Лекция № 1 философия

ТЕМА ЛЕКЦИИ Предмет философии

Цель лекции – определить сущность философии как сферы духовной деятельности человека и ее предмет.

План лекции:

1. Предмет философии.

1.1. Что изучает философия?

1.2. Специфика философии

2. Основные вопросы философии, ее структура.

3. Функции философии.

Рекомендуемая литература

1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012.

2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005.

3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4. Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия. Учебник. М.: Ак. Проект, 2004.

5. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006.

Основная часть

1.1. Философия существенно отличается от специальных наук, поскольку в своем развитии она опирается не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки. Обратимся к истории философии и посмотрим, как же ранее определялся предмет философии. Существуют наиболее древние, идущие от Геродота, Гераклита и Пифагора (V-III вв. до н.э.) определения философии как «любви к мудрости»: греческое слово «философия» на русский язык переводится как любовь (филео) и мудрость (софия).

Глубокий смысл термина «философия» был впервые подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем (V-IV вв. до н.э.). Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель, в качестве критерия предмета философии выделял степень «общего». В соответствии с этим философия толковалась как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, как форма общественного сознания.

В Новое время (XVII-XVIII вв.) предмет философии связывали с «истинным» познанием вещей, что нашло выражение во взглядах Спинозы, Лейбница, Локка, Гоббса. В XIX-XX вв. предметом изучения философии считали такие понятия, как «мировое целое», «сущность и законы общества», «познание Универсума», учение о ценностях и т.д. В связи с этим, предмет философии непосредственно связывался с историей развития самой философии, а все существующие определения ее предмета, зависели, прежде всего, от того, на каких позициях находился тот или иной философ.

В целом можно сказать, что философия выявляет наиболее важные сущностные основания мира (онтологические, гносеологические, методологические, нравственные, эстетические, аксиологические и праксиологические). Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами мира и человека, поиске и нахождению ответов на нерешенные вопросы.

1.2. Наука и философия во многом совпадают и представляют собой теоретическое, доказательное, систематическое, сущностное и проверяемое знание. Указанные признаки (критерии) были выработаны именно в философии. Наука состоит из положений, которые тесно взаимосвязаны между собой и образуют систему. Одни положения непротиворечиво обосновываются другими, тем самым реализуется доказательность в науке. Ее выводы находят подтверждение на практике, таким образом, отбрасывая не относящиеся к науке выдумки. В то же время между научным и философским знанием существуют и различия. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив философское знание – ценностное и представляет собой знание о месте и роли человека в мире. Оно глубоко личностно, императивно, так как обязывает к определенному образу жизни и действию.

Философское знание исторично, имеет свои традиции. Как отмечал Гегель, философия есть «эпоха, схваченная в мысли». В то же время по своей природе, по сущности оно антидогматично. Философия все подвергает сомнению, критике: и наличное знание, и основания бытия, существующий строй и образ жизни, и порожденное ими сознание.

2. Под основными вопросами философии понимают те вопросы, от решения которых зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, находящимися между собой в системной связи, являются субстанциональный, гносеологический, смысложизненный и методологический.

Субстанциональный вопрос раскрывает первичные, фундаментальные основы мира. Впервые он был сформулирован Энгельсом как основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии и состоящий в отношении мышления к бытию. Этот вопрос возник не как повод для рассуждений философов-профессионалов, а имел жизненно практическое значение, поскольку выражал отношение человека к природе и окружающему его миру. В связи с этим философы разделились в своих мнениях. Одни из них утверждавшие, что дух существовал прежде природы, в конечном счете, так или иначе признававшие сотворение мира – составили идеализм. Те же, кто началом всего считали природу, примкнули к различным школам материализма. Вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию) является чрезвычайно важным, и от его разрешения зависит построение целостного знания о мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии. Именно поэтому основной вопрос философии проходит через всю историю философской мысли, актуален он и сегодня.

Признание объективности мира и его независимости от человека привело к формированию объективного идеализма – принимающего за первопричину и первооснову всего существующего внечеловеческое, сверхприродное сознание, дух. Позже, по мере освоения человеком окружающего мира происходит осознание им своей роли как творца, субъекта истории. Возникает субъективный идеализм, который считает первопричиной и первоосновой всего существующего человеческое сознание – либо индивидуальное, групповое, либо общечеловеческое.

Наряду с материализмом и идеализмом необходимо отметить еще одно направление в философии – дуализм, основанный Декартом и являющийся промежуточным по отношению к ним. Дуализм исходит из признания двух независимых субстанций – материальной (обладающей свойством притяжения) и духовной (обладающей свойством мышления). Исходным мотивом дуализма была попытка примирения материализма и идеализма, поскольку материя и сознание признавались как две противоположные, но взаимосвязанные стороны единого бытия. В связи с этим утверждалось, что основного вопроса философии – о первичности материи или сознания – в действительности не существует.

Гносеологический (гносеология – теория познания) вопрос определяет, познаваем ли окружающий нас мир и каковы возможности его познания человеком (его сознанием). Большинство философов – материалистов и идеалистов – считают, что окружающий нас мир познаваем, однако среди них были и такие, кто отрицал возможность познания мира. К ним относят агностиков и агностицизм – как учение о непознаваемости мира. Такая позиция неизбежно ведет к самоликвидации философии.

Основные вопросы философии рассматриваются соответственно в рамках определенных структурных единиц философского знания, которые формировались в процессе развития самой философии. Уже в античности философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою структуру. У стоиков (IV в. до н. э.) она включала в себя:

· логику – учение о познании;

· физику – учение о природе;

· этику – учение о человеке.

Структура философского знания несколько изменяется и приобретает следующий вид:

· онтология – учение о бытии;

· гносеология – учение о познании;

· диалектика – учение о взаимосвязи и развитии;

· философская антропология – учение о человеке;

· социальная философия – учение об обществе;

· история философии.

Все названные структурные элементы философского знания также неразрывно связаны между собой и составляют единое целое.

3. Под функциями философии мы понимаем основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение в обществе. Существует немало функций философии, среди которых основными специфическими являются мировоззренческая и методологическая. Кроме названных специфических функций, выполняемых только философией, выделяют и другие, не менее важные. Среди них: мыслительно-теоретическая, гносеологическая, критическая, аксиологическая, воспитательно-гуманистическая, прогностическая, общекультурная, практическая.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Мыслительно-теоретическая функция философии учит концептуально мыслить и теоретизировать, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Одна из основополагающих функций философии – критическая, которая имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.

Аксиологическая (греч. axios – ценный) функция заключается в оценке вещей, явлений окружающего нас мира с точки зрения различных ценностей: научных, этических, религиозных, эстетических, социальных, идеологических и других.

Прогностическая (эвристическая) функция выражается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее человека, природы и общества.

Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего возникновения, и ее роль в обществе непрерывно возрастала независимо от положения самой философии в обществе. Без преувеличения можно сказать, что философия, как в прошлом, так и в настоящем является важнейшим элементом духовной культуры человечества. Она согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта: практического, научно-познавательного, ценностного.

Практическая функция осуществляется посредством действия человека, его миропонимания и творения.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Является ли философия наукой?

2. Чем отличается философия от религии и искусства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: