Необходимость осуществления международных коммуникаций в России

Средства информации во всем мире формируют социальную реальность на глобальном уровне согласно своим политическим, экономическим и идеологическим установкам. Во времена СССР правительство посредством СМИ и, в частности, информационного агентства «Совинформбюро» эффективно создавало позитивный образ страны: как в ее пределах, так и за ними. После 1991 года ситуация поменялась, что было связано не только с распадом СССР, но и с появлением Интернета и уплотнением информационного рынка.

Сегодня РИА «Новости» заполняет ту нишу, в которой располагалось «Совинформбюро». Первая составляющая работы РИА — это «информационная лента», являющаяся ведущим российским СМИ в мире. Представители РИА действуют в 45 странах мира и распространяют российские новости ежедневно на восьми языках.

Вторая составляющая — это формирование образа России за рубежом. Пропаганда советского образ жизни и коммунистической идеологии постепенно сменилась на предоставление зарубежной аудитории максимального доступа к информации о России и о процессах, протекающих в стране. При этом РИА «Новости» работает в ситуации острой конкуренции с коллегами из «Интерфакса» и ИТАР-ТАСС. Свержение монополии на рынке российских СМИ, несомненно, явилось фактором повышения доверия к стране со стороны иностранных публик.

Несмотря на это, последние исследования с применением методик контент-анализа и дискурс-анализа европейских и американских изданий позволили выявить сильную тенденцию к демонстрации России в негативном свете. Взаимоотношения со страной видятся западу как «танцы с медведем» – непредсказуемые, опасные, чреватые проблемами. Восприятие России как страны с низким уровнем жизни, культуры, отсталой по всем показателям, приводит к неспособности проводить выгодную для государства внешнюю политику, налаживать и успешно поддерживать экономические связи, развивать туризм, продвигать культуру, русский язык, российское образование за пределами страны.

Как можно повлиять на подобные негативные оценки со стороны влиятельных иностранных публик? Только используя вышеперечисленные опции – вступив с ними в диалог посредством собственных СМИ, имеющих международный выход, используя те же иностранные СМИ, либо обращаясь к иностранным аудиториям и лидерам мнений – непосредственно или через международные и локальные PR-агентства. Из этих вариантов не все одинаково приемлемы: например, отечественные медиа каналы далеко не так влиятельны за пределами государства, как местные (западные) СМИ, которые при изначально враждебной установке не способны на открытый обмен мнениями. Здесь неоднократные выступления Б. Березовского по телеканалу ВВС контрастируют с купированными и заключенными в скобки критических комментариев версиями российских политиков.

Сопоставив преобладающее негативное восприятие политики государства среди международных акторов и тот факт, что бывший президент России прибегал к помощи специалистов по международным коммуникациям, можно сделать вывод, что российское правительство стремится управлять глобальным диалогом в своих интересах, но для достижения этой цели, вероятно, необходимо задействовать больше ресурсов. Для изменения глубоко укоренившихся в мире стереотипов о непроходимой «медвежественности» России требуется не проведение однократных «косметических» кампаний, а планомерное целенаправленное установление стратегических взаимовыгодных отношений с другими государствами. Именно международные связи с общественностью способны обеспечить такой диалог без угрозы раствориться в глобальных сетях взаимозависимости, сохранив национальную идентичность.

Модели международных связей с общественностью могут применяться и на федеральном уровне – во взаимоотношениях центра и регионов полиэтничных государств, таких, как Российская Федерация, а также в отношениях субъектов федерации и игроков на международной арене. С распадом Советского Союза наступивший кризис идентичности был связан именно с тем, что самоидентификация «советского народа» фрагментировалась на множество локальных идентичностей, создав благоприятную почву для сепаратистских настроений. Межэтнические конфликты в рамках страны бывают не менее острыми, чем межнациональные столкновения, поэтому есть необходимость в повышении активности коммуникационных служб в осуществлении международных отношений между государствами и субъектами федеративных государств.

Так же как в рамках профессии происходит постепенный переход от унитарной американоцентристской модели осуществления коммуникаций к плюрализму коммуникационных практик в зависимости от культуры, традиций страны, так и в мире намечается тенденция, противостоящая негативным эффектам глобализации. Она сопровождается падением значимости американской валюты и оттоком капиталов из США одновременно с фрагментацией рынков и образованием устойчивых экономических систем в Китае, России, Латинской Америке и т.д.

Альянс с трансатлантической Европой З. Бжезинский назвал дилеммой единственной альтернативы для России. Вероятно, рано или поздно интеграция России в европейский или азиатский блок (как другая альтернатива) неизбежна. Однако даже в этом случае говорить о проблеме потери национальной идентичности под влиянием деятельности государств-союзников не придется при условии планомерного осуществления стратегических международных связей с общественностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: