Вопросы к экзамену по философии.
Философия, ее роль в жизни человека и общества.
Основные идеи средневековой философии.
Немецкая классическая философия.
Диалектико-материалистическая сущность философии марксизма.
Русская философия: этапы развития и основные концепции.
Философское учение о бытии и материи.
Движение, пространство, время как основные формы существования материи.
Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного.
Общественно-историческая природа сознания. Сознание и мозг. Идеальное и материальное.
Взаимодействие биологичсского и социального в природе человека. Анализ социобиологии.
Философские учения о человеке. Сущность человека как совокупность общественных отношений. Ценностные ориентации человека.
Проблема познаваемости мира. Единство чувственного и рациональною в познании.
Практика и ее роль в познании. Единство практической и познавательной деятельности врача.
Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины.
Специфика научного познания. Роль науки в развитии цивилизации.
Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
Принцип системности. Диалектика формы и содержания. Методологическое значение системного анализа в медицинском познании.
Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине.
21. Основные категории диалектики" единично-общее, необходимость - случайность, возможность - действительность, сущность - явление. Их общая роль в научном познании.
Общество как система общественных отношений. Общественное бытие и общественное сознание.
Материальное производство, его структура и роль в жизни общества.
Политические отношения. Государство и его функции.
Духовная жпзпь, ее роль в развитии человека и общества.
Единство формационного и цивилизационного анализа общественного прогресса.
Взаимодействие общества и природы. Анализ концепций географического детерминизма, геополитики, экологического пессимизма.
Сущность личности. Проблема свободы и ответственности личности.
Общество и здоровье человека. Образ жизни и здоровье.
Медицина и общество. Социальные функции современной медицины.
Философия, ее роль в жизни человека и общества.
Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» - любовь, «софия» - мудрость. Любовь к мудрости.
Гераклит называл философом исследователя природы вещей. Платон говорил, что философия – познание единого. Призвание философов – постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.
Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.
Значение философии:
1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.
2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.
3. Позволяет выработать культуру разумного мышления.
4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.
Философия – это свободное мышление и искание истины.
Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и на своё место в нём. Без установленного мировоззрения, человек действует методом проб и ошибок. Мировоззрение формируется постепенно. Для этого важны знания. Знания – исходное звено, «клеточка» мировоззрения. Затем знания проверяются на практике, и если они истинны и верны, то становятся убеждениями человека, которыми он руководствуется. Мировоззрение изменяется и уточняется под воздействием новых знаний и факторов. По своему содержанию мировоззрение многогранно. В нём выделяется ряд сторон:
- экономическую;
- естественно научную;
- правовую;
Виды мировоззрений:
1. Научное и ненаучное;
2. Прогрессивное и реакционное;
3. Оптимистическое и пессимистическое.
Типы мировоззрений:
1. Мифологическое (фантазия, вымысел);
2. Религиозное (сверхъестественная сила);
3. Научное (мировоззрение стремящееся к глубокому и точному познанию);
4. Обыденное (формирующееся на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире).
Формула мировоззрения:
Мировоззрение = мироощущение + миропонимание + отношение человека к внешнему миру и к себе.
Хотя философия и мировоззрение тесно связаны, они различны. Мировоззрение – шире по охвату. Философия – только ядро мировоззрения.
Мировоззрение формируется не только за счёт знания философии, но и за счёт других знаний.