Диагностика проблем отдельного человека, конкретной семьи, категории населения или семей позволяет сформулировать цель (и) воздействия, которая определит частные технологии работы, меры воздействия, направления, наиболее оптимальные формы и методы, прогнозировать результат, участников профилактической деятельности.
Если целью профилактики является предупреждение или сдерживание негативного социального явления, ситуации, то следует планировать работу со всем населением, в которой у социальных работников своя ниша, свои общепрофилактические меры воздействия.
Так, целью профилактики актуальнейшей проблемы социального сиротства для социальных работников может стать, например, развитие различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Эта цель достигается с помощью общепрофилактических мер.
3 этап. Функциональный этап технологии социальной профилактики
Исходя из этих мер, вырабатываются общепрофилактические направления социальной работы:
· участие в работе по формированию социальной политики и развитию (совершенствованию) деятельности учреждений и служб социального обслуживания населения;
· выход с законодательными инициативами в области предупреждения, локализации социальных патологий в жизни семей;
· выявление лиц с девиантным поведением (использование различных источников информации: учреждения образования, здравоохранения, органы правопорядка, население и т.д.);
· разработка прогноза дальнейшего развития социальной проблемы (в ближайшем будущем и в дальнейшем);
· выработка рекомендаций для принятия организационных решений по оказанию социальной помощи;
· организация культурно-досуговой работы с семьей и несовершеннолетними (кружковая, клубная, секционная деятельность, смотры, конкурсы, фестивали и т.п.);
· профилактика бездомности (содействие в получении общежития, временного жилья, приобретении собственного жилья);
· профилактика детской безнадзорности (организация занятости, отдыха и оздоровления несовершеннолетних, коррекция детско-родительских отношений и т.д.);
· предоставление семьям помощи в достижении экономической самостоятельности, самообеспечения;
· содействие в повышении доходов семьи;
· оказание содействия в получении основной и дополнительной работы;
· оказание содействия в открытии семьей собственного дела;
· консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации;
· психологическое консультирование семей;
· помощь в профессиональной подготовке и переподготовке;
· информирование населения о наличии служб социального обслуживания и оказываемых ими социальных услугах, других структурах, куда семья может обратиться за помощью и содействием;
· подготовка и формирование общественного мнения по аспектам актуальных социальных проблем семьи (например, о подростковой преступности, раннем материнстве, повышении статуса института семьи, наркомании, семейного насилия и т.д.);
· просвещение семей по вопросам здорового образа жизни, семейных отношений, воспитания детей и т.д. через лектории, конференции, семинары-практикумы, круглые столы, СМИ и т.п.;
· участие в разработке и реализации межведомственных профилактических программ и мероприятий;
· участие в формировании механизма оперативного и согласованного взаимодействия органов власти, правопорядка, социальных и общественных структур в решении вопросов профилактики социальных проблем семьи.
В профилактической работе с отдельной семьей, которую можно назвать «условно благополучной», или с семьей группы риска основной целью, например, может быть осуществление комплекса адаптационных, коррекционных, реабилитационных и др. мероприятий для предотвращения негативных явлений в семье т.д.
Либо целью практической деятельности социальных работников, учреждений и организаций социальной защиты населения на данном этапе является предупреждение социальных рисков для различных категорий семей, когда они еще не переросли в трудную жизненную ситуацию или социально опасное положение.
При реализации плана (программы) профилактики семейных проблем(ы) специалисты выполняют ряд специфических функций:
1. диагностическая;
2. прогностическая и аналитическая;
3. правозащитная (использование законов и правовых актов при оказании помощи клиенту): сбор необходимых документов, организация общественной защиты клиента, сопровождение в судебные инстанции;
4. посредническая (обеспечение участия других специалистов или содействия органов власти в ситуациях, требующих их участия (помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением, координация деятельности различных учреждений и организаций, организация взаимодействия различных специалистов и т.д.);
5. cоциально-бытовая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, нуждающихся в различных видах и формах социальной помощи и поддержки, патронаж нуждающихся, консультирование по различным вопросам социальной, социально-экономической защиты, по вопросам воспитания, установление причин трудностей, возникающих у клиентов (в том числе по месту жительства, работы, учебы), определение характера и объема необходимой социальной помощи, разработка программы социальной помощи, содействие в повышении материального благосостояния семьи);
6. социально-медицинская (в отношении отдельных категорий граждан - медико-социальное консультирование, содействие в проведении психотерапевтической помощи, диспансеризации, социально-психиатрической диагностики, в получении медицинских полисов, лекарств и других медицинских средств, в направлении в специализированные медицинские учреждения, в организации специализированных медико-социальных консультаций, в выделении финансовой помощи);
7. социально-педагогическая (выявление детей из социально неблагополучных семей, осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, содействие в устройстве детей в замещающие семьи и интернатные учреждения, консультирование родителей по вопросам воспитания детей, трудозанятости подростков, содействие в получении детьми профессионального образования, профессиональной переподготовки, контроль за получение детьми образования, проведение культурно-досуговых мероприятий для несовершеннолетних, семей с детьми;
8. психологическая (содействие в проведении психодиагностики, консультирования, активизации ресурсов семьи, собственных возможностей клиента, способствовать гармонизации отношений с окружающими и пр.);
9. информационная (обеспечение информацией).