Тема 11. Образование, международно-правовой статус СНГ

Раздел III. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Литература

Правовой статус специализированных учреждений ООН

На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Сан-Франци­ско (1945 г.) активно обсуждался вопрос о правовом статусе спе­циализированных организаций, которые будут заниматься эконо­мическими и социальными вопросами в рамках ООН. Участники конференций решили включить в состав ООН положение о стату­се организаций, которые будут поставлены в связь с ООН посред­ством соответствующих соглашений.

Согласно ст. 57 и 63 Устава ООН различные специализирован­ные учреждения, созданные межправительственными соглаше­ниями и облеченные широкой международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией посредством заключения соглашения.

Таким образом, любое специализированное учреждение имеет следующие четыре признака:

а) межправительственный характер учредительного акта;

б) широкая международная ответственность в рамках его компетенции;

в) осуществление деятельности в спе­циальной области, предусмотренной положениями Устава ООН;

г) связь с ООН. Если первые три признака присущи многим дру­гим межправительственным организациям, то последний — связь с ООН — характерен только специализированным учреждениям.

В настоящее время следующие организации являются специа­лизированными учреждениями ООН:

Международная организа­ция труда (МОТ, создана в 1969 г.),

Продовольственная и сельско­хозяйственная организация ООН (ФАО, 1945 г.),

Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, 1946 г.),

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, 1948 г.),

Международный банк реконструкции и развития (МБРР, 1945 г.),

Международная финансовая корпорация (МФК, 1956 г.), Между­народная ассоциация развития (MAP, 1960 г.),

Международный валютный фонд (МВФ, 1944 г.),

Международная организация гра­жданской авиации (ИКАО, 1944 г.),

Международная морская ор­ганизация (ИМО, 1959 г.),

Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865 г.),

Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874 г.), Все­мирная метеорологическая организация (ВМО, стала специализи­рованным учреждением в 1951 г.),

Всемирная организация интел­лектуальной собственности (ВОИС, 1970 г.),

Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД, 1977 г.),

Организа­ция Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО, 1966 г.),

Всемирная туристическая организация (ВТО, 1974 г.).

К специализированным учреждениям ООН полностью приме­няются положения Устава ООН о суверенном равенстве госу­дарств-членов, об их главнейшей обязанности «развивать дружест­венные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов» (п. 2 ст. 1 Устава ООН).

Специализированные учреждения ООН являются субъектами международного права и обладают полномочиями публично-пра­вового характера. Они вправе заключать соглашения, при них ак­кредитованы постоянные представительства государств-членов, сами организации и их должностные лица обладают привилегиями и иммунитетами. Они вправе запрашивать консультативные заключения у Международного суда ООН. Специализированные учреждения разрабатывают и заключают международные конвен­ции, имеют свой автономный бюджет. Они способны обеспечить международно-правовыми средствами выполнение субъектами международного права решений своих высших органов. Как спра­ведливо отмечает Е. А. Шибаева, «будучи субъектом международ­ного публичного права особого рода, специализированные учреж­дения ООН обладают международными правами и обязанностями, строго определенными соответствующими международными пра­вовыми актами».

Правосубъектность специализированных учреждений ООН определена Уставом ООН, учредительными актами самих органи­заций, Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализиро­ванных учреждений 1947 г., соглашениями этих организаций с ООН и с государствами пребывания.

Согласно ст. 58 Устава ООН Организация делает рекоменда­ции по согласованию политики и деятельности специализирован­ных учреждений. Таким образом, взаимоотношения между ООН и специализированными учреждениями строятся на принципе ко­ординации, что подтверждает их самостоятельное бытие.

Устав ООН уполномочивает ЭКОСОС вступать с любым из специализированных учреждений в соглашения, определяющие условия, на которых соответствующие учреждения будут поставле­ны в связь с Организацией. Такие соглашения подлежат утвержде­нию Генеральной Ассамблеей (ст. 63 Устава ООН).

Каждое соглашение между ООН и конкретным специализиро­ванным учреждением состоит из 18—20 статей. В принципе, эти соглашения являются идентичными и регламентируют следующие вопросы.

Правовой статус специализированного учреждения. В соглаше­нии указывается на то, что ООН признал соответствующую орга­низацию специализированным учреждением, ответственным за проведение таких мероприятий, которые согласно ее учредитель­ному акту будут способствовать достижению изложенных в нем целей.

Взаимное представительство. Представители ООН приглашают к участию, без права голоса, в прениях, происходящих на сессиях высшего и исполнительного органов специализированного учреж­дения. Представители ООН могут также участвовать на заседаниях технических комиссий и на иных заседаниях, созываемых таким специализированным учреждением.

С другой стороны, представители специализированного учре­ждения приглашаются присутствовать на заседаниях ЭКОСОС, его комиссий и комитетов и принимать участие, без права голоса, в происходящих в этих органах прениях. Представители специали­зированного учреждения приглашаются также участвовать на засе­даниях Генеральной Ассамблеи и Совета по опеке и их подразде­лений по пунктам повестки дня, относящимся к их компетенции.

Предложение пунктов повестки дня. В результате проведения необходимых предварительных консультаций специализированное учреждение включает в повестку дня сессий высшего и исполни­тельного органов вопросы, предложенные ООН. Равным образом ЭКОСОС и Совет по опеке включают в повестку дня вопросы, предложенные специализированным учреждением ООН.

Рекомендации Организации Объединенных Наций. ЭКОСОС представляет специализированному учреждению доклады и реко­мендации по вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования и здравоохранения.

Обмен информацией и документами. ООН и специализирован­ное учреждение производят возможно полный и быстрый обмен информацией и материалами в целях удовлетворения требований обеих организаций. Специализированные учреждения представля­ют ООН годовые доклады о своей работе.

Взаимоотношения с Международным судом. Специализирован­ное учреждение обязуется представлять все сведения, которые мо­гут быть запрещены Международным судом на основании ст. 34 Статута Международного суда ООН. Генеральная Ассамблея пре­доставляет специализированному учреждению запрашивать кон­сультативные заключения Международного суда по правовым во­просам, возникающим в пределах компетенции специализирован­ного учреждения, за исключением вопросов, касающихся связи такого специализированного учреждения с ООН и другими спе­циализированными учреждениями.

Статистические службы. ООН и специализированное учрежде­ние обязуются приложить все усилия к установлению возможно более тесного сотрудничества, к устранению нежелательного дуб­лирования работы и к наиболее успешному использованию своего технического персонала при собирании, анализе, опубликовании, стандартизации, дальнейшей разработке и распространении стати­стических данных.

Таким образом, в соглашениях между ООН и специализиро­ванным учреждением доминирует принцип сотрудничества, коор­динации и консультации.

Вместе с тем в отличие от других межправительственных орга­низаций взаимоотношения специализированных учреждений с ООН имеют свои особенности. В частности, их взаимоотношениям присущи элементы субординации. Во-первых, согласно п. 2 ст. 63 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается согласовывать деятельность специализированных учреждений и адресовать им соответствующие рекомендации. Во-вторых, ЭКОСОС уполномо­чивается принимать надлежащие меры для получения от этих орга­низаций регулярных докладов. Специализированные учреждения обязаны выполнять эти условия и представлять соответствующий отчет об этом органам ООН. Важные аспекты правового статуса специализированных учреждений отражены в соглашениях этих организаций с государствами пребывания о штаб-квартире. Для иллюстрации сказанного кратко изложим основные положения Соглашения между Швейцарией и ВМО в отношении юридиче­ского статуса Организации в Швейцарии от 10 марта 1955 г.

Согласно ст. 1 этого Соглашения Швейцария гарантирует ВМО независимость и свободу действий, являющихся ее правом как международной организации. Швейцария признает интерна­циональный характер и юридическую правоспособность ВМО на территории Швейцарии.

В ст. 4 признается экстерриториальность земельной площади и построек ВМО и всех помещений, занимаемых ею.

ВМО пользуется правом иммунитета для себя, своего движи­мого и недвижимого имущества, в отношении всех юридических действий.

ВМО освобождается от прямых и косвенных налогов — феде­ральных, кантональных и коммунальных — в отношении зданий, хозяином или нанимателем которых она является и которые заня­ты ее службами, и в отношении движимого ее имущества.

ВМО имеет право получать и хранить всевозможные капита­лы, валюту, наличные деньги и другие движимые ценности и сво­бодно ими распоряжаться как на швейцарской территории, так и в сношениях с другими странами.

Все служащие ВМО, какова бы ни была их национальность, пользуются следующими преимуществами и иммунитетом: а) изъятие из всякой подсудности в отношении действий, совер­шенных ими при исполнении служебных обязанностей; б) осво­бождение от всех налогов — федеральных, кантональных и комму­нальных — на жалованье, оклады и вознаграждение, которые вы­плачивает им ВМО.

Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 179 (II) от 21 нояб­ря 1947 г. утвердила Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Цель этой Конвенции — уста­новление единообразия в привилегиях и иммунитетах, которыми пользуются ООН и различные специализированные учреждения.

Согласно ст. 2 специализированные учреждения имеют статус юридического лица. Они обладают правоспособностью: а) заключать контракты; б) приобретать недвижимое и движимое имуще­ство и располагать таковым; в) возбуждать судебное преследова­ние.

Специализированные учреждения, с имуществами и активами, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда они определенно отказываются от иммунитета в ка­ком-либо отдельном случае.

Помещения специализированных учреждений неприкосновен­ны. Имущество и акты этих организаций, где бы они ни находи­лись, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспро­приации или какой-либо другой формы вмешательства как путем исполнительных, административных, судебных и законодательных действий.

Специализированные учреждения могут располагать фондами, золотом или валютой любого рода и производить операции в лю­бой валюте. Активы, доходы и другая собственность освобождают­ся от всех прямых налогов, таможенных сборов, импортных и экс­портных запрещений и ограничений.

Представители членов специализированных учреждений при исполнении ими своих обязанностей и при поездках к месту засе­даний и обратно пользуются следующими привилегиями и имму­нитетами:

а) иммунитетом от личного ареста или задержания и от нало­жения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальным иммунитетом в отношении всего сказанного, напи­санного или совершенного ими в качестве должностных лиц;

б) неприкосновенностью всех бумаг и документов;

в) правом пользоваться шифром и получать бумаги или кор­респонденцию посредством курьеров или вализы;

г) изъятием ограничений для них самих и их жен по иммигра­ции, регистрации иностранцев и государственной служебной по­винности в стране, в которой они временно пребывают или через которую они проезжают при исполнении своих обязанностей;

д) теми же льготами в отношении валютных ограничений и ограничений обмена денег, какие предоставляются представите­лям иностранных правительств, находящимся во временных слу­жебных командировках;

е) теми же иммунитетами и льготами в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям соответствующего ранга.

Каждое специализированное учреждение определяет катего­рии должностных лиц, по отношению к которым должны приме­няться положения об иммунитетах и привилегиях. Они представляют эту информацию правительствам всех государств — участни­ков Конвенции и Генеральному секретарю ООН.

Должностные лица специализированных учреждений не под­лежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц. Они пользуются теми изъятиями из обложения налогами окладов и вознаграждений, уплачиваемых им специализированными учре­ждениями, и на таких же условиях, какими пользуются должност­ные лица ООН. Должностные лица специализированных учрежде­ний освобождаются вместе с женами и родственниками, находя­щимися на их иждивении, от ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев. Эти лица имеют право не репатриацию.

Привилегии и иммунитеты предоставляются должностным ли­цам лишь в интересах специализированных учреждений, а не для их личной выгоды.

Все разногласия, возникающие из толкования или примене­ния Конвенции 1947 г., передаются Международному суду ООН, за исключением случаев, когда стороны соглашаются разрешать разногласия иным путем.

Помимо соглашений с ООН специализированные учреждения заключают соглашения между собой. Эти соглашения предусмат­ривают сотрудничество и консультации, взаимное представитель­ство, обмен информацией и документами, статистическое обслу­живание, мероприятия по набору персонала, оплату специальных услуг и т. д.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие органы являются главными органами ООН?

2. Какова юридическая сила резолюций Генеральной Ассамб­леи ООН?

3. В чем смысл принудительных мер Совета Безопасности ООН?

4. Каковы особенности статуса миротворческих сил ООН?

5. Каков вклад Комиссии международного права в прогрессив­ное развитие международного публичного права?

6. Каков правовой статус вспомогательных органов ООН?

7. Назовите признаки специализированных учреждений ООН.

Крылов С. Б. История создания Организации Объединенных Наций. М., 1960.

Организация Объединенных Наций. Сборник документов. М, 1981.

Шибаева Е. А. Специализированные учреждения ООН. М., 1966.

Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник. М., 1995.

Энциклопедия международных организаций. СПб., 2003.

Яновский М. В. Генеральная Ассамблея ООН. Кишинев, 1971.

Alvarez J. Judging the Security Council // American Journal of International Law. Vol. 90. 1996. № 1. P. 1-39.

Basic Facts about the United Nations. New York, 2000.

Blaine S. United Nations General Assambly Resolution in the Our Changing World. N.Y., 1991.

Encyclopedia of Public International Law. Vols. 1—3. Horth-Hol-land. 1994-1997.

Fitzmaurice G The Law and Procedure of the International Court of Justice. Vols. 1 and 2. Cambridge, 1986.

McWhinney E. United Nations Law Making. Paris, 1984.

Osmdnczyk Ed. The Encyclopedia of the United Nations and International Agreements. N. Y. / Philadelphia / London, 1990.

Schachter O. United Nations Law // American Journal of International Law. Vol. 88. 1994. N 1. P. 1-24.

Simma B. (Eds.) The Charter of the United Nations: A Commentary. Oxford / New-York, 1955.

Schiavone G. International Organizations. A Dictionary and Directory. Third Ed. The Macmillen Press. LTD. 1992.

The United Nations at Age Fifty: A Legal Perspective. The Hague / London / Boston, 1995.

11.1. СНГ: образование, учредительные документы, цели, принципы

8 декабря 1991 г. произошло событие исторической важности, одно из самых значительных в XX в., — распался Советский Союз, образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ).

В Заявлении от 8 декабря 1991 г. главы государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины в качестве причин «роспуска» СССР и образования СНГ назвали следующие:

1) переговоры о подго­товке нового Союзного договора зашли в тупик;

2) объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором;

3) недально­видная политика Центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофиче­скому понижению жизненного уровня практически всех слоев жизни общества;

4) возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР сопровождалось межнацио­нальными конфликтами с многочисленными человеческими жертвами;

5) осознание лидерами республик ответственности пе­ред своими народами и мировым сообществом;

6) назревшая по­требность в практическом осуществлении политических и эконо­мических реформ во вновь образованных государствах.

В преамбуле Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. записано: «Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства — учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, далее именуемые Высо­кими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реаль­ность прекращает свое существование».

В этом документе обозначены цели, задачи и принципы, поло­женные в основу создания СНГ. В частности, указывалось на исто­рическую общность народов и сложившихся между ними связей; стремление построить демократические правовые государства; на­мерение развивать свои отношения на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Соглашение о создании СНГ сразу же было ратифицировано парламентами Белоруссии, России и Украины. 10 декабря 1991 г. бе­лорусский парламент абсолютным большинством голосов (при одном против и двух воздержавшихся) поддержал позицию руково­дства своей республики о создании Содружества. Конституционным большинством был также денонсирован Союзный договор 1922 г.

В том же ключе действовал и парламент России. Каких-либо существенных возражений позиция Б. Н. Ельцина на встрече «трех» в Вискулях не вызвала. 12 декабря 1991 г. депутаты россий­ского парламента подавляющим числом голосов (188 — «за», 6 — «против» и 7 — «воздержались») ратифицировали Беловежские со­глашения. Голосование по постановлению о денонсации Союзно­го договора 1922 г. дало следующие результаты: 161 голос — «за», 3 — «против», 9 — «воздержались».

10 декабря 1991 г. Верховный Совет Украины без обсуждения ратифицировал Соглашение о создании СНГ, но с весьма сущест­венными оговорками. Среди наиболее радикальных оговорок сле­дует отметить две. Первая касалась необходимости создания Ук­раиной собственных вооруженных сил, а вторая — создания ею самостоятельной экономической системы путем введения собст­венной денежной единицы, создания независимых банковской и таможенной систем, развития своих систем транспорта и связи.

Как видно из содержания указанных оговорок Украины, они в значительной степени изменяли сущность Соглашения о созда­нии СНГ. Поэтому на основе ст. 20 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. можно сделать вывод о том, что такого рода изменения могли быть сделаны только по взаимному согласию всех участников Соглашения.

Из текста оговорок Украины к Соглашению о создании СНГ можно сделать еще один важный вывод. Украина сразу же повела дело к тому, чтобы окончательно размежеваться с другими респуб­ликами бывшего СССР. Ее решение создать собственные воору­женные силы, указание на временный характер пребывания Стра­тегических вооруженных сил на ее территории, а также решение создать собственные денежную единицу, банковскую и таможен­ную системы красноречиво говорят об этом.

Само Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. ряд юри­стов не считают международно-правовым договором. С. В. Черниченко полагает, что «договорные отношения между членами федера­ции возможны, но... их природа — государственно-правовая, а не международно-правовая». О. И. Тиунов придерживается сходной точки зрения. П. П. Кремнев пишет, что «в период с 8 по 21 декабря 1991 г. СНГ по своей природе представляло собой межреспубли­канское внутрифедеральное образование, приобрести правовой ста­тус международного объединения ему предстояло».

12 декабря 1991 г. президенты пяти стран Центральной Азии — бывших республик СССР — Казахстана, Кыргызстана, Таджики­стана, Туркменистана и Узбекистана — выступили с Заявлением, в котором позитивно оценили подписанное в Белоруссии Согла­шение. Вместе с тем они отметили, что данная акция оказалась для них неожиданной. Президенты настаивали на праве каждой из республик бывшего СССР принять участие в процессе выработки решений и документов в Содружестве и на их признании в качест­ве его учредителей. Лидеры пяти республик призвали провести со­вещание глав суверенных государств для рассмотрения вопросов формирования Содружества.

21 декабря 1991 г. собравшиеся в Алма-Ате главы 11 из 15 быв­ших республик СССР — Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины — подписали Деклара­цию, в которой не только подтвердили основные цели и принци­пы СНГ, но и внесли ряд весьма важных уточнений.

В частности, впервые в документах о создании СНГ было ска­зано, что это образование не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Стороны заявили также, что СНГ открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств — членов бывшего Союза ССР, а также иных госу­дарств, разделяющих цели и принципы Содружества. Было под­тверждено также, что с образованием СНГ Советский Союз пре­кращает свое существование.

Участники встречи подписали также Протокол к Соглашению о создании СНГ, принятому 8 декабря 1991 г. В нем они констати­ровали, что «Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргыз­стан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Рес­публика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договариваю­щиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств».

Таким образом, можно утверждать, что у Содружества Незави­симых Государств не одна, а две даты рождения — 8 декабря 1991 г. и 21 декабря 1991 г. Что касается учредительных докумен­тов, на основе которых возникло и действует Содружество, то их насчитывается три: 1) Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г.; 2) Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декаб­ря 1991 г.; 3) Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г.

22 января 1993 г. в Минске на заседании Совета глав госу­дарств СНГ был утвержден Устав Содружества. Его подписали ли­деры семи государств — Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыр­гызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Российская Фе­дерация ратифицировала Устав СНГ 15 апреля 1993 г. В течение четырех последующих лет он был ратифицирован национальными парламентами и вступил в силу для Азербайджана, Армении, Бе­лоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджики­стана и Узбекистана. Лишь Туркменистан и Украина Устав СНГ ни тогда, ни в последующие годы не подписали.

Устав СНГ является главной правовой базой для деятельности Содружества. Его положения направлены на усиление центростремительных тенденций в СНГ, на его консолидацию. Устав способствует укреплению на территории бывшего СССР зоны стабильности и активного сотрудничества в политической, эко­номической, гуманитарной и иных областях.

В учредительных документах СНГ, а также в его Уставе обо­значены цели создания Содружества:

— осуществление сотрудничества в политической, экономи­ческой, экологической, гуманитарной, культурной и иных облас­тях;

— всестороннее и сбалансированное экономическое и соци­альное развитие государств-членов в рамках общего экономиче­ского пространства, межгосударственная кооперация и интегра­ция;

— обеспечение прав и основных свобод человека в соответст­вии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

— сотрудничество между государствами-членами в обеспече­нии мира и безопасности, осуществлении эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядер­ного и других видов оружия массового уничтожения, достижение всеобщего и полного разоружения;

— содействие гражданам государств-членов в свободном об­щении, контактах и передвижении в Содружестве;

— взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сфе­рах правовых отношений;

— мирное разрешение споров и конфликтов между государст­вами Содружества.

Статья 3 Устава СНГ посвящена принципам, на основе кото­рых строят свои отношения государства — члены Содружества для достижения названных целей. В Уставе СНГ обозначено четырнадцать принципов, десять из которых повторяют основные прин­ципы современного международного права.

Первым новым принципом международного права в Уставе СНГ назван принцип верховенства международного права в межго­сударственных отношениях. Речь идет о примате международного права в отношениях между государствами. Термин «верховенство» может ввести в заблуждение. Так, в день подписания Устава СНГ, 22 января 1993 г., президент Туркменистана С. Ниязов заявил, что провозглашаемое в ст. 3 Устава «верховенство международного права в межгосударственных отношениях» дает возможность вме­шиваться во внутренние дела суверенных стран, отменять приня­тые ими двух- или трехсторонние соглашения. Конечно же, это не так.

Второй новый принцип, зафиксированный в Уставе СНГ, гла­сит; учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотно­шений. В общем международном праве нет такого общепризнанно­го принципа. Когда-то в отношениях между странами социализма был подобный принцип, который формулировался как принцип социалистической взаимопомощи. В соответствии с этим принци­пом осуществлялось политическое, экономическое, военное и иное сотрудничество между странами социализма.

Конечно, сейчас и речи не может быть о том, чтобы каким-то образом возродилось социалистическое содружество. Вместе с тем следует приветствовать то, что страны СНГ заложили в качестве основы развития своих отношений принцип взаимопомощи. Это должно было во многом оказать помощь государствам СНГ в бы­стром преодолении возникающих на их пути трудностей, более эффективном взаимодействии с целью формирования правового государства, создания рыночной экономики, всестороннего разви­тия демократии — всего того, о чем говорится в конституциях стран Содружества. К сожалению, этот принцип не нашел долж­ного воплощения в практике взаимодействия стран СНГ.

Третий новый принцип, обозначенный в Уставе СНГ, говорит об объединении усилий и оказании поддержки друг другу в целях соз­дания мирных условий жизни народов государств — членов Содруже­ства, обеспечении их политического, экономического и социального прогресса. По сути, данный принцип является продолжением пре­дыдущего. Только здесь более конкретно выражены цели, ради ко­торых объединяют свои усилия страны СНГ.

Последний, четвертый, новый принцип, сформулированный в Уставе СНГ, говорит о духовном единении народов стран СНГ, ко­торое основывается на уважении их самобытности, тесном сотруд­ничестве в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Действительно, духовное единение — это капитал, накопленный столетиями, в течение которых сообща жили народы когда-то еди­ного государства. В то же время каждый народ Содружества имеет свою самобытность, свои культурные ценности, которые государ­ства СНГ обязались уважать, сохранять и приумножать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: