Императорское театральное училище – специальное профессионально–образовательное учреждение

4.1. Организационный подход. Указ Екатерины от 12 июля 1783 года, данный на имя статс-секретаря А.В. Олсуфьева и заключающий в себе 44 параграфа, повелевал о реорганизации Дирекции театров и составлении для управления театрами «особого Комитета или Собрания». Кроме задачи упорядочения всего неимоверно расширившегося театрального дела на Комитет была возложена задача о создании при императорских театрах единой театральной школы. 16 параграф гласил: «Под ведением Комитета и директора иметь школу, в которой российские обоего пола должны учиться и приуготовляемы быть к театру российскому, к музыке, к танцеванию и разным мастерствам при театрах, необходимо нужных. В сем заведении надлежит иметь предметом, чтоб не только свой театр из них наполнить, но дабы со временем достигнуть во всех мастерствах, по театрам нужных, замены иностранцев своими природными». Комитету предстояло выработать общий план обучения, определить состав и возраст обучающихся, организовать для них общежитие по типу принятых тогда закрытых заведений, подыскать преподавателей и т.д.

Но фактически вышло то, что «Танцевальная Ея Императорского Величества школа», основанная преподавателем танцев в Кадетском корпусе Жан-Батистом Ланде еще в 1738 году, была переорганизована в «Петербургскую театральную школу». Детей брали с 8-ми лет, а то и с 7 лет, в основном, из семей театральных служащих. Балет оставался обязательным и главным предметом. Преподавание имело нестабильный характер со сменяющимся штатом преподавателей. Школа ни по характеру преподаваемых знаний, ни по уровню даваемого образования не имела определенного характера – и не общеобразовательная, не профессиональная; не начальная, не средняя.

В деятельности Комитета по организации единой системы обучения и подбору кадров только одна фигура Дмитревского не вызывала сомнений. Он обучал в Петербургской театральной школе (с 1784), а затем в театральном училище (1786) в качестве преподавателя «декламации и действования». Помимо всего прочего он наставлял актеров частных домашних театров (Шереметева и Юсупова).

И только в 1786 году (когда Комитет был упразднен) было основано Императорское Театральное училище, как неполное среднее специальное учебное заведение со специальными драматическими классами в театральной школе. Организация театральных училищ обязывалось принимать на службу выпускаемых воспитанников по специальности.

Преподавание осуществлялось «синкретическим» методом – нераздельности всех видов театрального искусства. Причем на первое место ставилось танцевальное искусство: «театральное училище имеет целью приготовление балетных танцовщиков и танцовщиц и, вообще, артистов мимического искусства». Дети, оказавшиеся неспособными к балету определялись в драматические искусства – в драматические классы театральной школы.

Распоряжения Директора императорских театров князя Н.Б. Юсупова от 1792 и 1794 гг. свидетельствуют, что общее образование в Театральном училище ограничивалось преподаванием русского языка в пределах начальной грамотности, к которому прибавились уроки арифметики и Закона Божия. Учеников по-прежнему обучали танцам, музыке на разных инструментах, пению и драматической «акции» с практикой на школьной сцене и с участием в больших театральных спектаклях (в массовках). У крупнейших талантов, выходивших из школы, долго давала себя знать ужасающая необразованность, которая порождала пресловутые ремесленные штампы. Данное состояние театральных училищ продлится, фактически, до конца XIX века. И только деятельность «просвещенных» театралов начала XIX века (Гнедич, Катенин), деятельность русских драматургов (Грибоедов, Гоголь, Островский), тяга выдающихся русских актеров к самообразованию (Щепкин, Ермолова) исправляла ситуацию необразованности в системе русского театрального обучения.

В истории становления и развития русского театрального образования, наглядно прослеживается изначальная значимость вопроса о специализированном обучении театральному делу, но необходимо учитывать тот момент, что специализированный характер подготовки первых «комедиантов» определялся системой общего образования, которая проходила такое же становление, как и все культуральные явления эпохи Русского Просвещения.

Но главной образовательной проблемой русского театра на долгие годы стало отсутствие театральной теории сценического искусства (как известно, на это очень сетовал уже в XIX в. великий Щепкин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: