Занятие 4. Телевизор и психическое здоровье детей

Цели:

- помочь родителям выработать собственную позицию по вопросу о роли телевидения в воспитании психически здорового ребенка;

- проинформировать родителей о способах профилактики негативного
влияния телевидения на психическое здоровье детей.

Литература:

1. Казак О. Не пускайте насилие в душу // Основы безопасности
жизнедеятельности,- 2000.- № 8.- С. 40-42.

2. Эмоциональное развитие вашего ребенка: Пер. с англ.- М.: Авиценна,
ЮНИТИ, 1996.- 400 с.

План:

1. Влияние телевидения на психическое здоровье детей;

2. Профилактика негативного влияния телевидения на психическое здоровье
детей.

3. Вопросы для обсуждения проблемы влияния телевидения на психическое
здоровье детей.

1. Влияние телевидения на психическое здоровье детей

Фильмы ужасов и боевики давно стали привычными "блюдами" в нашем информационном "рационе". Кажется, чего проще - вкушай себе их, наслаждайся похождениями крутых парней, которых и пуля не берет; ужасайся потокам крови, льющейся там, за матовым стеклом телевизионного экрана. Однако так ли все просто, как кажется на первый взгляд? Что происходит с психикой телезрителя в тот момент, когда очередной телевизионный маньяк зверски режет на кусочки свою жертву? На этот счет у психолога Минского центра пограничных состояний и психотерапии Ольги Казак - свое мнение. Прислушаемся к беседе Е. Шумаровой с психологом О. Казак и постараемся ответить на главный вопрос: как влияет телевидение на психическое здоровье детей?

- Сегодня многие говорят о потоке насилия: сексуального, физического,
нравственного, который в последнее время буквально захлестывает голубой
экран. Продюсеров понять можно — поставь в вечернем эфире очередную
кровавую сказочку, и популярность каналу обеспечена. А между тем
исследователи обнаружили, что только за один час такого вещания у человека в мозгу запечатлевается девять актов физической и восемь — "словесной"
агрессии. То есть зритель становится свидетелем, в среднем, семнадцати сцен
насилия. В наше время их на телевидении в четыре раза больше, чем
проявлений нежности.

И даже если человек смотрит фильм не очень внимательно, например, убирает в это время комнату, ужинает, обсуждает с близкими какие-то проблемы, все равно яркие картинки насилия, поставленные зачастую талантливыми режиссерами, безусловно, откладываются в его подсознании. Он может и не запомнить, о чем был фильм, а впечатление останется.

- Ну и пусть остается. Лично мне кошмары по ночам не снятся...

- Не все так просто. В Гештальт-терапии есть прием, когда одно слово
повторяется пациенту много раз. Или неоднократно проигрывается одна и та
же ситуация, после чего ее эмоциональная окрашенность "блекнет". Так и с
просмотром "крутых" боевиков. Кровь уже не вызывает шока, ведь это ста­
новится привычным. Получается как бы своеобразный перенос из жизни
нереальной в жизнь истинную. И человек уже может спокойно пройти мимо
того, кому нужна помощь. Происходит как бы эмоциональное отупение, не
говоря уже о развитии агрессии.

- Неужели, насмотревшись боевиков, кто-то возьмет ножичек и пойдет
убивать? Не верится как-то...

- И напрасно. Поверьте американским ученым, которые выявили интересную закономерность: у детей, с восьми лет бесконтрольно смотревших передачи, уже в девятнадцать наблюдалась большая агрессивность по сравнению со сверстниками. А тридцатилетние мужчины, совершившие тяжкие преступления, как выяснилось, были большими почитателями фильмов с элементами насилия. Как видите, вымышленная агрессия становится реальностью.

- И у детей тоже?

- У них - в первую очередь. Даже, если мы запрещаем малышам смотреть
фильмы, где есть насилие, — у них остаются мультики. А в тех, которые заво­зятся с Запада, сцен насилия немало. Конечно, они чуть помягче, чем боевики,
но ребенку хватает и этого.

Для одних детей агрессия становится нормой, и они включают ее в "репертуар" поведения. Другие начинают постоянно испытывать чувство тревоги, боясь выйти на улицу, остаться дома в одиночестве. Родители не могут понять, почему их Петя или Ванечка в садике замахнулся лопаткой на девочку, а лучшему другу расцарапал нос или, наоборот, почему часто плачет по ночам, требует включить свет. И забывают, что ребенок часами не от­рывается от телевизора, где, по большому счету, жизнь далека от реальности.

- Давайте все-таки разберемся в вопросе реальности и нереальности
киноубийства нас не слишком волнуют, потому что мы воспринимаем их как
сказку. И в то же время подсознательно все акты агрессии накладывают свой
отпечаток на наше поведение...

- Кино вообще не жизнь, а лишь ее, отображение. Вопрос в том - какое? По
статистике, чикагский полицейский стреляет из оружия один раз в 27 лет. А
посчитайте, сколько раз это происходит в любом фильме? Когда медики смотрят боевик, они искренне потешаются, комментируя происходящее на экране.

Так, герой, получив сокрушительный удар в челюсть, сразу же потерял бы все зубы. А он ослепительно улыбается в финале! Удар "под дых" начисто вы­рубил бы его на полчасика, а по селезенке - скорее всего надолго уложил бы в больницу. Или возьмем ранения. Разве можно с пулей, например, в плече, бе­гать, прыгать, спускаться с головокружительной высоты? Во-первых, сначала какой-нибудь "крутой Уокер" получил бы болевой шок, во-вторых, просто умер от потери крови.

Нет, в обычной жизни все гораздо проще и жестче. Но далеко не каждый попадал в ситуацию с насилием. Оттого, воспринимая ее на экране как полу­сказку, мы не в состоянии ощутить чужие муки. И в глубинах подсознания остается - если человека бить, стрелять в него, ему не слишком больно. И осо­бенно страшно, когда все это, как губка, впитывают дети. Мальчики ведь когда-нибудь станут взрослыми мужчинами... И если ребенок не может утвердиться в семье, кругу друзей, то он выбирает агрессию как модель поведения.

- Как вы думаете, откуда такая жестокость у подростков? А они -
представители того поколения, которое выросло на подобных фильмах.
Сегодня телевидение как бы моделирует наше поведение, внушая: "так
можно", "ничего страшного", "все дозволено". Для достоверности сошлюсь на
результаты еще одного исследования, когда мужчин опрашивали до и после
просмотра "специфического" фильма. Второй "замер" обнаружил - число
допускающих сексуальное насилие увеличилось. Чем не формирование
определенного поведения и его навязывание?

- И в какой-то степени - формирование менталитета нации? Интересно, чем же
так привлекательны, для нас боевики?

- Тем, что это своеобразная духовная "жвачка", не требующая серьезного
анализа и не задевающая, на первый взгляд, глубинных пластов психики.
Кроме того, людям свойственно отождествлять себя с кем-нибудь из главных
героев. Не с жертвой, потому что аутсайдером никто быть не хочет. Конечно
же, с победителем. И если в душе тот же подросток чувствует себя слабым, не
способным на подвиги, то ему вдвойне приятно как бы прожить жизнь эк­
ранного героя. Отсюда и популярность "жестких" фильмов, особенно у
сильной половины человечества, и "мыльных опер" - у женщин. Всем хочется
быть сильными, красивыми, счастливыми. Думаю, что "телеманы" имеют
такую же зависимость, как те, кто курит, пьет или употребляет наркотики.

- Интересно, а может ли постоянный просмотр "негатива" так изменить
личность, что ее придется корректировать психологу или психотерапевту?

• Со временем это вполне возможно. Я уже говорила об агрессии, но бывает и по-другому, когда человек вообще перестает смотреть передачи и фильмы с насилием. Скажем, он становится поклонником программы "В мире животных", но синдром тревоги у него уже сформировался. Конечно, придя на прием, пациент не говорит - у меня, доктор, не все ладно оттого, что я насмотрелся жутких фильмов. Есть люди, которые относятся к интровертам, то есть все держат внутри себя, предпочитая жить в своем мире. Порой они и ухо­дят в этот вымышленный мир, зачастую предлагаемый телевидением. И если в их семьях не все благополучно и не с кем посоветоваться, то постепенно формируется невроз тревоги.

- До сих пор мы говорили о художественных фильмах. Но сегодня хватает и
документальной негативной информации. Даже новости посмотришь, и то
становится не по себе: там взрыв, здесь авария...

- Несмотря на реальность происходящего, человек все равно воспринимает
такие ЧП по-своему. Срабатывает естественная защитная реакция: "Это проис­
ходит с другими, а со мной, возможно, никогда такого не произойдет". А
частый, навязчивый показ ужасных событий опять-таки провоцирует эмоци­
ональное отупение. Помните, я приводила пример из Гештальт-терапии?

- Согласна. Действительно, в тот момент, когда показывают репортаж об
очередной жуткой трагедии, мы спокойно можем заниматься своими делами.
Хотя и больно нам за тех, кто на этот раз стал жертвой. И в то же время, читая о том же событии в газете, испытываешь большее эмоциональное потрясение. Отчего так происходит?

Телевидение выплескивает слишком большой поток оперативной информации. Еe наш мозг просто не успевает "переварить". Люди с аналитическим складом ума любят читать газеты именно поэтому, что есть возможность все "обмозговать". А телевидение предлагает "жвачку"- "лопай, что дают", а думать некогда.

- Точно такую же, как и реклама?

- О ней - отдельный разговор. Конечно, клипы о "Тайде" или "Дироле"
обходятся без сцен насилия. Но вы не задумывались о том, что реклама наси­
лует нас, призывая покупать те или иные товары? Более того, холеные "дяди"
и "тети", их сытая жизнь с дурацкими, на наш взгляд, проблемами восприни­
мается людьми неадекватно. Как выяснилось, просмотр рекламы для
большинства подростков является стрессом. Тревожные дети становятся
неуверенными в себе, с трудом принимают решения, у них колеблется
самооценка. Людей агрессивных реклама озлобляет.

- Честно говоря, начинаешь подумывать о том, чтобы вообще отказаться от
телевизора. Лучше уж книжки читать.

- Конечно, если предпочтете классику. А откроете современную книжечку в
мягкой обложке и что увидите? Те же знакомые приметы крутого боевика, на каждой страничке - убийства. Только здесь за режиссеров их детали будет додумывать ваша фантазия. Да и совсем отказываться от телевидения не стоит. Мой совет таков: не воспринимайте информацию буквально, относитесь к ней критически. Любые фильм, передачу нужно анализировать, то есть быть активным зрителем. И нести ответственность за выбор информации для себя и своих детей. Таким образом можно и нужно хоть как-то защищать свою психику. И потом, просмотренное имеет смысл обсуждать.

Считается, что детям нужно небольшими порциями вводить как бы своеобразную "вакцину" от "негатива", предлагая альтернативу поведению героя, лихо убивающего своих врагов-негодяев. Почему бы не наказать их как-нибудь по-другому? Понимаю, непривычно звучит, но пусть дети учатся рассуждать, критиковать те же боевики, рекламу, принимать самостоятельные решения.

Запретить просмотр жестоких фильмов? К сожалению, это практически невозможно. Допустим, ребенок не смотрит их дома, но его друзья часами сидят у телевизора. В своих играх они, естественно, будут говорить о героях любимых фильмов, подражать им. Значит, надо выработать у него иммунитет. Противостоять насилию нужно, поскольку это очень опасно. Если врага мы в дом не пускаем, то почему так спокойно отдаем себя и своих детей на растерзание "телевизионным вампирам"? А тем временем преступность продолжает расти, значительно при этом молодея!

Эндрю Карнеги в 1900 году говорил, что, наверное, в XX веке человекоубийство станет столь же отвратительным, как каннибализм. К сожалению, так не получилось. И не без помощи телевидения. Но все же хо­чется надеяться, что в XXI веке оно расстанется с убийцами, маньяками и вампирами.

Факты, выводы и оценки психолога из ближнего зарубежья сравним с рекомендациями специалистов из США и Канады.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: