Вопрос 27. В философии и социологии существует несколько тенденций понимания этой проблемы, однако нам ближе идеи тех ученых, которые утверждают, что человек — биосоциокультурная система, уникальность которой определяется сплавом природных, врожденных особенностей индивида и впитанных ею в ходе становления ценностей культуры, влияния социальной среды, в которой личность формировалась. В то же время характер социализации не может не зависеть от природных данных индивидуума: своеобразия его телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, его потребностей, задатков, способностей, специфической организации и одаренности. Речь не о поиске «золотой середины» между биологической и социологической тенденциями, а об акценте на биосоциальной природе человека. Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер, состоит прежде всего в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабляться в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности. Отличительные особенности физического воспитания определяются в основном тем, что это педагогически организованный процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. Иными словами, физическое воспитание является формой социального воздействия на биологическое по своей природе развитие организма человека. Таким образом, физкультурное воспитание и его составная часть — это всегда педагогический процесс целенаправленного, регулируемого изменения физических и духовных кондиций человека, основная задача которого — сознательно и целенаправленно познавать и реализовывать в физкультурной практике уже созданные природой предпосылки гармоничного совершенствования физического потенциала человека. В связи с этим чаще ставится вопрос не о «физическом», а о «физкультурном» воспитании человека. Если в слове «физическое» акцент традиционно ставится на двигательном, биологическом моменте, то в термине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры.
|
|
|
|
Итак, соотношение понятий биологического и социального позволяет обоснованно утверждать идею единства и взаимообусловленности этих философских категорий применительно к процессу освоения и реализации человеком ценностей физической культуры.
Вопрос 28. Современный этап развития культуры характеризуется как преодолением узкоспециализированного изучения ее явлений, так и системным подходом к рассмотрению человека в единстве его социальной и биологической целостности. Физическая культура находит свои формы выражения в материальной (развитие физических качеств, двигательные умения и навыки человека, материально-техническая база и т.д.) и духовной (связанной с познавательной и ценностно-потребительской деятельностью) культуре. Физическая культура — это вид или подсистема общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательной активности. В личностном плане физическая культура становится мерой и способом всестороннего развития личности. В отличие от других культурных сфер она интегрирует в человеке природное и социокультурное начала. Интегративным звеном между социокультурной средой и организмом человека является личность, которая, как известно, представляется не только биологическими качествами, но и социальной активностью.
Главная цель функционирования физической культуры — формирование личности как высшей ценности современного общества. Систематизирующим фактором является деятельность человека, направленная на физическое совершенство. В то же время в физической культуре присутствует и деятельность по развитию духовности как целостности внутренней, психической жизни человека в процессе формирования его физических кондиций.
Вопрос 29. С первых шагов развития спорта в нем возникают и разделяются два его противоположных компонента: так называемый «спорт джентльменов», впоследствии трансформирующийся в любительский спорт, и спорт профессиональный. Во взаимоотношениях этих компонентов обнаруживается и различное содержание самого спорта.
Спорт джентльменов — это прежде всего следствие значительного свободного времени у обеспеченных слоев общества: аристократии, буржуазии. Он становится признаком высокого социального статуса, обязательным элементом хорошего воспитания. В первой половине XX в. появились тренировочные программы.
Любительский и профессиональный спорт мирно сосуществовали, между ними не было непреодолимых преград. Противоречия обострились в период возрождения Олимпийских игр. Престиж этих соревнований был настолько высок, что всем спортсменам хоте-ось выступить и добиться победы, однако только статус любите-я позволял спортсмену участвовать в Олимпиаде.
Любительский спорт исчерпал себя уже к 1930-м годам. Хотя термин «любитель» остался, внося путаницу в массовое сознание в сознание специалистов, на уровне высоких результатов он слил-я с олимпийским спортом, на уровне массовых разрядов — с массовым спортом. Профессиональный спорт, существовавший во все времена и никогда не скрывавший своей коммерческой сущности, чаще всего выступал в соответствующих зрелищных формах: цирк, аттракционы, трюки. «Мировые» первенства могли проводиться в любом городе, где проходили подобные выступления. Кстати, они многое сделали для пропаганды спорта. Современный профессиональный спорт существенно отличается от всех исторически предшествующих ему форм, потому что превратился в отрасль современного шоу-бизнеса: он имеет общественную ценность, занимает немалое место в системе общественных интересов. Но в качестве профессии спорт организуется и функционирует на иных принципах. Здесь царят другие отношения между спортсменами, тренером и спортсменом, между спортсменом и давлением на него. Принцип «Fair play» (честной игры) здесь утрачивает свое основополагающее значение. Профессиональный спорт вводит в свой арсенал приемы далеко не этические: нейтрализация соперника, запугивание и т.п. Спортсмен здесь зависит от многих обстоятельств — условий контракта, тренеров, менеджеров, медиков. Спортивная карьера может закончиться достаточно скоро, ведь выступает спортсмен на пределе своих физических возможностей. Истоки развития спорта высших достижений (олимпийского спорта) исходят из идеи возрождения Олимпийских игр, которая стала быстро воплощаться в практику спортивного движение. 16 июня 1894 г. был учрежден Международный Олимпийский комитет (МОК). Принятая МОК Хартия запрещала участие в играх профессионалов и денежные призы в соревнованиях и положила начало непрерывной полемике о сущности и статусе любительства и профессионализма в спорте.
