключения контрактов со спортсменами, тренерами.

Воспитательные функции физической культуры и спорта так­же имеют свои специфические особенности.

В понятие физкультурного воспитания входит процесс формирования физической культуры личности посредством осво­ения ее ценностного потенциала. Основными показателями физи­ческой культуры как свойства личности являются: забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, «физкультурная ментальность» человека, уровень знаний в области физической культуры, готов­ность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физичес­ком совершенствовании.

В спортивном воспитании приоритет отдается подготовке лич­ности к соревновательной деятельности. Специфическая для спортивной деятельности направленность на высокий результат предъявляет особые требования к развитию физических и психи­ческих способностей спортсмена. Спортивное воспитание позво­ляет подготовить человека к неординарным физическим и психи­ческим нагрузкам. Особое место спорт занимает в системе само­воспитания. Человек, прошедший школу спорта, как правило, организован, социально активен.

Одним из важных доказательств существенных различий и ме­тодологических несовпадений физической и спортивной культур является осмысление их ценностного потенциала.

Ценности физической культуры особенно ярко проявляются в знаниях и опыте, накопленных человечеством для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового обра­за жизни. Особое значение для человека имеют мобилизационные ценности, которые повышают способность к выживанию в экст­ремальных ситуациях.

Специфические ценности спорта обладают высокой интегриро-ванностью и вариативностью. В первую очередь это относится к воспитательной ценности спорта. Воспитывая характер спортсмена, закаливая его волю, развивая эстетические чувства, утверждая правила честной игры, мы используем эмоциональные, чувствен­ные, эстетические ценности спорта.

Развитие современного олимпийского движения ведет к возра­станию ценности спорта как фактора социальной интеграции и ук­репления международных связей.

Вопрос 24. Использование высоких спортивных технологий оказывается одним из главных ме­ханизмов, обеспечивающих начало сближения физической и спортивной культур, расходившихся до этого в разные стороны. Использование в физическом воспитании научно-технологичес­ких достижений спортивной культуры оказывается наиболее перспективным путем к интеграции физичес­кой и спортивной культур. Формирование новой концепции многолетней физической подготовки в системе физического воспитания и спорта для всех открывает новые возможности их совершенствования и способы выявления спортивного таланта. Основой создания новой технологии физи­ческого воспитания может служить адаптирование известных вы­соких технологий спортивной подготовки к потребностям и усло­виям физического воспитания детей, подростков и молодежи. Особую роль имеет необходимость уяснения тех аспектов спортивной подготовки, которые формируют личностную спортивную культуру атлета и являются, вероятно, одним из самых высо­ких достижений спортивной культуры вообще. Сюда можно отнес­ти и методы воспитания бойцовского характера, высоких качеств спортивного рыцарства и благородства, высокую культуру трени­ровки, восстановления, самоконтроля, а также формирование со­бранности, организованности и упорства в достижении поставленных целей, способности к многолетней систематической рабо­те над своим совершенствованием, умение побеждать и проигры­вать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех. Важным фактором успешности внедрения спортивных техно­логий в физическое воспитание является освоение методов орга­низации учебно-тренировочного процесса и многолетней физи­ческой подготовки в рамках физического воспитания школьников. В этом смысле большое значение приобретают методы физкультурно-спортивной ориентации, выбор подходящего для ребенка вида спортивной, общефизической или оздоровительной трени­ровки. Процессы интеграции в самое ближайшее время должны пойти более интенсивно и будут способствовать эффективному оздоровлению людей и достижению высоких спортивных результатов.

Вопрос 25. Общественная жизнь складывается из взаимодействия всех сфер и областей общества, составляющих в целом единый социальный организм. При этом трудно выделить такую область жизнедеятель­ности общества, которая была бы абсолютно приоритетной. Такие социальные институты, как экономика, культура, политика, во многом определяют уровень социальной жизни лю­бого общества. В физической культуре воз­действие экономических, политических, духовных факторов осо­бенно заметно. Предмет физкультурной деятельности — физичес­кое состояние человека, его телесность, физическое здоровье, т.е. то, без чего не может процветать ни одна сфера общественной деятельности. Исследование физической культуры в си­стеме современного социума является одним из важных направле­ний социологических исследований.

Социально-экономические факторы. Физическая культура, явля­ясь неотъемлемой частью социума, имеет также социально-эконо­мические факторы, определяющие ее существование и развитие, которые выражаются в ее экономической обусловленности и эко­номическом обеспечении.

Физическая культура интенсивно воздействует на экономичес­кую сферу жизни государства и общества — на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потреби­телей. Систематические физкультурные занятия значительно продлевают трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни. В со­временном обществе, когда население многих цивилизованных стран неуклонно стареет, а количество родившихся детей имеет постоянную тенденцию к снижению, проблемы продления трудо­способного возраста имеют первостепенное значение. Развитие экономики обусловило возможность для подготовки и содержания специалистов по физической культуре, а также фи­нансовое, кадровое, научное обеспечение в обслуживании физ­культурной деятельности.

Социально-политические факторы. Роль политики в сфере физической культуры состоит в регули­ровании правовых и идеологических аспектов физкультурного дви­жения, в определении его статуса в обществе. Таким образом, по­литическая сфера общества создает условия для организации физ­культурной деятельности людей. Она обеспечивает право заниматься ею в соответствии с интересами и потребностями населения. В то же время государственная политика может играть и стимулирую­щую роль, предоставляя льготные условия для развития тех соци­альных функций физической культуры, которые выгодны госу­дарству.

Физическая культура и спорт широко используются в пропа­гандистских целях, для популяризации политических лидеров, партий, движений, в предвыборных и других кампаниях. Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура служит политике. В современных государственных структурах есть офици­альные организации, управляющие физической культурой, кото­рые контролируют, поддерживают и стимулируют физкультурную активность людей.

Социокультурные факторы. Воздействие духовной сферы обще­ства на общественную жизнь складывается из культурной жизни общества, из социокультурных факторов. К таким факторам отно­сятся общественное сознание, ментальность общества, нравствен­ные нормы, художественные взгляды и предпочтения, религиоз­ные верования, наука и искусство. Духовная сфера общества — это формирование мировоззрения, знаний, идей и взглядов, образ­цов поведения, представлений и верований, их распространение через образование, воспитание, посредством массовой информа­ции, путем проведения массовых мероприятий и другой социаль­ной работы. Действие социокультурных факторов состоит в формировании ценностного отношения к физ­культурной деятельности различных групп населения, в упорядо­чении этой деятельности, придании ей организационно-управлен­ческого характера. Немаловажно для социологии физической куль­туры исследование эффективности этих процессов.

Механизм формирования ценностного отношения во многом обусловлен уровнем общественного мнения в отношении полезно­сти физической культуры и спорта, пропаганды, рекламы, каче­ством физкультурного образования и воспитания, обучения физи­ческим упражнениям.

Социокультурные факторы определяют направление движения в развитии физической культуры, придают ей целесообразность, наполняют духовностью, идеологией и ценностным смыслом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: