Система состоит из двух независимых каналов – левого и правого бортов. В каждый канал входят преобразователи ПТС-2500, аппарат АПШ-3М, коммутирующая и защитная аппаратура.
Трёхфазные статические преобразователи ПТС-2500 мощностью 2,5 кВА каждый предназначены для преобразования постоянного тока напряжением 27 В в переменный трёхфазный ток напряжением 115/200 В частотой 400 Гц и питания им потребителей, требующих стабильной частоты переменного тока (пилотажно-навигационное, радиоэлектронное оборудование и др.).
В нормальном режиме питание всех потребителей, подключенным к шинам ПТ1, ПТ2 и АВШ осуществляется преобразователями ПТ1 ПТ2. При выходе из строя одного из них включается ПТ3 и замещает отказавший. При переходе на аварийное питание ПТ3 включается только на аварийные шины.
В системе автоматически обеспечивается:
- подсоединение преобразователя ПТ1 к шинам ПТ1 чрез замыкающие контакты контактора (203-К2) и через шины ПТ1 и замкнутые контакты контактора (203-К7) – к аварийным шинам115/200В;
|
|
- подсоединение преобразователя ПТ2 к шинам ПТ2 через замыкающие контакты контактора (202-К19);
- подсоединение преобразователя ПТ3 к шинам ПТ1 и аварийным шинам, в случае отказа преобразователя ПТ1, через замыкающие контакты контактора (203-К5), замкнутые контакты контактора (203-К2) - к шинам ПТ1 и через замыкающие контакты контактора (203-К7) - к аварийным шинам;
- подсоединение преобразователя ПТ3 к шинам ПТ2, в случае отказа преобразователя ПТ2, через замыкающие контакты контактора (203-К18), и замкнутые контакты контактора (203-К19);
- подсоединение преобразователя ПТ3 к аварийным шинам, в случае отключения преобразователя ПТ1 и ПТ2 при переходе на аварийное питание через замыкающие контакты контактора (203-К7).
В цепях системы установлены тепловые биметаллические автоматы защиты и плавкие предохранители, обеспечивающие размыкание цепи при предельных токовых нагрузках и коротких замыканиях.
Система выполнена трёхпроводной с использованием корпуса самолёта в качестве нулевого провода, что позволяет питать от этой системы как трёхфазные потребители напряжением 200 В, так и однофазные напряжением 115 В.
Силовые шины к которым непосредственно подключены потребители электроэнергии, установлены:
- шины ПТ1 и аварийные шины – в левом РУ115/200 В;
- шины ПТ2 в правом РУ115/200 В.
На Рисунке рисунке 1 и в таблице 1 показано размещение агрегатов системы, на Рисунке рисунке 3 - размещение органов управления, контроля и сигнализации, в таблице 2 приведено их функциональное назначение.
Таблица 1
Наименование оборудования СЭС | Количество | Размещение на самолёте |
Генератор 30030-140 | левый и правый двигатели | |
Блок 2438-140 (БРЗУ) | 25 шп., лев., прав. борт (под полом) | |
Блок 20736-140 (датчики тока) | 24 шп., лев., прав. борт (ЦРУ115/200 В лев. и прав.) | |
Генератор ГТ16ПЧ8ЕД | двигатель ВСУ | |
БРЗУ115В0-2с | 25, 26 шп., лев. борт (под полом) | |
БДТ16К (блок датчиков тока) | шп. 40; 26 шп (РУ115/200 В ВСУ) | |
БЧФ-208 | 24 шп., прав. обтекатель (РУ 115/200 В обтекателя) | |
ТТА1-115-400 | Т (аэр) – 24 шп. РУ 115/200 В обтекателя | |
Т1 (ВУ1) – 24 шп. лев. борт ЦРУ115/200 В лев. | ||
Т2 (ВУ2) – 24 шп. прав. борт ЦРУ115/200 В прав. | ||
Т3 (ВУ3) – 26 шп. РУ115/200 В ВСУ | ||
ПТС-2500 | 1 – 7, 8 шп. лев. борт | |
2 – 7, 8 шп. прав. борт | ||
3 – 7, 8 шп. лев. борт | ||
АПШ-3М | 7 шп., лев., прав. борт | |
АПП-1М-5 | 7, 8 шп. лев. борт | |
Продолжение таблицы 1
|
|
Наименование оборудования СЭС | Количество | Размещение на самолёте |
УИ-2-3 (устройство индикации напряжения переменного тока с преобразователем ИП-АВЧ-1) | Верхний пульт (щиток электроснабжения 115 В) 6, 7 шп. лев. борт | |
УИ-2 (устройство индикации постоянного тока), УИ-2-1 (устройство индикации напряжения постоянного тока) с преобразователями ИП-АВЭ-1 | Верхний пульт (щиток электроснабжения 27 В) 6, 7 шп. лев. борт | |
F11RB4140 (выпрямительное устройство) | 25, 26 шпангоут левый и правый борт | |
АЗУВУ200Б (аппарат защиты и управления) | ЦРУ 27 В левый и правый, 26 шпангоут под полом | |
20FP25HICT-R (аккумуляторные батареи) | 24, 25 шпангоут левый обтекатель | |
ЦРУ 115/200 В левое | 24, 25 шп. лев. борт под полом | |
ЦРУ 115/200 В правое | 24, 25 шп. прав. борт под полом | |
ЦРУ 27 В левое | 27, 28 шпангоут под полом | |
ЦРУ 27 В правое | 27, 28 шпангоут под полом | |
РУ 115/200 В ВСУ | 25, 26 шп., под полом | |
РУ 115/200 В обтекателя | 24, 25 шп. прав. обтекатель | |
РУ 115/200 В левое | 7 шп., лев. борт | |
РУ 115/200 В правое | 7 шп., прав. борт | |
РУ 27 В левое | 7 шп., лев. борт | |
РУ 27 В правое | 7 шп., прав. борт | |
РУ 27 В аэродромного источника | 25, 26 шп. прав. обтекатель | |
Разъём аэродромного питания 340с | 26, 27 шп. прав. обтекатель | |
Разъём аэродромного питания 280с | 26, 27 шп. прав. обтекатель |
Таблица 2
Органы управления и контроля | Назначение |
Верхний пульт | |
Щиток электроснабжения "~115 B" | |
Переключатель аэродромного источника с положениями: | Управление аэродромными источниками: |
- "АЭР 115 В" | - подключение аэродромного источника: |
а) на всю борт сеть переменного тока переменной частоты, если отключены основные генераторы и генератор ВСУ | |
б) к шинам борта, генератор которого отключен (шины другого борта питаются от работающего генератора) | |
в) к шинам Г1, Г2 и Г2-2, если включен генератор ВСУ (который подключается к шинам Г1-1 и Г2-1) | |
- "АЭР 27 В" | - подключение аэродромного источника 27 В на всю бортсеть постоянного тока |
- "ОТКЛ" | - отключение аэродромного источника |
Табло "АЭР 115 В" | Сигнализация включения аэродромного источника 115/200 В на всю бортсеть или на отдельные её участки |
Табло "АЭР 27 В" | Сигнализация включения аэродромного источника на всю бортсеть постоянного тока |
Выключатель преобразователя ПТ1 с положениями: | Управление преобразователем ПТ1: |
- "ПТ1" | - включение преобразователя и подключение его к шинам ПТ1 и аварийным шинам 115/200 В |
- "ОТКЛ" | - отключение преобразователя |
Выключатель преобразователя ПТ2 с положениями: | Управление преобразователем ПТ2: |
- "ПТ2" | включение преобразователя и подключение его к шинам ПТ2 |
- "ОТКЛ" | - отключение преобразователя |
Табло "ПТ1 ОТКЛ", "ПТ2 ОТКЛ" | Сигнализация отключения соответствующего преобразователя |
Продолжение таблицы 2
Органы управления и контроля | Назначение |
Переключатель преобразователя ПТ3 с положениями: | Управление преобразователем ПТ3: |
- "АВТ" | - автоматическое включение преобразователя и подключение его: |
а) к шинам ПТ1 и аварийным шинам 115/200 В при отказе преобразователя ПТ1; | |
б) к шинам ПТ2 - при отказе преобразователя ПТ2; | |
в) к аварийным шинам 115/200 В при переходе на аварийное питание (от аккумуляторных батарей) или при отказе преобразователей ПТ1 и ПТ2 | |
- "РУЧН" | - включение преобразователя ПТ3 и подключение его к аварийным шинам 115/200 В независимо от наличия на них напряжения 115/200 В (преобразователь ПТ1 в этом случае от аварийных шин отключается); подключение ПТ3 к шинам ПТ1 и аварийным шинам, если ПТ1 отключен и включены хотя бы два ВУ |
- "ОТКЛ" | - отключение преобразователя |
Табло "ПТ3 НА АВАР ШИНЫ" | Сигнализация подключение преобразователя ПТ3 на аварийные шины 115/200 В |
Табло "ПТ3 НА ОСНОВ ШИНЫ" | Сигнализация подключение преобразователя ПТ3 к шинам ПТ1 или ПТ2 |
Выключатель генератора №1 с положениями: | Управление генератором №1 |
- "Г1" | - включение генератора и подключение его к шинам Г1, Г1-1 или на всю бортсеть переменного тока переменной частоты, кроме шин Г2-2, (если отключен Г2) |
- "ОТКЛ" | - отключение генератора |
Выключатель генератора №2 с положениями: | Управление генератором №2 |
- "Г2" | - включение генератора и подключение его к шинам Г2, Г2-1,Г2-2 или на всю бортсеть переменного тока переменной частоты, кроме шин Г2-2, (если отключен Г1) |
- "ОТКЛ" | - отключение генератора |
Продолжение таблицы 2
|
|
Органы управления и контроля | Назначение |
Выключатель генератора ВСУ с положениями: | Управление генератором ВСУ: |
- "Г ВСУ" | - включение генератора ВСУ и подключение его к шинам Г1-1, Г2-1 независимо от того включены или отключены основные генераторы или аэродромный источник 115/200 В, а также подключение его на питание ВУ2 и ВУ3, если отключены основные генераторы |
- "ОТКЛ" | - отключение генератора ВСУ |
Табло "ВКЛ" | Сигнализация включения генератора ВСУ |
Вольтметр 115 В | Индикация напряжения фаз источников и напряжения на шинах |
Переключатель вольтметра 115 В с положениями: | Подключение вольтметра 115 В для измерения напряжения: |
- "АЭР 115 В" | - аэродромного источника 115/200 В |
- "Г ВСУ" | - генератора ВСУ |
- "Г1" | - генератора №1 |
- "Г2" | - генератора №2 |
- "ШГ1" | - на шинах Г1 |
- "ШГ2" | - на шинах Г2 |
- "ШПТ1" | - на шинах ПТ1 |
- "ШПТ2" | - на шинах ПТ2 |
- "АВШ" | - на аварийных шинах 115/200 В постоянной частоты |
Переключатель вольтметра 115В с положениями: | Подключение вольтметра 115 В для измерения напряжения фаз вышеперечисленных источников и участков электрической сети: |
- "А" | - фазы А |
- "В" | - фазы В |
- "C" | - фазы C |
Щиток электроснабжения "27 В" | |
Выключатель аккумуляторных батарей с положениями: | Управление аккумуляторными батареями: |
- "АКК1", "АКК2" | - включение соответствующей аккумуляторной батареи (если отключен аэродромный источник питания 27 В) |
Продолжение таблицы 2
|
|
Органы управления и контроля | Назначение | |
- "ОТКЛ" | - отключение аккумуляторных батарей | |
Табло "АКК1-ОТКЛ" "АКК2-ОТКЛ" | Сигнализация отключения соответствующей аккумуляторной батареи | |
Табло "АКК1-ПЕРЕГРЕВ" "АКК2- ПЕРЕГРЕВ" | Сигнализация нагрева соответствующей аккумуляторной батареи до температуры (70±2,8) ºС и выше | |
Выключатели выпрямительных устройств с положениями: | Управление выпрямительными устройствами: | |
- "ВУ1", "ВУ2", "ВУ3" | - включение соответствующего выпрямительного устройства (если отключен аэродромный источник 27 В) | |
- "ОТКЛ" | - отключение выпрямительного устройства | |
Табло "ВУ1-ОТКЛ", "ВУ2-ОТКЛ", "ВУ3-ОТКЛ" | Сигнализация отключения соответствующего выпрямительного устройства | |
Табло "КОЛЬЦ 27 В ВКЛЮЧЕНО" | Сигнализация объединения аварийных шин 27 В обоих бортов | |
Вольтметр 27 В | Индикация напряжения аккумуляторных батарей, выпрямительных устройств и напряжение на шинах ЦРУ 27 В | |
Переключатель вольтметра 27 В с положениями: | Подключение вольтметра 27 В для измерения: | |
- "АКК1", "АКК2" | - напряжение соответствующей аккумуляторной батареи | |
- "ВУ1", "ВУ2", "ВУ3" | - напряжение соответствующего выпрямительного устройства | |
- "Ш1", "Ш2", "АВШ1", "АВШ2" | - напряжение соответствующих шин ЦРУ 27 В | |
- "АЭР 27 В" | - напряжение аэродромного источника 27 В | |
Амперметр | Индикация тока в цепях источника постоянного тока | |
Переключатель амперметра с положениями: "АКК1", "АКК2", "ВУ1", "ВУ2", "ВУ3" | Подключение амперметра для измерения тока в цепи соответствующего источника | |
Продолжение таблицы 2
Органы управления и контроля | Назначение | ||
Щиток сигнализации левый | |||
Табло: | |||
- "ПТ3 – ВКЛЮЧИ" | Сигнализация отключенного положения переключателя преобразователя ПТ3 | ||
- "ПЕРЕМ ТОК ПРОВЕРЬ" | Сигнализация отключения хотя бы одного из основных генераторов или преобразователя | ||
- "ПОСТ ТОК ПРОВЕРЬ" | Сигнализация: | ||
- отключение хотя бы одного выпрямительного устройства или одной аккумуляторной батареи; | |||
- нагрева аккумуляторной батареи до температуры (70±2,8) ºС и выше | |||
- установка переключателя аккумуляторных батарей в положение "АКК НА ОБЩ СЕТЬ"; | |||
- включенного положения выключателя "ЗАПРАВКА ОТ АККУМ" | |||
Правый обтекатель (шпангоуты №26-27) | |||
Светосигнализатор АЭР 115/200 В" | Сигнализация включения аэродромного источника на всю бортсеть или на отдельные её участки | ||
Светосигнализатор "АЭР 27 В" | Сигнализация включения аэродромного источника 27 В на всю бортсеть постоянного тока | ||
Левая и правая приборные доски | |||
Табло "ПИТАНИЕ ОТ АККУМ" | Сигнализация питания системы 27 В от аккумуляторных батарей | ||
Пульт предполётной подготовки (правый) Щиток "Контроль электроснабжения" | |||
Переключатель аккумуляторных батарей с положениями: | Подключение аккумуляторных батарей: | ||
- "АКК НА ОБЩ СЕТЬ" | - на всю бортсеть | ||
- "АКК НА АВАР ШИНЫ" | - на аварийные шины 27 В | ||
Кнопка "ОТКЛ КОЛЬЦЕВАНИЯ 27 В" | Отключение контактора кольцевания (при периодическом обслуживании) | ||
Кнопка "КОНТРОЛЬ ПЕРЕГРЕВА АКК1 (АКК2)" | Контроль работоспособности сигнализации перегрева соответствующей аккумуляторной батареи | ||
Рис. 3. Размещение органов управления и контроля СЭС