|
|
С самого начала было ясно, что противоположность этих компонентов спорта относительна. Скоро стало понятным, что время и материальные затраты для достижения высоких спортивных результатов слишком велики, чтобы каждый желающий в свободное время и на свои деньги мог тренироваться и ездить на соревнования. Конечно, людям, способным показывать высокие, рекордные спортивные результаты, необходима материальная и социальная поддержка, компенсация затрат и вознаграждение — как форма признания общественной ценности спортивной победы. Спорт открывает путь к успеху, ломает сословные и расовые преграды, а государство, патронируя спорт, добавляет себе доверия, уважения, блеска. Спортивность стала признаком прогресса.
|
|
Ситуация в спорте высших достижений остается сложной и противоречивой. Основу этой системы составляло убеждение, что массовость спорта служит надежной базой и условием высшего спортивного мастерства, что истоки и резервы олимпийского спорта, олимпийских рекордов — в школьных, производственных и спортивных коллективах. Противоречивость этого убеждения заключается в том, что на самом деле спорт высших достижений все больше и больше дистанцируется от массового спорта. Начиная с технологий спортивной тренировки и кончая режимом питания, восстановления, качеством спортивного инвентаря — все в спорте высших достижений резко отличается от массового спорта.
Другое противоречие, которое формирует негативное общественное мнение, состоит в создании мифа о том, что спорт, физическая активность являются едва ли не единственными факторами сохранения и укрепления здоровья. Никто не оспаривает профилактического значения занятий физическими упражнениями. Однако это лишь один из факторов здорового образа жизни. Кроме занятий спортом, на здоровье человека оказывают немаловажное влияние питание, экология, наличие вредных привычек, уровень жизни, наследственность и т.д. Поэтому напрямую связывать уровень здоровья человека и занятия спортом не совсем корректно. Что же касается здоровья спортсменов, то можно с уверенностью говорить, что современная система спортивной подготовки в большом спорте совсем не гарантирует крепкого здоровья, скорее наоборот, спортсмен работает на пределе своих резервных возможностей и приносит себя в жертву высокому спортивному результату, спортивной победе. Современная критика спорта чаще всего связывается именно с этим противоречием: спорт губителен для человека, заставляет работать на износ, приносит себя в жертву рекорду.
Следующее противоречие спорта высших достижений состоит в том, что многие виды спорта стали стремительно «молодеть». Рекордные результаты стали показывать подростки и почти дети. К таким видам спорта относятся художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание.
Еще одно противоречие, серьезно подрывающее основы спорта, порождено системой договорных побед, которые организуются в гостиничных номерах судей, в кабинетах управленцев, одним словом, далеко от спортивных залов, площадок, полей. Вытеснение соревновательности из спорта приобрело значительные масштабы, особенно в игровых видах спорта.
Не менее сложная ситуация складывается в фармакологической службе спорта. Использование допинга, начавшееся еще в 1970—1980-е годы, распространилось во всех видах спорта. Проблема допинга неоднозначно воспринимается в обществе. Конечно, спорт выигрывает в зрелищности, но гораздо больше проигрывает в гуманности. Ведь при условии применения допинга речь не идет о выявлении сильнейшего, в данном случае идет борьба между медиками и фармакологами, которые наиболее удачно «накачают» спортсмена. Разрешение данного противоречия на сегодняшний день является достаточно проблематичным, поскольку в современном спорте тенденции завоевания победы любой ценой усиливаются и развиваются.
Вопрос 30. Олимпийское движение занимает значительное место в социальной жизни, в культуре современного общества. Пьер де Кубертен и его соратники, стоявшие в начале этого движения, хотели, если не переделать мир, то создать такую сферу человеческой деятельности, которая была бы основана на сотрудничестве и общечеловеческих ценностях. Однако развитие олимпийского движения шло противоречиво, и его история полна компромиссов и отступлений даже от собственных принципов. Несмотря на присутствующие в нем отрицательные моменты, олимпизм как социокультурное образование составляет духовную основу спортивного движения, в котором заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, их стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа определяет его сущностное содержание — служение человеку, личности, обществу.
Тем не менее сегодня олимпизм по своему содержанию неадекватен тем идеалам, с которых начиналось его возрождение.
Олимпийский спорт неуклонно развивается в сторону профессионализации, все откровеннее делая ставку на ценности успеха, карьеры, денег. На этой основе изменились ценностные ориентации в сторону потребительских, такжепрофессионализация, повышая результативность атлетов, вместе с тем приводит к противопоставлению олимпийского спорта другим его разновидностям, отдаляя его от массового спорта. Коммерциализация олимпийского движения также порождает негативную ситуацию для его дальнейшего развития. Зачастую время и условия соревнований определяются уже не интересами спортсменов, не созданием оптимальных условий для достижения спортивных рекордов, а интересами телевизионных компаний, рекламодателей.
В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические традиции — жесткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг, махинации, которые вкорне противоречат идеалам олим-пизма. Современный спорт переживает кризис. Кризис спорта не есть его разрушение. Обществу, специалистам нужно находить пути выхода из этого состояния, предлагать инновационные идеи, разрабатывать новые технологии, изменять приоритеты. Новейшая история олимпизма далека от священных миротворческих традиций древних олимпийских игр и романтизма и любительства Пьера де Кубертена. Социокультурная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее создавшаяся в олимпийском движении кризисная ситуация может стать началом «выздоровления» Олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийскую культуру человека, формировать олимпийское сознание людей. Феномен олимпийской культуры представляет собой развивающийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности. Благодаря этому феномену работает механизм передачи по каналам культурной преемственности накопленных и развиваемых человечеством олимпийских ценностей от поколения к поколению. Инновационность процесса формирования олимпийской культуры в отличие от физического воспитания заключается в его целостности и интегрированности, приоритетности культурного потенциала спортивной деятельности. Освоение спортивных умений и навыков происходит наряду с целенаправленным созданием гуманистических качеств личности. Построение новой воспитательной системы на основе формирования олимпийской культуры создает предпосылки для решения проблемы воспитания человека в единстве его физических, умственных и духовных начал.
Вопрос 31. Следствием ценностной переориентации спорта в период последних российских реформ стала его деидеологизация, коммерциализация, профессионализация. Обозначилась опасность утраты его самобытности, национальных спортивных традиций. Спорт становится средством формирования социального неравенства, неоднородности общества. Тенденции развития спорта и его основные черты:
• демократизация и интернационализация, расширение географии спорта;
• появление новых видов спорта;
• бурное развитие массового и профессионального спорта;
• бурный рост спортивно-технических достижений;
• появление нового направления в спортивном движении — спорте высших достижений;
• интенсивное развитие женского спорта;
• интенсивное развитие детско-юношеского спорта;
• неуклонное расширение календаря спортивных соревнований на национальном и международном уровне;
• зарождение и интенсивное развитие спортивной науки;
• интенсивное развитие специализированной системы СМИ, обслуживающей спорт;
• создание мощной специализированной системы спортивных сооружений;
• создание новых международных спортивных организаций, интенсивное развитие международного и олимпийского движения.
Ведущие тенденции развития спорта XX в. еще длительное время
останутся ими и в XXI в. Но должно возрасти
социальное значение спорта, усилиться воздействие спорта на
образовательную, воспитательную сферы, на здоровье человека.
Заметно медленнее, но будет продолжаться рост рекордов в видах спорта, будет совершенствоваться техническое и тактическое мастерство спортсменов. Неизбежно появление новых видов спорта.
Все большее значение будут иметь научное обеспечение спорта, развитие различных направлений спортивной науки, особенно медико-биологического.
XXI в., по мнению многих ученых, может стать веком дальнейшего развития женского спорта, все новые и новые виды спорта будут осваиваться девушками и женщинами.
В XXI в., по прогнозам социологов, существенное влияние на спортивные рекорды будут оказывать спортсмены из Африки. Социально-экономическое развитие стран Африки может существенно повлиять на развитие мирового спортивного движения.
Спорт навсегда останется феноменом, в котором человек находит возможность самореализации, самовыражения. Поэтому пока живо человеческое общество будет существовать и развиваться спорт.