Личностный фактор становления театрально-педагогического метода

Образцовым примером педагогической деятельности последней трети XVIII столетия служит преподавательская практика «первого придворного российского театра актера» И.А. Дмитревского.

Иван Афанасьевич Дмитревский (1736–1821) – актер, режиссер, переводчик, первый историк театра, театральный педагог и первый среди русских актеров действительный член российской Академии наук (1802).

Биография Дмитревского является прямым олицетворением и персонификацией становления русской театральной культуры. Его путь к Академии начинался с обучения в духовной семинарии и участия в школьных спектаклях. В конце 1751 года он был прислан «для определения» на службу в Ярославскую Провинциальную канцелярию. В 1749–1751 годах участвовал в спектаклях ярославской любительской труппы («охотников») под руководством Ф.Г. Волкова. В начале 1752 года по Указу императрицы Елизаветы труппа была вызвана в Петербург, и Дмитревский в числе четырех лучших исполнителей был оставлен в Петербурге и отдан для продолжения образования в Шляхетный кадетский корпус. После учреждения 30 августа 1756 г. «Русского для представлении трагедий и комедий театра» вошел в его труппу.

Об уровне его культуры свидетельствуют отзывы современников как об «актере-виртуозе», «актере-умнице» (по выражениям С.Т. Аксакова) и высочайшем образце русского классицизма: «Явил Петрополю красы котурна он», – писал о нем А. П. Сумароков.

Дмитревский был первым российским актером, кто представил отечественный театр за границей, куда выезжал дважды: в 1765-66 гг. «смотреть английского и французского театру», и в 1767-68 гг. выписывать французских актеров для русского придворного театра.

Знакомство с крупнейшими деятелями французского театра Лекеном, Дюмениль, Бароном, Лекуврер, находившихся под влиянием энциклопедистов, с игрой великого английского актера Гарриком углубили его взгляды на сценическое искусство и отразились на его манере игры, изгнав из нее многие приемы ложноклассицистской драмы.

А. Лекен, М. Дюмениль, М. Барон, А. Лекуврер – актеры нового поколения «Комеди Франсе». Сохраняя старые черты актерской школы, они стремились к обновлению ее благородного величия и монументальности театрального классицизма, привнося в свою игру большую психологическую оправданность декламации и естественность сценического поведения.

Актриса Дюмениль, с которой никто не мог сравниться по силе воздействия на зрительный зал, играя в трагедиях классицистов, в трагедиях Вольтера, умела заставить зрительный зал плакать, создавая образы «трагических матерей». Эта актриса играла инстинктом и потому была превосходна во всех ситуациях и во всех драмах, где царила страсть.

Анри-Луи Лекен – любимый актер и ученик Вольтера (переиграл все роли в его пьесах), проделавший над собой громадную работу, постоянно совершенствующий свое мастерство, он стал одним из ведущих «первых актеров» театра, хотя его внешность не располагала, казалось бы, к главным ролям. Искусство Лекена отрицало галантную красивость и изнеженную грацию. Его стихией была суровая мощь, энергия, динамика страстей. Он был актером, который жил чужими мыслями героев, как своими. В 1759 году Лекен начинает режиссерскую практику в «Комеди Франсе» (Дмитревский – первая поездка в 1765/66). Внимание к мизансцене, расположение актеров на разных планах сценической площадки, стал вводить переходы (до этого актеры выходили произносить свои монологи на авансцену). Умер в 1778 году (отставка Дмитревского – 1787).

В Париже Дмитревский пробыл восемь месяцев, а затем вместе с Лекеном ездил в Англию смотреть игру Гаррика. По рассказам он играл вместе с английским трагиком в одной пьесе. Историк А.А. Ярцев комментирует: «Рассказы эти, так же как и рассказы об игре Дмитревского в Париже с Лекеном, не отличаются полной достоверностью. Гораздо более вероятен следующий рассказ. Однажды в интимном кружке Гаррик, беседуя о театре и искусстве, показывал своим приезжим гостям различные упражнения в мимике, которая у него была поразительно развита. Дмитревский, по-видимому, был очень заинтересован этим, следил за Гарриком, но вдруг моментально побледнел начал произносить несвязные слова и упал как будто в обморок. Испуганные собеседники бросились к нему, хотели послать за доктором, но он быстро поднялся и своим смехом разрушил их невольную ошибку, показав им таким образом и свои артистические способности».

Еще перед отъездом Дмитревского за границу в 1767 году заходил разговор о том, что, когда он вернется, «надо дать ему обучать русских мальчиков». Предполагается, что так и произошло. Значительно усовершенствовав свое мастерство, по возвращении им был создан небольшой ученический класс (драматический), составивший, наряду с балетной и музыкантской ученическими группами, один из зачатков будущей театральной школы.

Драматург Н.И. Ильин, младший современник Дмитревского, писал о нем, что он принадлежал к немногим в ту пору театральным деятелям, которые знали, что «согласие в разыгрывании пьес есть душа пьесы»: «Он знал, что всякое драматическое сочинение должно быть сыграно подобно концерту, в котором тоны различных инструментов так искусно слажены, что составляют одно целое, пленяющее слух и восхищающее сердце и душу».

Педагогической деятельностью Дмитревский начал заниматься с конца 1770-х годов. Пожалуй, лучшим его периодом было преподавание сценического искусства питомцам Московского Воспитательного дома, составившим основу труппы «вольного», т.е. частного театра в Петербурге (где сам Дмитревский в 1782-83 был антрепренером вместе с К. Книппером). Уровень общего образования и подготовки воспитанников позволил ему в первый же год поставить на театре Книппера двадцать восемь пьес. Работая в качестве первого актера в придворном российском театре, он охотно и с энтузиазмом взялся обучать молодежь «акции и декламации» по договору двенадцать раз в месяц по три часа, обязуясь приготовлять всякую новую пьесу в месяц пятиактную, в три недели – трехактную и в две – одноактную (36 часов в месяц). Но на самом деле, на практике вышло так, что он занимался со своими питомцами почти ежедневно по два раза в день – утром и после обеда.

Дмитревский воспитывал будущих актеров на высоких образцах классического искусства, уделяя особое внимание пластике, искусству жеста, движения, поступи. Но главным в обучении великий актер считал необходимость общего образования и развития для учеников театральной школы, особенно изучение русского языка.

Одна из последних и любимых учениц Дмитревского – Е.С. Семенова (в театральной школе с 8 лет по классу Дмитревского), прославившаяся на петербургской сцене (1803-26) в трагедиях В. А. Озерова, Ж. Расина, искусство которой высоко ценил А.С. Пушкин.

Дмитревский помог молодому любителю театра А.С. Яковлеву дебютировать на сцене Петербургского театра. Яковлев – первый исполнитель Гамлета и Отелло – «неистовый», «свирепствующий» и «вольный» актер, обученный классицистскому канону, но пренебрегающий его «правилами». «Дикий, но пламенный Яковлев» (Пушкин) привнес на трагическую сцену «натуральность» подлинного переживания в образе и стал одним из первым актеров российской сцены – актеров знаменитой «нутряной» школы.

В адрес яковлевской форсированной манеры романтического исполнения роли Отелло историк Н.И. Божерянов приводит следующий рассказ С.Т. Аксакова: «Бывший в гостях у Шушерина старик Дмитревский, на вопрос Яковлева, который, встав перед ним в позицию и ударяя себя в грудь, голосом «Отелло», вопрошал: «Правды требую, правды!». На что Дмитревский ответил: «Если ты непременно хочешь знать правду, то я скажу тебе, что роль Отелло ты играешь, как сапожник». «Да чем же вы не довольны, Иван Афанасьевич», спросил смущенный Яковлев. – «Да всем, – ответил Дмитревский, – что ты, например, сделал из превосходной сцены, когда призывают Отелло в Сенат, по жалобе Брабанцио, где этот благородный, почтительный воин, этот скромный победитель, так искренно, так простодушно говорящий о том, чем понравился он Десдемоне? Кого ты играешь? Буяна, сорванца, который, махая кулаками, того и гляди, что хватит в зубы кого нибудь из сенаторов…» и с этими словами Дмитревский с живостью поднялся с кресел, стал посреди комнаты и проговорил наизусть почти до половины монолог Отелло, с совершенною простотой, истиной и благородством. Перед нами стоял не дряхлый старик, а бодрый, хотя и не молодой Отелло; жеста не было ни одного: почтительный голос его был тверд, произношение чисто и голова не тряслась».[25]

В 1787 году Дмитревский вышел в отставку («на полный пенсион», то есть в годовой оклад), но продолжал выступать на сцене и преподавать. В 1791 г. для него учредили должность «главного режиссера над всеми российскими зрелищами». В 1802 г. за особые заслуги перед русским театром и отечественной словесностью Дмитревского избрали действительным членом Российской Академии.

«Первый придворного российского театра актер», будучи за границей, при личном знакомстве с ведущими европейскими актерами, в совершенстве владеющий несколькими языками, не мог не ознакомиться с теми проблемами, которые непосредственно касались сценического искусства.

Есть сведения, что Дмитревский писал первоначальную историю русского театра и статьи по сценическому искусству, но они не были своевременно отпечатаны и погибли (предполагается, что часть их осталась за границей, где Дмитревский собирался их издать). Естественно предположить, что такая универсальная личность проявляла активный интерес не только к практической стороне сценической деятельности, но и к вопросам теории, которые к тому времени занимали все европейские умы.

Резюме

Исторический факт того, что в 1786 году было создано Императорское театральное училище, мало, что говорит о формировании специализированного профессионального образования. Трехлетняя проволочка Комитета по созданию Театральной школы связана не с вопросами бюрократии или незаинтересованности, более существенными являются причины отсутствия содержания учебно-образовательной системы. Особый Комитет, назначенный высшим указом, при всей своей заинтересованности, не был готов организовать процесс систематического развития и обучения театральным искусствам.

Личностно-ориентированный подход в деле развития театральной педагогики на долгие годы останется единственным реально действующим фактором организации театрально-образовательных систем. Ярким и единственным тому примером является педагогическая деятельность И.А. Дмитревского.

Личная инициатива и любительский («охотный») энтузиазм в опыте школьного театра со своими методами обучения, общеобразовательная и специальная выучка в элитарном учебном заведении, опыт профессиональной сцены, опыт заграничного театра, – все эти этапы становления выдающейся личности кристаллизовались в его педагогической работе.

Основная проблема российской театральной педагогики, затормозившая путь ее развития на долгие годы, – отсутствие теории, дающей целостное представление об идеальной грани фундаментального образовательного объекта, – театра, театрального искусства, актерского мастерства.

Учебно-исследовательские задания к дидактическому практикуму:

– Попробуйте найти ответ на вопрос, почему Особый Комитет по устройству театральной школы не задействовал экспериментальный опыт Воспитательного дома.

– Как можно определить творческий метод И.А. Дмитревского.

– Обоснуйте, в чем заключается основная проблема специализированного театрального училища, и определите альтернативные варианты развития театральной педагогики.

§ 5. Теория актерского искусства и педагогический метод:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: