Система электроснабжения напряжением 115/200 В постоянной частоты

Система состоит из двух независимых каналов – левого и правого бортов. В каждый канал входят преобразователи ПТС-2500, аппарат АПШ-3М, коммутирующая и защитная аппаратура.

Трёхфазные статические преобразователи ПТС-2500 мощностью 2,5 кВА каждый предназначены для преобразования постоянного тока напряжением 27 В в переменный трёхфазный ток напряжением 115/200 В частотой 400 Гц и питания им потребителей, требующих стабильной частоты переменного тока (пилотажно-навигационное, радиоэлектронное оборудование и др.).

В нормальном режиме питание всех потребителей, подключенным к шинам ПТ1, ПТ2 и АВШ осуществляется преобразователями ПТ1 ПТ2. При выходе из строя одного из них включается ПТ3 и замещает отказавший. При переходе на аварийное питание ПТ3 включается только на аварийные шины.

В системе автоматически обеспечивается:

- подсоединение преобразователя ПТ1 к шинам ПТ1 чрез замыкающие контакты контактора (203-К2) и через шины ПТ1 и замкнутые контакты контактора (203-К7) – к аварийным шинам115/200В;

- подсоединение преобразователя ПТ2 к шинам ПТ2 через замыкающие контакты контактора (202-К19);

- подсоединение преобразователя ПТ3 к шинам ПТ1 и аварийным шинам, в случае отказа преобразователя ПТ1, через замыкающие контакты контактора (203-К5), замкнутые контакты контактора (203-К2) - к шинам ПТ1 и через замыкающие контакты контактора (203-К7) - к аварийным шинам;

- подсоединение преобразователя ПТ3 к шинам ПТ2, в случае отказа преобразователя ПТ2, через замыкающие контакты контактора (203-К18), и замкнутые контакты контактора (203-К19);

- подсоединение преобразователя ПТ3 к аварийным шинам, в случае отключения преобразователя ПТ1 и ПТ2 при переходе на аварийное питание через замыкающие контакты контактора (203-К7).

В цепях системы установлены тепловые биметаллические автоматы защиты и плавкие предохранители, обеспечивающие размыкание цепи при предельных токовых нагрузках и коротких замыканиях.

Система выполнена трёхпроводной с использованием корпуса самолёта в качестве нулевого провода, что позволяет питать от этой системы как трёхфазные потребители напряжением 200 В, так и однофазные напряжением 115 В.

Силовые шины к которым непосредственно подключены потребители электроэнергии, установлены:

- шины ПТ1 и аварийные шины – в левом РУ115/200 В;

- шины ПТ2 в правом РУ115/200 В.

На Рисунке рисунке 1 и в таблице 1 показано размещение агрегатов системы, на Рисунке рисунке 3 - размещение органов управления, контроля и сигнализации, в таблице 2 приведено их функциональное назначение.

Таблица 1

Наименование оборудования СЭС Количество Размещение на самолёте
Генератор 30030-140   левый и правый двигатели
Блок 2438-140 (БРЗУ)   25 шп., лев., прав. борт (под полом)
Блок 20736-140 (датчики тока)   24 шп., лев., прав. борт (ЦРУ115/200 В лев. и прав.)
Генератор ГТ16ПЧ8ЕД   двигатель ВСУ
БРЗУ115В0-2с   25, 26 шп., лев. борт (под полом)
БДТ16К (блок датчиков тока)   шп. 40; 26 шп (РУ115/200 В ВСУ)
БЧФ-208   24 шп., прав. обтекатель (РУ 115/200 В обтекателя)
ТТА1-115-400   Т (аэр) – 24 шп. РУ 115/200 В обтекателя
Т1 (ВУ1) – 24 шп. лев. борт ЦРУ115/200 В лев.
Т2 (ВУ2) – 24 шп. прав. борт ЦРУ115/200 В прав.
Т3 (ВУ3) – 26 шп. РУ115/200 В ВСУ
ПТС-2500   1 – 7, 8 шп. лев. борт
2 – 7, 8 шп. прав. борт
3 – 7, 8 шп. лев. борт
АПШ-3М   7 шп., лев., прав. борт
АПП-1М-5   7, 8 шп. лев. борт
     

Продолжение таблицы 1

Наименование оборудования СЭС Количество Размещение на самолёте
УИ-2-3 (устройство индикации напряжения переменного тока с преобразователем ИП-АВЧ-1)   Верхний пульт (щиток электроснабжения 115 В) 6, 7 шп. лев. борт
УИ-2 (устройство индикации постоянного тока), УИ-2-1 (устройство индикации напряжения постоянного тока) с преобразователями ИП-АВЭ-1   Верхний пульт (щиток электроснабжения 27 В) 6, 7 шп. лев. борт
F11RB4140 (выпрямительное устройство)   25, 26 шпангоут левый и правый борт
АЗУВУ200Б (аппарат защиты и управления)   ЦРУ 27 В левый и правый, 26 шпангоут под полом
20FP25HICT-R (аккумуляторные батареи)   24, 25 шпангоут левый обтекатель
ЦРУ 115/200 В левое   24, 25 шп. лев. борт под полом
ЦРУ 115/200 В правое   24, 25 шп. прав. борт под полом
ЦРУ 27 В левое   27, 28 шпангоут под полом
ЦРУ 27 В правое   27, 28 шпангоут под полом
РУ 115/200 В ВСУ   25, 26 шп., под полом
РУ 115/200 В обтекателя   24, 25 шп. прав. обтекатель
РУ 115/200 В левое   7 шп., лев. борт
РУ 115/200 В правое   7 шп., прав. борт
РУ 27 В левое   7 шп., лев. борт
РУ 27 В правое   7 шп., прав. борт
РУ 27 В аэродромного источника   25, 26 шп. прав. обтекатель
Разъём аэродромного питания 340с   26, 27 шп. прав. обтекатель
Разъём аэродромного питания 280с   26, 27 шп. прав. обтекатель

Таблица 2

Органы управления и контроля Назначение
Верхний пульт  
Щиток электроснабжения "~115 B"
Переключатель аэродромного источника с положениями: Управление аэродромными источниками:
- "АЭР 115 В" - подключение аэродромного источника:
а) на всю борт сеть переменного тока переменной частоты, если отключены основные генераторы и генератор ВСУ
  б) к шинам борта, генератор которого отключен (шины другого борта питаются от работающего генератора)
в) к шинам Г1, Г2 и Г2-2, если включен генератор ВСУ (который подключается к шинам Г1-1 и Г2-1)
- "АЭР 27 В" - подключение аэродромного источника 27 В на всю бортсеть постоянного тока
- "ОТКЛ" - отключение аэродромного источника
Табло "АЭР 115 В" Сигнализация включения аэродромного источника 115/200 В на всю бортсеть или на отдельные её участки
Табло "АЭР 27 В" Сигнализация включения аэродромного источника на всю бортсеть постоянного тока
Выключатель преобразователя ПТ1 с положениями: Управление преобразователем ПТ1:
- "ПТ1" - включение преобразователя и подключение его к шинам ПТ1 и аварийным шинам 115/200 В
- "ОТКЛ" - отключение преобразователя
Выключатель преобразователя ПТ2 с положениями: Управление преобразователем ПТ2:
- "ПТ2" включение преобразователя и подключение его к шинам ПТ2
- "ОТКЛ" - отключение преобразователя
Табло "ПТ1 ОТКЛ", "ПТ2 ОТКЛ" Сигнализация отключения соответствующего преобразователя
   

Продолжение таблицы 2

Органы управления и контроля Назначение
Переключатель преобразователя ПТ3 с положениями: Управление преобразователем ПТ3:
- "АВТ" - автоматическое включение преобразователя и подключение его:
а) к шинам ПТ1 и аварийным шинам 115/200 В при отказе преобразователя ПТ1;
б) к шинам ПТ2 - при отказе преобразователя ПТ2;
в) к аварийным шинам 115/200 В при переходе на аварийное питание (от аккумуляторных батарей) или при отказе преобразователей ПТ1 и ПТ2
- "РУЧН" - включение преобразователя ПТ3 и подключение его к аварийным шинам 115/200 В независимо от наличия на них напряжения 115/200 В (преобразователь ПТ1 в этом случае от аварийных шин отключается); подключение ПТ3 к шинам ПТ1 и аварийным шинам, если ПТ1 отключен и включены хотя бы два ВУ
- "ОТКЛ" - отключение преобразователя
Табло "ПТ3 НА АВАР ШИНЫ" Сигнализация подключение преобразователя ПТ3 на аварийные шины 115/200 В
Табло "ПТ3 НА ОСНОВ ШИНЫ" Сигнализация подключение преобразователя ПТ3 к шинам ПТ1 или ПТ2
Выключатель генератора №1 с положениями: Управление генератором №1
- "Г1" - включение генератора и подключение его к шинам Г1, Г1-1 или на всю бортсеть переменного тока переменной частоты, кроме шин Г2-2, (если отключен Г2)
- "ОТКЛ" - отключение генератора
Выключатель генератора №2 с положениями: Управление генератором №2
- "Г2" - включение генератора и подключение его к шинам Г2, Г2-1,Г2-2 или на всю бортсеть переменного тока переменной частоты, кроме шин Г2-2, (если отключен Г1)
- "ОТКЛ" - отключение генератора
   

Продолжение таблицы 2

Органы управления и контроля Назначение
Выключатель генератора ВСУ с положениями: Управление генератором ВСУ:
- "Г ВСУ" - включение генератора ВСУ и подключение его к шинам Г1-1, Г2-1 независимо от того включены или отключены основные генераторы или аэродромный источник 115/200 В, а также подключение его на питание ВУ2 и ВУ3, если отключены основные генераторы
- "ОТКЛ" - отключение генератора ВСУ
Табло "ВКЛ" Сигнализация включения генератора ВСУ
Вольтметр 115 В Индикация напряжения фаз источников и напряжения на шинах
Переключатель вольтметра 115 В с положениями: Подключение вольтметра 115 В для измерения напряжения:
- "АЭР 115 В" - аэродромного источника 115/200 В
- "Г ВСУ" - генератора ВСУ
- "Г1" - генератора №1
- "Г2" - генератора №2
- "ШГ1" - на шинах Г1
- "ШГ2" - на шинах Г2
- "ШПТ1" - на шинах ПТ1
- "ШПТ2" - на шинах ПТ2
- "АВШ" - на аварийных шинах 115/200 В постоянной частоты
Переключатель вольтметра 115В с положениями: Подключение вольтметра 115 В для измерения напряжения фаз вышеперечисленных источников и участков электрической сети:
- "А" - фазы А
- "В" - фазы В
- "C" - фазы C
Щиток электроснабжения "27 В"
Выключатель аккумуляторных батарей с положениями: Управление аккумуляторными батареями:
- "АКК1", "АКК2" - включение соответствующей аккумуляторной батареи (если отключен аэродромный источник питания 27 В)
   

Продолжение таблицы 2

Органы управления и контроля Назначение
- "ОТКЛ" - отключение аккумуляторных батарей
Табло "АКК1-ОТКЛ" "АКК2-ОТКЛ" Сигнализация отключения соответствующей аккумуляторной батареи
Табло "АКК1-ПЕРЕГРЕВ" "АКК2- ПЕРЕГРЕВ" Сигнализация нагрева соответствующей аккумуляторной батареи до температуры (70±2,8) ºС и выше
Выключатели выпрямительных устройств с положениями: Управление выпрямительными устройствами:
- "ВУ1", "ВУ2", "ВУ3" - включение соответствующего выпрямительного устройства (если отключен аэродромный источник 27 В)
- "ОТКЛ" - отключение выпрямительного устройства
Табло "ВУ1-ОТКЛ", "ВУ2-ОТКЛ", "ВУ3-ОТКЛ" Сигнализация отключения соответствующего выпрямительного устройства
Табло "КОЛЬЦ 27 В ВКЛЮЧЕНО" Сигнализация объединения аварийных шин 27 В обоих бортов
Вольтметр 27 В Индикация напряжения аккумуляторных батарей, выпрямительных устройств и напряжение на шинах ЦРУ 27 В
Переключатель вольтметра 27 В с положениями: Подключение вольтметра 27 В для измерения:
- "АКК1", "АКК2" - напряжение соответствующей аккумуляторной батареи
- "ВУ1", "ВУ2", "ВУ3" - напряжение соответствующего выпрямительного устройства
- "Ш1", "Ш2", "АВШ1", "АВШ2" - напряжение соответствующих шин ЦРУ 27 В
- "АЭР 27 В" - напряжение аэродромного источника 27 В
Амперметр Индикация тока в цепях источника постоянного тока
Переключатель амперметра с положениями: "АКК1", "АКК2", "ВУ1", "ВУ2", "ВУ3" Подключение амперметра для измерения тока в цепи соответствующего источника
     

Продолжение таблицы 2

Органы управления и контроля Назначение
Щиток сигнализации левый
Табло:  
- "ПТ3 – ВКЛЮЧИ" Сигнализация отключенного положения переключателя преобразователя ПТ3
- "ПЕРЕМ ТОК ПРОВЕРЬ" Сигнализация отключения хотя бы одного из основных генераторов или преобразователя
- "ПОСТ ТОК ПРОВЕРЬ" Сигнализация:
- отключение хотя бы одного выпрямительного устройства или одной аккумуляторной батареи;
- нагрева аккумуляторной батареи до температуры (70±2,8) ºС и выше
- установка переключателя аккумуляторных батарей в положение "АКК НА ОБЩ СЕТЬ";
  - включенного положения выключателя "ЗАПРАВКА ОТ АККУМ"
Правый обтекатель (шпангоуты №26-27)
Светосигнализатор АЭР 115/200 В" Сигнализация включения аэродромного источника на всю бортсеть или на отдельные её участки
Светосигнализатор "АЭР 27 В" Сигнализация включения аэродромного источника 27 В на всю бортсеть постоянного тока
Левая и правая приборные доски
Табло "ПИТАНИЕ ОТ АККУМ" Сигнализация питания системы 27 В от аккумуляторных батарей
Пульт предполётной подготовки (правый) Щиток "Контроль электроснабжения"
Переключатель аккумуляторных батарей с положениями: Подключение аккумуляторных батарей:
- "АКК НА ОБЩ СЕТЬ" - на всю бортсеть
- "АКК НА АВАР ШИНЫ" - на аварийные шины 27 В
Кнопка "ОТКЛ КОЛЬЦЕВАНИЯ 27 В" Отключение контактора кольцевания (при периодическом обслуживании)
Кнопка "КОНТРОЛЬ ПЕРЕГРЕВА АКК1 (АКК2)" Контроль работоспособности сигнализации перегрева соответствующей аккумуляторной батареи
       

 
 


Рис. 3. Размещение органов управления и контроля СЭС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: