Упражнение в парах. Договоритесь, кто будет первый, а кто второй.
Задание:
похвалить себя;
похвалить другого;
поругать себя;
поругать другого.
Рефлексия: Как вы себя чувствовали в процессе выполнения упражнения?
Что было легче? Хвалить или ругать?
Хвалить себя или другого?
И что вы по этому поводу чувствуете?
А теперь давайте познакомимся с результатами диагностики, которая проводилась с детьми. Была предложена методика незаконченных предложений: Моя мама мне чаще всего говорит... Мой папа... Моя бабушка... Мой дедушка...
Психологи выделили типы традиционных родительских высказываний настоящих помех на пути активного слушания.
| Что говорят родители | Что слышат дети |
| Приказы, команды | |
| «Сейчас же перестань» | Слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся |
| «Убери!» | |
| «Вынеси ведро!» | |
| «Быстрее в кровать!» | |
| «Чтобы больше я этого не слышал!» | |
| Предупреждения, предостережения, угрозы | |
| «Если ты не прекратишь плакать, я уйду!» | Вызывают неприятные переживания. При частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. |
| «Смотри, как бы не стало хуже!» | |
| «Еще раз это повториться и я возьму ремень!» | |
| «Не придешь вовремя, пеняй на себя!» | |
| Мораль, нравоучения, проповедь | |
| «Ты обязан вести себя, как подобает!» | Обычно дети из подобных фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще все вместе взятое |
| «Каждый человек должен трудиться!» | |
| «Ты должен уважать взрослых!» | |
| Советы, готовые решения | |
| «А ты возьми и скажи...» | Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Позиция родителей «сверху» раздражает детей, а, главное, не оставляет у них желания рассказывать подробно о своей проблеме |
| «Почему бы тебе не попробовать..,» | |
| «По-моему, нужно пойти и извиниться» | |
| «Я бы на твоем месте дал сдачи» | |
| Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции» | |
| «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки» | В лучшем случае они перестают слышать родителей. |
| «Отстань!», | |
| «Сколько можно это слышать!» | |
| «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки» | |
| Критика, выговоры, обвинения | |
| «На что это похоже!» | Активная защита у детей (ответное «Опять все сделала не так!» нападение, озлобление), либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителями |
| «Все из-за тебя!» | |
| Обзывание, высмеивание | |
| «Плакса-вакса» | Дети обижаются и защищаются: «А сама какая?» «Ну и буду таким!» |
| «Не будь, как кисель!» | |
| «Ну, прости, дубина!» | |
| Догадки, интерпретации | |
| «Я знаю, это все из-за того, что ты...» | Защитная реакция, желание уйти от контакта |
| «Небось, опять подрался?» | |
| «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь!» | |
| Выспрашивание, расследование | |
| «Нет, ты все-таки скажи!» | Лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные |
| «Что же все-таки случилось?» | |
| «Почему ты опять получил двойку?» |
Познакомившись с длинным списком неудачных высказываний, родители обычно восклицают: «И это нельзя, и то нельзя, Что же можно?»
Активно слушать самих детей!
Представьте себе, что люди никогда не видели велосипедов. И тут им на суд предлагают сразу две конструкции: трехколесный и двухколесный. Какой велосипед они предпочтут? Конечно, трехколесный. Почему? Потому что, сев на него, они поедут сразу легко и «естественно». Преимущества же двухколесного останутся для них за семью печатями..., пока они не затратят время и усилия на овладение им. Вот тогда они поймут все замечательные свойства «неудобного» велосипеда.
Наши привычные обращения к ребенку с советами, назиданиями и упреками — это не «естественные», а тоже выученные фразы. Психологи потратили много усилий, чтобы усовершенствовать конструкцию и помочь родителям «ездить» на лучшем велосипеде.
Использованная литература:
1. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.- 160с.
2. Сатир В. как построить себя и свою семью.- М, 1992.
3. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских
отношений. -М: Владос,2001.-96 с.
4. Нартова-Бочавер С.К., Кислица Г.К., Потапова А.В. 140 вопросов семейному
психологу.- М.: Генезис, 2002.- 356с.
5. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. -М.: Сфера,2000.- 208с.
6. Кривцова СВ. Навыки жизни в согласии с собой и миром.- М: Генезис, 2ОО2.-129с.
Безруких М.М. Каких детей называют медлительными и отчего им трудно учиться?- М.,
1994.
7. Безруких М.М. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные
трудности.- М., 1994.
8. Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику.- М.: МП «Останкино», 1992.- 144с.






