Родительских высказываниях

Упражнение в парах. Договоритесь, кто будет первый, а кто второй.

Задание:

похвалить себя;

похвалить другого;

поругать себя;

поругать другого.

Рефлексия: Как вы себя чувствовали в процессе выполнения упражнения?

Что было легче? Хвалить или ругать?

Хвалить себя или другого?

И что вы по этому поводу чувствуете?

А теперь давайте познакомимся с результатами диагностики, которая проводилась с детьми. Была предложена методика незаконченных предложений: Моя мама мне чаще всего говорит... Мой папа... Моя бабушка... Мой дедушка...

Психологи выделили типы традиционных родительских высказываний настоящих помех на пути активного слушания.

Что говорят родители Что слышат дети
Приказы, команды
«Сейчас же перестань» Слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся
«Убери!»
«Вынеси ведро!»
«Быстрее в кровать!»
«Чтобы больше я этого не слышал!»
Предупреждения, предостережения, угрозы
«Если ты не прекратишь плакать, я уйду!» Вызывают неприятные переживания. При частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.
«Смотри, как бы не стало хуже!»
«Еще раз это повториться и я возьму ремень!»
«Не придешь вовремя, пеняй на себя!»
Мораль, нравоучения, проповедь
«Ты обязан вести себя, как подобает!» Обычно дети из подобных фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще все вместе взятое
«Каждый человек должен трудиться!»
«Ты должен уважать взрослых!»
Советы, готовые решения
«А ты возьми и скажи...» Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Позиция родителей «сверху» раздражает детей, а, главное, не оставляет у них желания рассказывать подробно о своей проблеме
«Почему бы тебе не попробовать..,»
«По-моему, нужно пойти и извиниться»
«Я бы на твоем месте дал сдачи»
Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»
«Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки» В лучшем случае они перестают слышать родителей.
«Отстань!»,
«Сколько можно это слышать!»
«Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»
Критика, выговоры, обвинения
«На что это похоже!» Активная защита у детей (ответное «Опять все сделала не так!» нападение, озлобление), либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителями
«Все из-за тебя!»
Обзывание, высмеивание
«Плакса-вакса» Дети обижаются и защищаются: «А сама какая?» «Ну и буду таким!»
«Не будь, как кисель!»
«Ну, прости, дубина!»
Догадки, интерпретации
«Я знаю, это все из-за того, что ты...» Защитная реакция, желание уйти от контакта
«Небось, опять подрался?»
«Я все равно вижу, что ты меня обманываешь!»
Выспрашивание, расследование
«Нет, ты все-таки скажи!» Лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные
«Что же все-таки случилось?»
«Почему ты опять получил двойку?»

Познакомившись с длинным списком неудачных высказываний, родители обычно восклицают: «И это нельзя, и то нельзя, Что же можно?»

Активно слушать самих детей!

Представьте себе, что люди никогда не видели велосипедов. И тут им на суд предлагают сразу две конструкции: трехколесный и двухколесный. Какой велосипед они предпочтут? Конечно, трехколесный. Почему? Потому что, сев на него, они поедут сразу легко и «естественно». Преимущества же двухколесного останутся для них за семью печатями..., пока они не затратят время и усилия на овладение им. Вот тогда они поймут все замечательные свойства «неудобного» велосипеда.

Наши привычные обращения к ребенку с советами, назиданиями и упреками — это не «естественные», а тоже выученные фразы. Психологи потратили много усилий, чтобы усовершенствовать конструкцию и помочь родителям «ездить» на лучшем велосипеде.

Использованная литература:

1. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.- 160с.

2. Сатир В. как построить себя и свою семью.- М, 1992.

3. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских
отношений. -М: Владос,2001.-96 с.

4. Нартова-Бочавер С.К., Кислица Г.К., Потапова А.В. 140 вопросов семейному
психологу.- М.: Генезис, 2002.- 356с.

5. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. -М.: Сфера,2000.- 208с.

6. Кривцова СВ. Навыки жизни в согласии с собой и миром.- М: Генезис, 2ОО2.-129с.
Безруких М.М. Каких детей называют медлительными и отчего им трудно учиться?- М.,
1994.

7. Безруких М.М. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные
трудности.- М., 1994.

8. Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику.- М.: МП «Останкино», 1992.- 144с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: