ТЕМА 1 СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ – ОБЩАЯ ЧАСТЬ ОПИСАНИЕ И РАБОТА. НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ, РАЗМЕЩЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ СЭС НА САМОЛЁТЕ. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ. РАЗМЕЩЕНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ СЭС. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ.
Назначение
Система электроснабжения (СЭС) обеспечивает:
- двухканальное электропитание бортового оборудования при работе всех основных источников электроэнергии;
- нормальное питание всех потребителей при отказе одного генератора, преобразователя и выпрямительного устройства;
- резервное электропитание части потребителей I категории (необходимых для завершения полёта) от аккумуляторных батарей – в течении ограниченного периода времени с учётом двукратной попытки запуска ВСУ (запуск- холодная прокрутка – запуск)
- автономный запуск двигателей;
- флюгирование лопастей воздушного винта;
- наземное электропитание всего бортового оборудования при неработающих двигателях от аэродромного источника электроэнергии 115/200 В или части бортового оборудования – от генератора ВСУ или от аэродромного источника 27 В
Для выполнения этих задач самолёт оборудован следующими централизованными системами электроснабжения:
- переменного трёхфазного тока напряжением 115/200В переменной частоты
- постоянного тока напряжением 27 В;
- переменного трёхфазного тока напряжением 115/200В постоянной частоты
Состав и размещение системы электроснабжения
Размещение оборудования СЭС показано на рис 1.
В состав системы электроснабжения входят:
а) источники и преобразователи электроэнергии:
- два генератора 30030-140;
- генератор ГТ16П48ЕД;
- три выпрямительных устройства F11RB4140;
- три преобразователя ПТС-2500;
1 – генератор 30030-140 15 – блок БРЗУ115ВО 2с
2 – РУ 115/200 В обтекателя 16 – генератор 30030-140
3 – выпрямительное устройство 17 – аккумуляторная батарея
F11RB4140 20FP25HICT-R
4 – блок 2438-140 18 - аккумуляторная батарея
20FP25HICT-R
5 - выпрямительное устройство 19 – РУ 27 В обтекателя
F11RB4140 20 – левое РУ 27 В
6 – правое ЦРУ 115/200 В 21 – преобразователь ПТС-2500
7 – правое ЦРУ 27 В 22 - преобразователь ПТС-2500
8 – левое ЦРУ 115/200 В 23 – левое РУ 115/200 В
9 – РУ 115/200 В ВСУ 24 - преобразователь ПТС-2500
10– блок 2438-140 25 - правое РУ 115/200 В
11 – блок БДТ16К 26 - правое РУ 27 В
12 – генератор ГТ16ПЧ8ЕД 27 – РУ 27 В аэродромного источника
13 – левое ЦРУ 27 В 28 – ШРАП 340с и ШРАП 280с
14 - выпрямительное устройство
F11RB4140
Рис. 1. Размещение оборудования СЭС на самолете
- две аккумуляторные батареи 20FP25HICT-R;
б) блоки управления, регулирования, защиты и измерения:
- два блока регулирования, защиты и управления 2438-140;
- блок регулирования, защиты и управления БРЗУ115ВО-2с;
- два блока датчиков тока 20736-140;
- блок чередования фаз БЧФ-208;
- два блока датчиков тока БТД16К;
- четыре трансформатора ТТА1-115-400;
- два аппарата переключения шин АПШ-3М;
- аппарат переключения преобразователей АПП-1М-5
- три аппарата защиты и управления АЗУВУ200Б;
- устройство индикации УИ-2 (постоянного тока) и устройство индикации
УИ-2-1 (напряжения постоянного тока) с преобразователемями ИП-АВЭ-1;
- устройство индикации УИ-2-3 (напряжения переменного тока) с преобразователем ИП-АВЧ-1;
в) распределительные устройства и щитки управления:
- левое ЦРУ 115/200 В;
- правое ЦРУ 115/200 В;
- РУ 115/200В ВСУ;
- РУ 115/200 В обтекателя;
- левое РУ 115/200 В;
- правое РУ 115/200 В;
- РУ 27 В обтекателя;
- левое ЦРУ 27 В;
- правое ЦРУ 27 В;
- левое РУ 27 В;
- РУ 27 В аэродромного источника;
- щиток электроснабжения "115 В"
- щиток электроснабжения "27 В"
- щиток "КОНТРОЛЬ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ";
г) защитная, коммутирующая и светосигнальная аппаратура – автоматы защиты, предохранители, выключатели, переключатели, реле, контакторы, светосигнальные табло.