Функция управления - координация

Координация – это функция процесса управления, обеспечивающая его непрерывность и бесперебойность.

Задача координации состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

Характер связей определяется координируемыми процессами, осуществляется, как правило, в виде отчетов, интервью, собраний, компьютерной связи, документов и т.д.

Основное предназначение функции координации раскрывается через следующие подфункции координации:

а) установление взаимодействия между структурными подразделениями организации;

б) оперативное управление материально-техническими, финансовыми и трудовыми ресурсами;

в) обеспечение единства всех стадий процесса управления.

В организациях можно выделить следующие типы и виды структурных связей:

I. Субординационные связи – вертикальные связи, когда один орган управления подчинен другому по типу “сверху – вниз”. Условия возникновения и поддержания этих связей в организации следующие:

ü исключительная компетенция вышестоящего звена;

ü право вышестоящего звена расширять свою компетенцию за счет компетенции нижестоящих звеньев;

ü непосредственное и прямое линейное подчинение;

ü функциональное или методическое подчинение;

ü оперативное подчинение;

ü право утверждения проекта решения;

ü санкционирование;

ü обязательное согласование;

ü подконтрольность;

ü подотчетность;

ü право на информирование;

ü право координировать (направлять).

II. Реординационные связи (или обратное упорядочение) – это вертикальные связи, при которых вышестоящий орган обязан отреагировать на информацию от подчиненного. Условия возникновения и поддержания этих связей в организации следующие:

ü исключительная компетенция нижестоящего звена;

ü условная самостоятельность нижестоящего звена;

ü право правотворческой инициативы;

ü право планово-бюджетной инициативы;

ü право структурно-штатной инициативы;

ü право представления для назначения на должность;

ü право нижестоящего звена участвовать в подготовке решения вышестоящим звеном (в пределах компетенции);

ü право нижестоящего звена на консультативное согласование с ним подготовленного вышестоящим звеном проекта решения (если оно готовилось без участия первого);

ü право и обязанность не исполнять незаконный, особенно преступный приказ.

Реординационные связи могут быть классифицированы следующим образом:

- инициативные, предполагающие инициативу нижестоящих органов;

- реактивные, дающие возможность нижестоящим органам юридически влиять на намерения вышестоящего органа принять определенное решение.

III. Координационные связи – горизонтальные связи, когда стороны выступают как равные партнеры. Условия возникновения и поддержания этих связей в организации следующие:

ü создание и функционирование специальных координационных органов управления;

ü проведение координационных совещаний;

ü регулярный обмен информацией;

ü принятие единовременных совместных решений.

Связь и порядок ответственности сторон закрепляется в нормативных актах (положения о структурных подразделениях, должностных инструкциях, правилах, регламентах и т.д.)

Преобладание того или иного типа связей, как показывает практика, обусловлено, прежде всего, личностными качествами руководителя, его стилем руководства, сложившимися в коллективе традициями и порядком, а также типом решаемой проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: