Социология ФК и с

Вопрос 1. В настоящее время социология физической культуры и спорта является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного по­знания. Социологические исследования позволяют выявить влия­ние различных социальных факторов на развитие физической куль­туры и спорта, а также определить влияние данной сферы на об­щественную жизнь. Многочисленные конкретные социологичес­кие исследования позволяют анализировать потребностно - мотивационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, цен­ностные ориентации, уровень ценностного отношения к физичес­кой культуре и спорту.

Полученные данные позволяют находить правильные управлен­ческие решения, прогнозировать различные ситуации и прини­мать действенные меры по совершенствованию развития физичес­кой культуры и спорта, их положительному влиянию на соци­альную жизнь людей.

Вопрос 2. Культура — явление чрезвычайно многообразное как по харак­теру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, ре­гулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д. Культура — обобщенный, аккумулированный опыт человече­ства, который служит фактором формирования и сохранения спо­собностей, потребностей и свойств человека. Культура развивается в основном в трех формах своего существования:

— условия жизни (материальные и духовные ценности);

— культура деятельности (технологии ее осуществления);

— культура личности (способности, актуализированные знания и навыки практической деятельности человека).

Культура охватывает различные социальные явления индивида: качество и способности человека, формы деятельности, типы по­ведения, связанные с ними образцы, нормы, правила, санкции, знаково-символические формы их проявления, эмоциональные ре­акции, знания, интересы, потребности, социальные отношения, процессы, институты, и др. Все эти социальные явления приобре­тают культурный статус лишь в том случае, если для индивида они выступают как ценности (признаются как важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняют­ся, передаются из поколения в поколение.

С учетом многообразия социально и культурно сформированных параметров телесного бытия человека в рамках физической культуры выделяют культуру движений (дви­ гательную культуру), культуру телосложения и культуру физичес­кого здоровья.

Спорт уникальный социальный институт развития, распро­странения и освоения культуры двигательной деятельности чело­века и человечества. Общепризнанно связывать спорт с соперни­чеством, состязательностью, под которыми понимается борьба меж­ду людьми, между человеком и природными явлениями или чело­века с самим собой. Именно соревновательная деятельность и под­готовка к ней являются основными признаками, отличающими спорт от других феноменов. Ключевым в определении понятия яв­ляется и то, что спорт выступает как средство и форма выявления социального признания высших психических и духовных способ­ностей индивида и команды.

Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английско­го слова «de sporte», что означает «развлечение, увеселение, заба­ва». Ныне содержание понятия «спорт» лишь отчасти соответствует первоначальному смыслу, доминирует же другое — результат и сравнение результатов в соревновании. Термин «спорт» употребля­ется применительно к различным областям, в зависимости от того, какие цели ставят перед собой занимающиеся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт, спортивно-воспитательная деятельность (СВД}, профессиональный или коммерческий.

Спорт — социальное явление, которое создало свою собственную национальную и международную структуру, специальную матери­альную базу, кадры по специальности, систему и принципы обуче­ния и тренировки. В нем как в общественно-культурном явлении сочетаются наряду с соревновательной функ­ции разностороннего развития спортсменов, воспитания и подго­товки их к жизненной практике; эвристические, оздоровительно-рекреативные, эстетические, экономические, зрелищные, т.е. фун­кции, присущие ему прежде всего как социокультурному явлению.

Спортивная культура — это составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности, учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упраж­нения в рамках соревновательной деятельности. Ее цель — первен­ства и рекорды, за счет использования физического и духовного совершенства человека.

Таким образом, спортивная культура — это спортивная дея­тельность и ее результат, связанный с высоким спортивным дос­тижением, подготовкой к нему. Это совокупность материальных благ, социальных и личностных ценностей спорта, освоение кото­рых способствует формированию гармонически развитой личности.

Система физического и спортивного воспитания — совокупность идей, методов и способов, структурно организованных по единым принципам с целью реализации определенных политических, био­логических и социальных идей в сфере физического воспитания и спорта.

Понятие системы объединяет теорию и практику физического воспитания и спорта в определенном обществе. Система физичес­кого и спортивного воспитания отражает исторически сложившийся тип его социальной практики, т. е. целесообразно упорядоченную, организованную совокупность основ и форм, определенных усло­виями развития общественной формации. Ха­рактеризуется идеологическими основами, выраженными в целе­вых установках, принципах, идеях, продиктованных потребнос­тями общества, теоретико-методическими основами физического воспитания и спорта, программно-нормативными основами и спо­собами реализации этих основ.

«Физическая культура» означает совокупность обще­ственных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и фак­торов, существенных для физического совершенствования чело­века. Физическая культура — понятие более общее, отражающее самое существенное. Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры. Этот термин часто употребляется в качестве синонима понятия «физическая культура» и, по мнению специа­листов, может также рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку обозначает стремление к физи­ческим достижениям на основе норм, правил, принципов трени­ровки и соревнований. Соревновательный метод занятий и прин­ципы тренировки широко используются при занятиях физкуль­турной деятельностью. Поэтому, когда говорят о занятиях спортом, то имеют в виду использование различных физических упражне­ний, чтобы укрепить здоровье и работоспособность.

Социальное — это совокупность общественных отношений дан­ного общества, интегрированная в процессе совместной деятель­ности (взаимодействие) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их отношении и взаимодействии. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах. Таким образом, социальное явление или процесс воз­никают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы (общности).

Вопрос 3. С оциология физической куль­туры решает свои специфические проблемы и имеет свой пред­мет, отличный от других социальных наук. Ее объект — физичес­кая культура и спорт как общественные явления. Она исследует их социальную природу, законы их возникновения, развития и функ­ционирования, систему и закономерности, которые сложились и существуют в современном обществе. Решение данных проблем и составляет сущность ее как науки. Эта наука — одно из прикладных направлений социологии. Как на­учная и учебная дисциплина, она выясняет механизмы и характер общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, рассматривает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также специальные взаимодействия в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности [2]. Кроме того, по определению В.И.Столярова [3], социология физической куль­туры и спорта является научной дисциплиной, изучающей место физической культуры и спорта в обществе, их социальные функ­ции и связь с другими общественными явлениями, а также по­требности, интересы, ценностные ориентации и общественное мнение различных социально-демографических групп населения.

Социологию физичес­кой культуры и спорта, можно представить структуру построения этой науки. Первая часть исследует развитие физической куль­туры как общественного явления (изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и прогноз развития физической культуры). Вторая часть социологии фи­зической культуры и спорта построена на изучении спорта как социально-культурного феномена, его противоречий, основных за­кономерностей и тенденций развития в современном обществе.

Целью научной дисциплины «Социология физической культуры и спорта» является исследование физической культуры и спорта как общественных явлений, использование его результатов для построения закономерностей и тенденций их развития, прогнози­рование и принятие управленческих решений по совершенствова­нию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.

В качестве учебной дисциплины социология имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую куль туру и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.

Задачи социологии физической культуры и спорта можно свес­ти к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.

Приоритетной задачей социологии физической культуры и спорта считается выявление факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер и подразде­ляются на две группы.

I группа — объективные факторы, определяющие массовость
физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся:

• уровень развития материальной базы физической культуры и спорта;

• подготовка профессиональных кадров, их численность и каче­ство подготовки.

II группа — субъективные факторы, влияющие на разрешение
проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним
относятся:

• формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;

• формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкулыурно-спортивную деятельность;

• воспитание у населения потребности в физкультурно-спортив­ной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.

Не менее значимой для социологии физической культуры и спорта является задача разрешения социальных проблем спорта, заключающаяся в решении следующих вопросов:

Что такое спорт и спортивная деятельность?

Как соотносится спорт с другими социальными явлениями?

Как осуществляется спортивная деятельность в структуре обра­за жизни и свободного времени?

Какие факторы стимулируют занятия спортом или, наоборот, препятствуют развитию спортивной деятельности?

Вопрос 4. Социология физической культуры, являясь по своей сути при­кладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции — теоретико-познавательные, мировоззрен­ческие и организационно-управленческие.

Теоретико-познавательные функции состоят в изучении соци­альных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольных спортивных обществах и других организациях. Ре­зультаты исследований дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.

Социология физической культуры и спорта выполняет прису­щие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них про­цессов, прослеживая все характерные для них причинно-следствен­ные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относя­щимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся тенденции, от­крывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция [6].

Мировоззренческая функция социологии физической культуры и спорта состоит в формировании общественного сознания по отно­шению к ценностному содержанию физической культуры и спорта, в распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культу­ры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям фи­зическими упражнениями и спортом.

Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в ре­гулярные физкультурно-спортивные занятия, социология физической культуры и спорта призвана давать практические рекомен­дации по организации и управлению в сфере физической культу­ры и спорта. Разрабатывая прогнозы развития социально-эконо­мической сферы отрасли, социология физической культуры и спорта выполняет свою организационно-управленческую функцию.

Вопрос 5. К числу наук, имеющих общий с социологией физической куль­туры и спорта объект исследования, следует отнести теорию физической культуры, историю, психологию, науку об управлении физической культурой и спортом. Кроме того, она взаимосвязана с социальной психологией, педагогикой спорта. Сходство этих наук с социологией определяется их общим объектом исследования — физической культурой и спортом. Однако каждая из этих наук имеет свой собственный предмет и методы исследования. Так, предме­том истории является изучение исторических предпосылок разви­тия и становления физической культуры как явления части жизни. Психология спорта изучает процесс формирования личности в сфере физической культуры и спорта (спортсмена, тренера, руко­водителя и т.д.). Теория физической культуры создает и развивает теоретические положения науки, в то время как социология фи­зической культуры и спорта исследует социальный генезис, соци­альную роль и социальные функции физической культуры и спорта. Социология, являясь интегративной наукой, дает определенные импульсы для целостного изучения физической культуры и спорта, в том числе для разработки общетеоретических и методологичес­ких подходов к их изучению и развитию.

Социология физической культуры формировалась и функцио­нирует, с одной стороны, как одна из частей наук о физической культуре и спорте, с другой — как раздел социологического зна­ния.

Вопрос 6. В первой трети XX в. наблюдалось относительно слабое развитие физической культуры и спорта. Для физкультурно-спортивного движения того времени были характерны небольшое число его участников и соревнований, сравнительная простота организации и управления.

Однако начиная с 1930-х годов физкультурно-спортивное дви­жение в нашей стране формируется как массовое, разрабатываются программно-нормативные основы, создается материальная база. Физическая культура и спорт охватывают все слои населения, ус­ложняются процессы развития физической культуры и спорта. Появляется острая необходимость проведения конкретного соци­ологического исследования (КСИ) с целью изучения эффектив­ности физкультурно-спортивной деятельности, исследования мо­тивов, интересов, значимости и места физической культуры в об­разе жизни советских людей.

О. А. Милыптейн выделяет три этапа в разви­тии советской социологии физической культуры.

I этап — с послереволюционных лет до начала 1960-х годов
(осмысление, теоретическое обобщение социальных функций фи­
зической культуры — начиная с 1930-х годов социологические ис­
следования проводятся в рамках истории физической культуры,
начиная с 1960-х годов — в рамках теории физической культуры).

II этап—с начала 1960-х до начала 1970-х годов (связан с
использованием КСИ, обусловленных значительным развитием раз­
личных сторон жизни советского общества).

III этап —с начала 1970-х до середины 1980-х годов (когда
потребовалось теоретическое обобщение многообразных конкрдг-
ных социологических исследований в сфере физической культуры,
раскрытие тенденции, закономерностей ее развития и функциони­
рования). На этом этапе важным явилось определение предмета соци­
ологии физической культуры, его рамок и связей с другими наука­
ми: общественными, естественными и спортивно-педагогическими.

Современный этап (назовем его IV этапом) развития социоло­гии физической культуры характеризуется привлечением большо­го количества социологов, работающих в сфере физической куль­туры, значительным количеством КСИ, теоретических обобще­ний, расширением социологического знания, внедрением учеб­ных курсов в образовательную сферу отрасли.

Одной из первых работ, значимых для развития социологии физической культуры и спорта в нашей стране, была монография Н. И. Пономарева «Социальные функции физической культуры и спорта», где раскрывается широкий спектр ее функций, обсужда­ется ряд проблемных вопросов влияния физической культуры и спорта на формирование целостной, всесторонне развитой лич­ности, выделяются потребности, которые могут быть удовлетво­рены средствами физической культуры, а также обсуждаются ее аксиологические проблемы. Важным достижением социологической мысли явилась разра­ботка культурологических основ физической культуры и спорта, представленных именами В.М.Выдрина, Н.А.Пономарева, Ю. М. Николаева. Социологические исследования и фундаментальные работы В.И.Столярова, М.Е.Кутепова, М.ААрвисто показали высокую воспитательную роль физической культуры и спорта как действен­ного средства формирования, развития и социологизации лично­сти. Над проблемами социальной адаптации, формирования здо­рового образа жизни различных категорий населения работали В.В.Белорусова, В.Д.Гончаров, В.И.Жолдак, П.А.Виноградов, М.Я.Виленский.

Одним из направлений социологии явилось исследование в сфере пропаганды ФКС, проведенное П.А. Виноградовым, А. В. Огане­сян, И. И. Переверзиным. Значительные социологические иссле­дования 1970-х годов, направленные на изучение социального об­лика советских спортсменов — участников Олимпийских игр 1952— 1976 гг., были осуществлены О.А.Милынтейном.

В 1980-е годы стала активно развиваться олимпийская тематика. Олимпийское образование, олимпийская культура, развитие олим­пийского движения в мире и в России.

Становлению и развитию социологии физической культуры и спорта в мире в немалой степени содействовал Международный комитет социологии спорта при СИЕПС ЮНЕСКО, который был создан в 1964 г. и включал в себя представителей как науки о фи­зическом воспитании, так и социальных наук. Международный комитет социологии спорта начал издавать специальный журнал по проблемам социологии спорта — «International Review of Sport Sociology», который в настоящее вре­мя называется «International Review for the Sociology of Sport». С 1967 г. Комитет организует рабочие международные семинары. Так, в 1967 г. в США был проведен семинар «Спорт и игра — сравнительный культурологический анализ», затем в Великобри­тании (1971) и Швейцарии (1971) проведены семинары по мето­дологии социологического исследования в спорте. При содействии Международного комитета социологии спорта (по данным В.И.Столярова) был разработан и реализован ряд международных исследовательских проектов, например: «Проект моделей спортивной карьеры», «Проект спортивной социализа­ции», «Проект проведения политики в спортивных организаци­ях». В настоящее время социология физической культуы и спорта (ФКС) проводит многочисленные исследования, посвященные развитию и функционированию физической культуры и спорта, ее влиянию на формирование личности, определению критериев физической культуры личности.

Вопрос 7. Современные тенденции развития ФКС свидетельствуют об усилении культурного и образовательного подходов в спортивной практике и организации физического воспитания. С учетом этого из­меняются требования общества к сфере физической культуры и спорта.

Социальная структура — это устойчивая связь элементов в со­циальной системе, где элементами являются люди, объединения, общности, группы, слои. Реализуют эту связь в том числе и соци­альные институты — исторически сложившиеся устойчивые фор­мы организации жизни людей. Понятие «институт» связывается с характеристикой упорядочения, формализации, стандартизации.

Процесс институализации любого явления включает в себя ряд обязательных организационных моментов:

1. Создается соответствующая потребность людей в развитии данного явления.

2. Каждый институт выполняет строго определенную социальную функцию, характерную только для него.

3. Содержит и развивает свою материальную базу.

4. Обеспечивает свою систему профессиональными кадрами,
производит подготовку этих кадров.

Физическая культура и спорт к концу 1920-х годов приобрета­ют черты социального института, постепенно оформляясь в само­стоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время, явля­ясь современной метасистемой, они превратились в эту отрасль и представляют собой особый социальный институт, наделенный сле­дующими функциями:

— выполняют четко определенные социальные функции (вос­питание, образование, оздоровление и т.д.);

— имеют развитую инфраструктуру, материальную базу (стади­оны, спортивные залы, бассейны и т.д.);

— ведут активную подготовку профессиональных кадров (учи­лища олимпийского резерва, колледжи, институты, академии изи-ческой культуры).

Вопрос 8. Ф изическая культура является частью культуры об­щества, то ей присущи прежде всего общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как воспитательная, обра­зовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др.

Воспитание человека. Занятия физическими упражнениями и спортом:

· создают возможности для воспитания воли, честности, муже­ства, трудовых качеств;

· развивают гуманистические убеждения, чувство уважения сопер­ника;

· формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту).

Образование человека. В процессе занятий ФКС человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результата. Занятия ФКС создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности.

Оздоровление человека. Физическая культура — важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) — новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами.

Как самостоятельная часть культуры общества физическая куль­тура имеет специфические социальные функции. Последние орга­нически связаны с общими, но в более конкретной форме выра­жают социальную сущность физической культуры как обществен­но необходимой деятельности, ее способность удовлетворять зап­росы общества в области физического воспитания.

По признакам общности их можно объединить в следующие группы:

1. Общее развитие и укрепление организма всех людей незави­симо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, снижение процессов инволюций и т.д.).

2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности, за­щите отечества (мобилизационная функция физической культу­ры, профессионально-прикладная физическая подготовка).

3. Удовлетворение потребности людей в активном отдыхе, до­суге, рациональном использовании свободного времени (отвле­чение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни).

4. Развитие волевых физических способностей и двигательных возможностей человека от оптимального до предельного уровней.

5. Экономическая значимость физической культуры определя­ется снижением уровня заболеваемости и травматизма трудящих­ся, повышением их производительности труда, долголетием, в том числе и трудовым.

Вопрос 9. Спорт как «школа характера, мужества, воли». Если спорт орга­нично включен в целостную отлаженную социально-педагогичес­кую систему, он является одним из действеннейших средств вос­питания личности, особенно физического воспитания.

Именно в этом качестве спорт, как известно, еще издревле во­шел в общую социальную систему воспитания. Часто спорт назы­вали «школой эмоций», «школой характера», «школой воли».

В целом спорт является мощным фактором социализации лич­ности и ее социальной интеграции.

Межличностные отношения соперничества, сотрудничества между спортсменами, между спортсменами и тренерами, органи­заторами, спортивными арбитрами, совокупность всех этих отно­шений и составляет основу формирующего влияния спорта на лич­ность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта.

Спорт как часть системы знаний. Достижение высоких спортив­ных результатов, дальнейшее успешное развитие инфраструктуры спорта невозможны без научного знания, взаимодействия спортив­ной науки с другими дисциплинами. Междисциплинарные связи могут обеспечить получение нового интегративного знания: рас­смотрение человека как целостного объекта спортивной деятель­ности в единстве развития его психических, физических и соци­альных сторон. Ведь спорт представляет собой особый тип творчес­кой поисковой деятельности. Известно, что на пути к высокому спортивному результату человек должен найти новые средства под­готовки, методы и условия мобилизации функциональных и двигательно-технических способностей, неуклонно раздвигать рубе­жи кажущихся их границ. В этом состоит его главная «эвристически-достиженческая» функция.

Спорт как средство международного культурного обмена. Спорт является одним из важнейших средств международного культурного обмена XXI в. Мощнейший прорыв в область высоких спортив­ных технологий во многих странах мира заставляет людей обмени­ваться новыми технологиями в изготовлении оборудования, ин­вентаря, одежды, обуви, строительстве новых оригинальных спортивных сооружений. Современные медицинские технологии позволяют использовать нетрадиционные средства фармакологи­ческой поддержки и восстановления работоспособности спортсмена. Они становятся достоянием всей мировой спортивной индустрии.

Их высокая эффективность особенно ощутима в области мето­дики спортивной подготовки, спортивной техники, программи­рования тренировки. Уже сейчас спортсмены разных государств играют в национальных командах, участвуют в открытых национальных первенствах, тренируются в национальных центрах, тренеры работают в различных национальных командах. Лучшие достижения в области науки и методики становятся дос­тоянием всех спортсменов мира.

Спорт как часть экономической системы. Понятия экономики и спорта в современных условиях неразделимы. Спортивная индуст­рия включает в себя производство спортивных товаров, реклам­ный спортивный бизнес, профессиональный спорт, спортивные средства массовой информации. Спортивный бизнес — бурно раз­вивающаяся отрасль, которая поддерживает экономику любого государства. Не зря сейчас развернулась такая ожесточенная борь­ба за право организации и проведения олимпийских игр, чемпио­натов и кубков мира, других престижных соревнований. Зрелищность спорта очень высока, поскольку привлекает своей яркостью, непредсказуемостью и интригой. Дух спортивной борьбы, демон­страция высочайшей спортивной техники, красота и пластика, ожидание результата исхода состязания вызывают интерес у мил­лионов болельщиков. Интенсивная коммерциализация современ­ного спорта связывается с получением доходов: от спонсорской деятельности, от продажи телевизионных прав на трансляцию са­мых различных соревнований, от рекламных кампаний, продажи билетов, символики, атрибутики, от средств, получаемых вслед­ствие заключения контрактов со спортсменами и тренерами.

Вопрос 10. Российская Федерация является президентской республикой. Высший законодательный орган власти — Федеральное собрание и Государственная Дума. В структуре Государственной Думы об­разован Комитет по делам физической культуры, спорта и туризма. В этом комитете определяется законодательно-правовая база от­расли «Физическая культура и спорт».

Государственное управление развитием физической культуры и спорта осуществляет Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Оно возглавляет систему государственных спортивных организаций, состоящую из краевых, областных, городских и районных комитетов по ФКС.

Современный спорт тесно взаимодействует с другими соци­альными институтами, органами власти, культурой, религией, здравоохранением, сферой отдыха и досуга.

Министерство образования имеет в своей структуре управление физического воспитания учащихся и студентов, для которого ос­новными являются следующие виды деятельности:

— руководство физическим воспитанием в общеобразователь­ных учреждениях (лицеях, гимназиях, школах);

— обеспечение развития массовости физической культуры, контроля за организацией физкультурно-оздоровительных ме­роприятий в режиме дня школьников, во внешкольных учреж­дениях, в детских спортивных школах (ДСШ);

— обеспечение общеобразовательных и ДСШ кадрами учите­лей, тренеров, организаторов физической культуры;

— обеспечение ответственности за состояние материальной базы, инвентаря, оборудования;

— организация процесса физического воспитания в оздоровительных лагерях, по месту жительства;

— проведение соревнований среди учащихся;

— установление систематического контроля за состоянием учебной и внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях.

Отдел вузовского физического воспитания выполняет задачи по организации физического воспитания в вузах.

Кафедры физического воспитания проводят занятия, организуют проверку профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), прививают студентам организаторские навыки.

Министерство здравоохранения через свои учреждения здравоохранения осуществляет медицинский контроль за занимающимися ФКС (диспансеры, кабинеты врачебного контроля, здравпункты, поликлиники, медпункты, кабинеты ЛФК, массажа, санатории).

Для Министерства обороны России физическая подготовка является важным, неотъемлемым элементом воинского обучения, воспитания личного состава Вооруженных сил России.

Министерство внутренних дел, ФСБ, погранвойска. В их функцио­нальные обязанности входит специально-прикладная физическая подготовка различных категорий военнослужащих, Всероссийское общество «Динамо» осуществляет спортивную работу среди военно­служащих, организует соревнования по видам спорта.

Министерство культуры обеспечивает организацию массовой, спортивной, физкультурно-оздоровительной и пропагандистской работы в клубах, парках, дворцах и домах культуры.

В основном это платные клубы, культивирующие спортивные танцы, бадминтон, плавание, фигурное катание, культурно-спортивные клубы, фитнесс-клубы, теннис-клубы.

К общественным органам управления относится Олимпийский комитет России (ОКР). Высшим органом управления этого коми­тета является Олимпийское собрание.

Федерации по видам спорта осуществляют управление развити­ем различных видов спорта.

Вопрос 11. Образ жизни — совокупность существенных черт, характеризу­ющих способ жизнедеятельности людей в конкретном обществе (те нормы и ценности, которые определяют образец жизни дан­ного конкретного общества) — собирательное понятие.

Стиль жизни — способ жизнедеятельности отдельного индиви­да. Он обозначает характерные специфичные способы самовыра­жения представителей различных социокультурных групп, прояв­ляющиеся в их повседневной жизни, в деятельности, поведении, отношениях.

Показателями стиля жизни являются особенности организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, характерные способности самовыражения, специфика структуры и содержания потребления товаров и услуг, а также организации непосредственной социокультурной среды и свобод­ного времени. Понятие уклад жизни характеризует конкретно-историчес­кие социально-экономические и политические аспекты образа жизни. В качестве показателей уклада жизни выступают характер собственности на средства производства, содержание экономики, идеологии и особенности политического устройства.

Понятие уровень жизни используется для количественной оцен­ки степени удовлетворения потребностей и запросов членов общества в рассматриваемый период времени. Показателями уровня жизни является размер заработной платы и дохода на душу насе­ления.

Понятие качество жизни отражает степень удовлетворения по­требностей и запросов более сложного характера, не поддающих­ся прямому количественному измерению. Оно выполняет «соци­ально-оценочную функцию» по отношению к категории «образ жизни». Показателями качества жизни являются характер и содер­жание труда и досуга, удовлетворенность ими, степень комфорта в труде и в быту.

Здоровый образ жизни — это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический. «Здоровый дух — в здоровом теле», забота о здоровье как высшей ценности — основ­ные категории, определяющие содержание данного феномена.

физкультурно-спортивной активности населения, то на сегодняшний день она выражена в следующих формах и цифрах (по данным ВНИИФКа):

— активная включенность в физкультурно-спортивную деятель­ность (ФСД) составляет очень незначительную часть населения — примерно 10%;

— эпизодические физкультурно-спортивные занятия (хорошая погода — покатался на лыжах, отличная компания — поиграл в волейбол) — примерно 30% населения;

— пассивно-зрительское поведение (телевизионные болельщи­ки, болельщики-фанаты) — около 30% россиян;

— безразличие к спорту: примерно 20—30% населения не вос­принимает спорт как необходимое социальное явление.

Причин безразличного отношения взрослого населения к заня­тиям спортом много — это и слабая пропаганда, неразвитая спортивная инфраструктура, высокая плата за посещение бассей­нов, тренажерных клубов, спортивных центров, недостаток сво­бодного времени.

Тем не менее на сегодняшний день социологи отмечают тен­денцию к проявлению интереса к занятиям у некоторых групп населения, имеющих высокий материальный уровень (бизнесме­ны, политики, представители среднего класса). Спорт становится для этих людей стилем жизни, одним из атрибутов высокого соци­ального положения.

Вопрос 12. Доказательством значимости физической культуры для всестороннего развития человека может быть осмысление ценнос­тного потенциала этого феномена.

Ценность — это понятие, которое получило широкое распрост­ранение в социологии при изучении личности и социального по­ведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, вы­ступают как фиксированные, устойчивые представления о желае­мом. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры лич­ности, важными регуляторами поведения в той мере, в какой осва­иваются эти ценности. Говоря о ценностном потенциале физической куль­туры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный — и пред­ставлять механизм преобразования общественных ценностей в до­стояние каждой личности [2].

К общественным ценностям физической культуры мы отно­сим: интеллектуальные, ценности двигательного характера, цен­ности педагогической технологии, мобилизационные и интенционные ценности.

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания и здорового стиля жизни.

К ценностям двигательного характера следует отнести лучшие образцы моторной деятельности, достига­емые в процессе физического воспитания и спортивной подготов­ки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал.

Под ценностями технологий формирования физической куль­туры мы понимаем различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортив­ной тренировки — все то, что наработано специалистами для обес­печения процесса физической и спортивной подготовки.

Важными, пожалуй еще недостаточно осмысленными, ценно­стями физической культуры являются ценности интенционного характера, отражающие сформированность общественного мнения, престижность физической культуры и спорта в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, жела­ние и готовность человека к постоянному развитию и совершен­ствованию потенциала своей физической культуры.

Особое значение для подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения имеет освоение детьми и молоде­жью мобилизационных ценностей физической культуры. К их чис­лу относятся воспитываемая физкультурными и спортивными за­нятиями способность к рациональной организации своего бюдже­та времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оцен­ки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и даже поражение. Помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь уж и редки в жизни современного общества: болезни, травмы, эколо­гические кризисы, аварии — вот тот неполный перечень ситуа­ций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигатель­ные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятель­ность способствует мобилизации функциональных, психологичес­ких и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для ответа на «не­штатные» внешние воздействия, требующие срочной мобилиза­ции функциональных сил человека.

Валеологические ценности физической культуры в рассматрива­емом аспекте так или иначе включают в себя все ее ценностное содержание.

Так, к валеологическим ценностям физической культуры следу­ет отнести накопленные теорией и методикой знания об исполь­зовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закалива­ния, повышения работоспособности, психоэмоциональной ус­тойчивости.

Вопрос 13. Занимающиеся физической куль­турой не только сами социально активны, но и оказывают по­ложительное воздействие на своих близких, друзей, коллег. За­нятия физическими упражнениями помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рацио­нально использовать свободное время, коммуникабельность, спо­собность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими.

Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.

Социальные функции физической культуры. Поскольку физическая культура является частью культуры об­щества, то ей присущи прежде всего общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как воспитательная, обра­зовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Воспитание человека. Занятия физическими упражнениями и спортом:

· создают возможности для воспитания воли, честности, муже­ства, трудовых качеств;

· развивают гуманистические убеждения, чувство уважения сопер­ника;

· формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту).

В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отно­шения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения.

Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолю­бие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий.

Образование человека. В процессе занятий ФКС человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, по­иску новых спортивных средств и методов для улучшения резуль­тата. Занятия ФКС создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности.

Оздоровление человека. Физическая культура — важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры использу­ются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) — новое направление физкультурно-оздоровительной ра­боты с инвалидами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: