double arrow

Методология антикризисного управления организацией

Методология антикризисного управления (в широком смысле) отражается в его цели, задачах, основном принципе, функциях, стратегиях, этапах, стиле, механизме и свойствах.

Главными целями антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах.

Кроме того, можно выделить ещё следующие цели антикризисного управления:

1) предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему;

2) воспрепятствование опасным факторам кризиса;

3) управление динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить);

4) обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии;

5) ослабление негативных последствий кризиса;

6) использование факторов и последствий кризиса для дальнейшего развития организации.

Задачи антикризисного менеджмента можно объединить в следующие группы:

1. Прогнозирование предкризисных состояний, поскольку своевременное обнаружение первых признаков (симптомов) и причин кризиса позволит выровнять ситуацию и не понести больших потерь;

2. Экономическое обоснование применяемых программ;

3. Определение средств и методов управления в условиях кризисных ситуаций (прежде всего, методологические задачи);

4. Дифференциация технологий менеджмента – в антикризисном управлении большую роль играют анализ и оценка кризисных ситуаций, поиск требуемой информации, разработка управленческих антикризисных решений, а также инновационных стратегий, с помощью которых предприятие может выйти из кризиса;

5. Разработка селекции (отбора) персонала и исследование конфликтологии, так как конфликты являются неотъемлемой частью кризисных ситуаций.

Основной принцип антикризисного управления – постоянный мониторинг внутренней и внешней среды организации в целях раннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса и своевременное улавливание сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения предприятия на рынке, его конкурентного статуса.

Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они заключаются в том, чтобы предпринимать только те меры, которые приведут к положительным эффективным результатам в преддверии, процессе и после кризисной ситуации. Можно выделить следующие основные функции антикризисного управления (см. рис. 4.3).

Рисунок 4.2 – Функции и потребность в антикризисном управлении[40]

К основным функциям антикризисного управления относятся:

Ÿ предкризисное управление;

Ÿ управление в условиях кризиса;

Ÿ управление процессами выхода из кризиса;

Ÿ стабилизация неустойчивых положений;

Ÿ минимизация потерь и упущенных возможностей;

Ÿ своевременное принятие необходимых мер и решений.

Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.

Для антикризисного управления особое значение имеет обоснование стратегии развития предприятия.

Стратегия представляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе координации и распределения ресурсов организации. Она определяется ключевыми экономическими целями и в свою очередь определяет рыночную нишу, позволяет создать инфраструктуру, адаптировать предприятие к внешней среде и обеспечить внутреннюю координацию.

В рыночной экономике в условиях жёсткой конкуренции ранее благополучное предприятие может достаточно легко оказаться в состоянии кризиса и неплатёжеспособности. Как показывает опыт, нарушение платёжеспособности в современных условиях является, как правило, следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям, происходящим в его внешней и внутренней среде, т.е. методы и технологии управления неадекватны условиям её развития.

Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:

Ÿ противодействие кризисным явлениям, замедление процессов кризиса;

Ÿ предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;

Ÿ выжидание зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;

Ÿ последовательный вывод предприятия из кризиса.

Однако в антикризисном управлении применяются и такие стратегии, как:

Ÿ стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

Ÿ рассчитанный риск;

Ÿ предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса.

В целом стратегия управления кризисами включает четыре взаимосвязанных направления:

1) управление кризисами – ограничение его последствий, компенсация причинённого ущерба и возврат к предшествующей ситуации;

2) подготовка к кризисам – формирование специального отдела по проблемам кризисов и необходимых резервов, например;

3) предупреждение кризисов – снижение вероятности их возникновения на основе критической оценки различных сторон деятельности предприятия;

4) предотвращение контрпроизводства – деструктивных последствий производства как в нормальных, так и в кризисных условиях.

Этапы антикризисного управления:

1. Анализ состояния внешней среды (макро- и микросреды) и определение миссии предприятия;

2. Исследование экономического механизма возникновения кризисных ситуаций – создание системы сканирования внешней и внутренней среды предприятия с целью раннего обнаружения кризиса;

3. Стратегический контроллинг деятельности предприятия (система обеспечения долгосрочного существования компании на рынке) и выработка стратегии предотвращения его несостоятельности;

4. Оперативный контроллинг – оперативная оценка и анализ финансового состояния предприятия и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);

5. Разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него предприятия;

6. Постоянный учёт риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

Таким образом, антикризисное управление – это такое управление, в котором предусмотрены и эффективно применяются меры по:

Ÿ предвидению опасности кризиса;

Ÿ анализу его симптомов и причин;

Ÿ разработке и реализации мер по финансовому оздоровлению предприятия;

Ÿ использованию кризиса для последующего развития предприятия.

Многообразие антикризисного управления помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления (см. рис. 4.3).

Рисунок 4.3 –Антикризисное управление: требования к системе,
механизму и процессу управления[41]

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Основными её свойствами являются:

Ÿ гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления, – основаны на отслеживании слабых сигналов о наступающей кризисной ситуации, мобильности и динамичности использования ресурсов (резервов), высокой скорости принятия и реализации решений;

Ÿ склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

Ÿ диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

Ÿ снижение уровня централизма в управлении для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

Ÿ усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции;

Ÿ тщательный отбор персонала, способного эффективно действовать в условиях высокой неопределённости, нехватки ресурсов и времени.

Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главными процессами и технологиями являются:

Ÿ мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;

Ÿ осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

Ÿ повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

Ÿ усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;

Ÿ использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.

Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:

Ÿ мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;

Ÿ установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

Ÿ интеграции по ценностям профессионализма;

Ÿ инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

Ÿ корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления.

Стиль антикризисного управления должен характеризоваться:

Ÿ профессиональным доверием, гибкостью и адаптивностью;

Ÿ целеустремлённостью и уверенностью;

Ÿ антибюрократичностью, инициативностью и мотивацией энтузиазма;

Ÿ мобильностью;

Ÿ исследовательским подходом, поддержкой инноваций;

Ÿ самоорганизацией;

Ÿ корпоративностью;

Ÿ принятием персональной ответственности.

Факторы эффективности антикризисного управления организацией. Чаще всего эффективность антикризисного управления оценивается по степени достижения поставленных целей: смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными ресурсами.

Основные факторы, определяющие эффективность антикризисного управления, следующие:

Ÿ профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка персонала;

Ÿ высокое качество подготовки управленческого персонала;

Ÿ методология разработки рискованных решений;

Ÿ анализ ситуации и прогнозирование тенденций;

Ÿ корпоративность персонала – понимание и принятие всеми работниками целей организации и проводимых изменений;

Ÿ опора на лидерство;

Ÿ оперативность и гибкость управления;

Ÿ стратегия и качество антикризисных программ;

Ÿ человеческий фактор;

Ÿ мониторинг кризисных ситуаций.


Сейчас читают про: