Вопрос 26. Любительский спорт

Вопрос 27. В философии и социологии существует несколько тенденций понимания этой проблемы, однако нам ближе идеи тех ученых, которые утверждают, что человек — биосоциокультурная систе­ма, уникальность которой определяется сплавом природных, врож­денных особенностей индивида и впитанных ею в ходе становле­ния ценностей культуры, влияния социальной среды, в которой личность формировалась. В то же время характер социализации не может не зависеть от природных данных индивидуума: своеобра­зия его телесной и психической организации, темперамента, ин­теллектуального потенциала, его потребностей, задатков, способно­стей, специфической организации и одаренности. Речь не о поиске «золотой середины» между биологической и социологической тенденциями, а об акценте на био­социальной природе человека. Особенность феномена физи­ческой культуры в отличие от других ее сфер, состоит прежде всего в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс физичес­кого развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возмож­ностей. Но было бы неверным считать, что биологические процес­сы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потен­циала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабляться в зави­симости от активности человека, который может сознательно воз­действовать на ход этого объективного процесса, опираясь на по­знание его законов и сущности. Отличительные особенности физического воспитания определяются в основном тем, что это педагогически организованный процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических ка­честв человека, совокупность которых в решающей мере опреде­ляет его физическую дееспособность. Иными словами, физи­ческое воспитание является формой социального воздействия на биологическое по своей природе развитие организма человека. Таким образом, физкультурное воспитание и его составная часть — это всегда педагогический процесс целенаправленного, регулируемо­го изменения физических и духовных кондиций человека, основ­ная задача которого — сознательно и целенаправленно познавать и реализовывать в физкультурной практике уже созданные приро­дой предпосылки гармоничного совершенствования физического потенциала человека. В связи с этим чаще ставится вопрос не о «физическом», а о «физкультурном» воспитании человека. Если в слове «физическое» акцент традици­онно ставится на двигательном, биологическом моменте, то в тер­мине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала фи­зической культуры.

Итак, соотношение понятий биологического и социального позво­ляет обоснованно утверждать идею единства и взаимообусловленно­сти этих философских категорий применительно к процессу освоения и реализации человеком ценностей физической культуры.

Вопрос 28. Современный этап развития культуры характеризуется как пре­одолением узкоспециализированного изучения ее явлений, так и системным подходом к рассмотрению человека в единстве его со­циальной и биологической целостности. Физическая культура находит свои формы выражения в материальной (развитие физических ка­честв, двигательные умения и навыки человека, материально-тех­ническая база и т.д.) и духовной (связанной с познавательной и ценностно-потребительской деятельностью) культуре. Физическая культура — это вид или подсистема общей культуры, область социальной деятельности, представляющая со­бой совокупность духовных и материальных ценностей, создавае­мых и используемых обществом в целях физического развития че­ловека, укрепления его здоровья и совершенствования двигатель­ной активности. В личностном плане физическая культура стано­вится мерой и способом всестороннего развития личности. В отли­чие от других культурных сфер она интегрирует в человеке при­родное и социокультурное начала. Интегративным звеном между социокультурной средой и организмом человека является личность, которая, как известно, представляется не только биологическими качествами, но и социальной активностью.

Главная цель функционирования физической культуры — фор­мирование личности как высшей ценности современного обще­ства. Систематизирующим фактором является деятельность чело­века, направленная на физическое совершенство. В то же время в физической культуре присутствует и деятельность по развитию духовности как целостности внутренней, психической жизни че­ловека в процессе формирования его физических кондиций.

Вопрос 29. С первых шагов развития спорта в нем возникают и разделяют­ся два его противоположных компонента: так называемый «спорт джентльменов», впоследствии трансформирующийся в любитель­ский спорт, и спорт профессиональный. Во взаимоотношениях этих компонентов обнаруживается и различное содержание самого спорта.

Спорт джентльменов — это прежде всего следствие значитель­ного свободного времени у обеспеченных слоев общества: арис­тократии, буржуазии. Он становится признаком высокого социального статуса, обязательным элементом хорошего воспитания. В первой половине XX в. появились тренировочные программы.

Любительский и профессиональный спорт мирно сосуществовали, между ними не было непреодолимых преград. Противоречия обострились в период возрождения Олимпийских игр. Престиж этих соревнований был настолько высок, что всем спортсменам хоте-ось выступить и добиться победы, однако только статус любите-я позволял спортсмену участвовать в Олимпиаде.

Любительский спорт исчерпал себя уже к 1930-м годам. Хотя термин «любитель» остался, внося путаницу в массовое сознание в сознание специалистов, на уровне высоких результатов он слил-я с олимпийским спортом, на уровне массовых разрядов — с массовым спортом. Профессиональный спорт, существовавший во все времена и никогда не скрывавший своей коммерческой сущности, чаще все­го выступал в соответствующих зрелищных формах: цирк, аттрак­ционы, трюки. «Мировые» первенства могли проводиться в любом городе, где проходили подобные выступления. Кстати, они многое сделали для пропаганды спорта. Современный профессиональный спорт существенно отлича­ется от всех исторически предшествующих ему форм, потому что превратился в отрасль современного шоу-бизнеса: он имеет общественную ценность, занимает немалое место в системе обществен­ных интересов. Но в качестве профессии спорт организуется и функционирует на иных принципах. Здесь царят другие отношения между спорт­сменами, тренером и спортсменом, между спортсменом и давле­нием на него. Принцип «Fair play» (честной игры) здесь утрачивает свое ос­новополагающее значение. Профессиональный спорт вводит в свой арсенал приемы далеко не этические: нейтрализация соперника, запугивание и т.п. Спортсмен здесь зависит от многих обстоя­тельств — условий контракта, тренеров, менеджеров, медиков. Спортивная карьера может закончиться достаточно скоро, ведь выступает спортсмен на пределе своих физических возможностей. Истоки развития спорта высших достижений (олимпийского спорта) исходят из идеи возрождения Олимпийских игр, которая стала быстро воплощаться в практику спортивного движение. 16 июня 1894 г. был учрежден Международный Олимпийский коми­тет (МОК). Принятая МОК Хартия запрещала участие в играх профессионалов и денежные призы в соревнованиях и положила начало непрерывной полемике о сущности и статусе любительства и профессионализма в спорте.

С самого начала было ясно, что противоположность этих ком­понентов спорта относительна. Скоро стало понятным, что время и материальные затраты для достижения высоких спортивных ре­зультатов слишком велики, чтобы каждый желающий в свободное время и на свои деньги мог тренироваться и ездить на соревнова­ния. Конечно, людям, способным показывать высокие, рекорд­ные спортивные результаты, необходима материальная и соци­альная поддержка, компенсация затрат и вознаграждение — как форма признания общественной ценности спортивной победы. Спорт открывает путь к успеху, ломает сословные и расовые пре­грады, а государство, патронируя спорт, добавляет себе доверия, уважения, блеска. Спортивность стала признаком прогресса.

Ситуация в спорте высших достижений остается слож­ной и противоречивой. Основу этой системы составляло убеждение, что массовость спорта служит на­дежной базой и условием высшего спортивного мастерства, что ис­токи и резервы олимпийского спорта, олимпийских рекордов — в школьных, производственных и спортивных коллективах. Проти­воречивость этого убеждения заключается в том, что на самом деле спорт высших достижений все больше и больше дистанцируется от массового спорта. Начиная с технологий спортивной трениров­ки и кончая режимом питания, восстановления, качеством спортив­ного инвентаря — все в спорте высших достижений резко отлича­ется от массового спорта.

Другое противоречие, которое формирует негативное обществен­ное мнение, состоит в создании мифа о том, что спорт, физичес­кая активность являются едва ли не единственными факторами сохранения и укрепления здоровья. Никто не оспаривает профи­лактического значения занятий физическими упражнениями. Од­нако это лишь один из факторов здорового образа жизни. Кроме занятий спортом, на здоровье человека оказывают немаловажное влияние питание, экология, наличие вредных привычек, уровень жизни, наследственность и т.д. Поэтому напрямую связывать уро­вень здоровья человека и занятия спортом не совсем корректно. Что же касается здоровья спортсменов, то можно с уверенностью говорить, что современная система спортивной подготовки в боль­шом спорте совсем не гарантирует крепкого здоровья, скорее на­оборот, спортсмен работает на пределе своих резервных возмож­ностей и приносит себя в жертву высокому спортивному результа­ту, спортивной победе. Современная критика спорта чаще всего связывается именно с этим противоречием: спорт губителен для человека, заставляет работать на износ, приносит себя в жертву рекорду.

Следующее противоречие спорта высших достижений состоит в том, что многие виды спорта стали стремительно «молодеть». Рекордные результаты стали показывать подростки и почти дети. К таким видам спорта относятся художественная и спортивная гим­настика, фигурное катание.

Еще одно противоречие, серьезно подрывающее основы спорта, порождено системой договорных побед, которые организуются в гостиничных номерах судей, в кабинетах управленцев, одним сло­вом, далеко от спортивных залов, площадок, полей. Вытеснение соревновательности из спорта приобрело значительные масшта­бы, особенно в игровых видах спорта.

Не менее сложная ситуация складывается в фармакологичес­кой службе спорта. Использование допинга, начавшееся еще в 1970—1980-е годы, распространилось во всех видах спорта. Про­блема допинга неоднозначно воспринимается в обществе. Конеч­но, спорт выигрывает в зрелищности, но гораздо больше проиг­рывает в гуманности. Ведь при условии применения допинга речь не идет о выявлении сильнейшего, в данном случае идет борьба между медиками и фармакологами, которые наиболее удачно «на­качают» спортсмена. Разрешение данного противоречия на сегод­няшний день является достаточно проблематичным, поскольку в современном спорте тенденции завоевания победы любой ценой усиливаются и развиваются.

Вопрос 30. Олимпийское движение занимает значительное место в соци­альной жизни, в культуре современного общества. Пьер де Кубертен и его соратники, стоявшие в начале этого движения, хотели, если не переделать мир, то создать такую сферу человеческой дея­тельности, которая была бы основана на сотрудничестве и обще­человеческих ценностях. Однако развитие олимпийского движе­ния шло противоречиво, и его история полна компромиссов и отступлений даже от собственных принципов. Несмотря на присутствующие в нем отрицательные моменты, олимпизм как социокультурное образование составляет духовную основу спортивного движения, в котором заложены гуманисти­ческие ценности: добрая воля людей, их стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа опре­деляет его сущностное содержание — служение человеку, личнос­ти, обществу.

Тем не менее сегодня олимпизм по своему содержанию неадек­ватен тем идеалам, с которых начиналось его возрождение.

Олимпийский спорт неуклонно развивается в сторону профессио­нализации, все откровеннее делая ставку на ценности успеха, ка­рьеры, денег. На этой основе изменились ценностные ориентации в сторону потребительских, такжепро­фессионализация, повышая результативность атлетов, вместе с тем приводит к противопоставлению олимпийского спорта другим его разновидностям, отдаляя его от массового спорта. Коммерциализация олимпийского движения также порождает не­гативную ситуацию для его дальнейшего развития. Зачастую время и условия соревнований определяются уже не интересами спорт­сменов, не созданием оптимальных условий для достижения спортивных рекордов, а интересами телевизионных компаний, рекламодателей.

В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические традиции — жесткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг, махинации, которые вкорне противоречат идеалам олим-пизма. Современный спорт переживает кризис. Кризис спорта не есть его разрушение. Обществу, специалистам нужно находить пути выхода из этого состояния, предлагать инновационные идеи, раз­рабатывать новые технологии, изменять приоритеты. Новейшая история олимпизма далека от священных миротвор­ческих традиций древних олимпийских игр и романтизма и люби­тельства Пьера де Кубертена. Социокультурная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее создавшаяся в олимпийском движении кризисная ситуация может стать началом «выздоровле­ния» Олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийс­кую культуру человека, формировать олимпийское сознание лю­дей. Феномен олимпийской культуры представляет собой развиваю­щийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, цен­ностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеоло­гии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности. Благодаря этому феномену работает механизм передачи по каналам культурной преемственности накопленных и развиваемых человечеством олимпийских ценностей от поколения к поколению. Инновационность процесса формирования олимпийской куль­туры в отличие от физического воспитания заключается в его целостности и интегрированности, приоритетности культурно­го потенциала спортивной деятельности. Освоение спортивных умений и навыков происходит наряду с целенаправленным со­зданием гуманистических качеств личности. Построение новой воспитательной системы на основе формирования олимпийс­кой культуры создает предпосылки для решения проблемы вос­питания человека в единстве его физических, умственных и ду­ховных начал.

Вопрос 31. След­ствием ценностной переориентации спорта в период последних российских реформ стала его деидеологизация, коммерциализа­ция, профессионализация. Обозначилась опасность утраты его са­мобытности, национальных спортивных традиций. Спорт стано­вится средством формирования социального неравенства, неодно­родности общества. Тенденции развития спорта и его основные черты:

• демократизация и интернационализация, расширение геогра­фии спорта;

• появление новых видов спорта;

• бурное развитие массового и профессионального спорта;

• бурный рост спортивно-технических достижений;

• появление нового направления в спортивном движении — спорте высших достижений;

• интенсивное развитие женского спорта;

• интенсивное развитие детско-юношеского спорта;

• неуклонное расширение календаря спортивных соревнований на национальном и международном уровне;

• зарождение и интенсивное развитие спортивной науки;

• интенсивное развитие специализированной системы СМИ, обслуживающей спорт;

• создание мощной специализированной системы спортивных сооружений;

• создание новых международных спортивных организаций, интенсивное развитие международного и олимпийского движения.

Ведущие тенденции развития спорта XX в. еще длительное время
останутся ими и в XXI в. Но должно возрасти
социальное значение спорта, усилиться воздействие спорта на
образовательную, воспитательную сферы, на здоровье человека.

Заметно медленнее, но будет продолжаться рост рекордов в видах спорта, будет совершенствоваться техническое и тактическое мас­терство спортсменов. Неизбежно появление новых видов спорта.

Все большее значение будут иметь научное обеспечение спорта, развитие различных направлений спортивной науки, особенно медико-биологического.

XXI в., по мнению многих ученых, может стать веком дальней­шего развития женского спорта, все новые и новые виды спорта будут осваиваться девушками и женщинами.

В XXI в., по прогнозам социологов, существенное влияние на спортивные рекорды будут оказывать спортсмены из Африки. Со­циально-экономическое развитие стран Африки может существенно повлиять на развитие мирового спортивного движения.

Спорт навсегда останется феноменом, в котором человек нахо­дит возможность самореализации, самовыражения. Поэтому пока живо человеческое общество будет существовать и развиваться спорт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: