Построение жизненной перспективы, осмысление собственной жизни

Вопрос о смысле жизни - важный вопрос, одна из основных жизненно важных проблем человека. Он возникает чаще в юношеский период жизни и его появление характеризует определенный уровень зрелости личности. Поиск смысла жизни - одна из характеристик черт юности. В то же время истоки осмысления жизни лежат в более ранних периодах, когда ребенок пытается осмыслить свою жизнь в связи с удачами (а чаще неудачами) в жизни, учебе, отношениях. Уже в младшем школьном возрасте начинается построение жизненной перспективы, «сценария» жизни, осмысление своей жизни.

Смысл нельзя дать, его нужно найти. Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Человек, который не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать* его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо упрощённое ощущение смысла.

Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть - это орган смысла. Ее можно определить, как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации.

Смысл - это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда «требование момента», которое, однако, всегда адресовано конкретному человеку. И как неповторима каждая отдельная ситуация, так же уникален и каждый отдельный человек.

Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человека ожидает другой смысл. Смысл есть для каждого, и для каждого существует свой особый смысл.

Из всего этого вытекает, что смысл, о котором идет речь, должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой бы человеку не была предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим.

Отсутствие смысла жизни порождает «экзистенциальный вакуум» (чувство отсутствия смысла), как считал В. Франкл. В этом кроются причины многих негативных проявлений: от бездумного отношения к своему здоровью, употребления наркотиков, курения до суицида.

Отказ от полноты своего существования, поиска смысла жизни, отсутствие или потеря смысла жизни, приводит к саморазрушению, деградации личности. Это проявляется в таких явлениях, как алкоголизм, наркомания и др.

В. Франкл считает, что смысл жизни нельзя дать человеку, навязать, придумать, он может и должен найти его сам. Задача воспитания, психотерапии - помочь человеку обрести свой индивидуальный смысл жизни.

Человеку помогают обрести смысл жизни три группы ценностей: - ценности творчества, самореализации;

- ценности переживания, связанного с удовлетворением каких-либо потребностей; - ценности отношения.

Ценности отношения наиболее достижимы, так как всецело зависят от человека: отношение можно создать, изменить тогда, когда другие цели и способы недостижимы.

Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы ощущаем необходимость измениться самим.

Итак, жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.

Смысл жизни тесно связан с осуществлением жизненных основных выборов: - выбор образа жизни;

- выбор профессии;

- выбор спутника жизни.

Уже в 1 классе дети должны иметь общие представления о выборе профессии (о профессиях): иметь представления о себе во временной перспективе; строить положительный образ будущего, стремиться стать лучше. А в 4 классе они уже должны иметь конкретные представления о профессиях и иметь общие представления о смысле жизни, предназначении человека.

Младший школьный возраст не является малозначимым, «проходным», с точки зрения профессиональной ориентации. Существует рад показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот период возрастного развития оказывается сензитивным. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профориентационной работы и у довольно значительной части школьников так и не удается в учебно-воспитательном процессе достичь необходимых результатов.

Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания сю роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценки, развития рефлексии и реалистической самооценки детей.

В этом возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу.

К профориентационным играм можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»). Значительным профориентационным потенциалом обладают такие ролевые игры, как «Магазин», «Библиотека», «Экскурсовод», в которых имитируется конкретная профессиональная деятельность.

Существует много сил, влияющих на человеческую судьбу (родительское программирование, предрасположенность к определенным проблемам и способам поведения, свободные устремления самого человека и т. п.), но, в конечном итоге, судьба человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Человек сам планирует свою жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать их, а если надо, то и отстаивать их.

Итак, говоря о смысле жизни и выборе жизненного пути, можно сделать вывод о том, что говорить о смысле жизни нужно начинать уже в младшем школьном возрасте, так как это имеет большое значение для выбора жизненного пути. «Надо открыть ребенку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения за явлениями жизни, черпать из них опыт для ее улучшения, выбрать в ней верный путь. Нужно также, чтобы ребенок постиг закон о бесконечности жизни о бессмертии, и на вопрос: «Зачем я живу?», имел осознанный ответ: «чтобы познавать и совершенствоваться, утверждая благо и способствуя эволюции человечества» (Ш.А. Амонашвили).

6. Адекватная ориентировка в настоящем, осознание своих эмоций, мыслей, чувств "здесь и теперь»

В работе «Становление человека» К. Роджерс дает характеристику полноценного функционирующего человека, описывая его жизнь через следующие характеристики:

-постоянная все возрастающая открытость опыту (в противоположность стереотипным защитным реакциям);

-возрастающее стремление жить настоящим, открытость тому, что происходит «здесь
и сейчас»;

-возрастающее доверие своему организму как средству достижения наилучшего поведения в каждой ситуации в настоящем.

Использовать эти возможности, расширять и усиливать их - значит жить более яркой жизнью. В процессе своего становления человек, развивая эти качества, переходит к личностной зрелости. Поэтому максимальное «проживание» текущего момента, концентрация внимания на настоящем требует усилий педагога. Этому способствуют «стоп-паузы» в работе и рефлексия по поводу того, что «здесь и сейчас» происходит, какие мысли, чувства, отношения вызывает у ребенка та или иная ситуация. Учитель также сам должен не «закрываться» и делиться с учащимися своими чувствами, отношениями, переживаниями.

7. Способность строить позитивные отношения с людьми, эффективно и конструктивно общаться

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется только в процессе общения с другими людьми. Взаимоотношения людей проявляются и реализуются в общении.

Общение является одной из важнейших потребностей личности, оно играет большую роль в жизни общества и личности, является также одним из условий её формирования и благополучия. Неудовлетворённость в общении порождает сложную гамму переживаний: портит настроение, рождает чувство одиночества, ненужности другим людям.

Важной характеристикой психического благополучия является качество взаимоотношений человека с окружающими людьми. Справедливое, терпеливое и доброжелательное отношение к другому - вот «секрет» обаяния, умения быть в хороших отношениях с другими.

Перед педагогом стоит сложная задача - помочь школьникам постигнуть науку и искусство общения. Психология общения как наука имеет свои законы, свои особые секреты. В общении, в процессе установления психологического контакта и обмена информацией происходит также взаимопереживание, взаимовлияние, взаимодействие. Существуют определенные средства и способы общения, выбор которых не должен быть случайным. Усвоение норм общения - одна из важных задач воспитания. Все тонкости человеческого общения мы и должны раскрыть школьникам в процессе обучения.

Общение - процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности. В общении различают три стороны:

1) коммуникативная -обмен информацией;

2) интерактивная - выработка и реализация стратегии взаимодействия;

3) перцептивная - восприятие и понимание другого человека.

При рассмотрении общения с точки зрения взаимодействия людей всегда необходимо иметь в виду цель общения. Такой целью является удовлетворение потребности в совместной деятельности людей. Результат такого общения - изменение поведения и деятельности других людей.

Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информации, но через усилия людей по организации совместной деятельности. Исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающих взаимоисключающие ценности, задачи, цели. Ото иногда оборачивается взаимной враждебностью, возникают межличностные конфликты.

Конфликт - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций (интересов, потребностей) в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

От класса к классу детьми осваивается ряд новых знаний, умений и навыков, а те, элементами, составляющими компонентами.

Владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок будет способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения. Кроме того, мимика. жесты, пантомимика - первые помощники в общении. А именно игры и этюды способствуют обладанию языком жестов и движений.

По мнению Л.Д. Столяренко (1997) в процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять
на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно
бессознательно) что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства,
речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-то из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов общения, т.е. оно окажется неэффективным.

При поступлении в школу ребёнок психологически переходит в новую систему отношений с окружающими людьми, и многие дети сталкиваются с трудностями во взаимодействии и общении с ними. Они не понимают, и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, им с трудом удаётся внимательно слушать других. Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность со сверстниками, многие агрессивны, конфликтны в общении, кроме того, многие дети занимают зависимую, неуверенную позицию в общении. Таким образом, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей, является одной из важных задач на этом возрастном этапе.

Общение - многогранный процесс, о чём свидетельствует одна из классификаций видов общения, которые предлагает Л.Д. Столяренко:

- «контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, учтивости и т. Д.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Контакт масок иногда даже необходим, чтобы люди не задевали друг друга без надобности, чтобы отгородиться от собеседника;

- примитивное общение - когда оценивают другого человека, как нужный, или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут, или последуют грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

- формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В ходе социализации человек осваивает различные социальные роли: сына или дочери, брата или сестры, ученика, матери или отца, пассажира, зрителя и т.д.

Роль - это социальная функция личности; соответствующий принимаемым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Исполнение человеком роли зависит от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих;

- деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;

- духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно
прибегать к помощи слов, другой человек поймёт вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Такое общение является зачастую характеристикой близких отношений, которыми являются дружба и любовь.

Любовь - это высокая степень эмоционально положительного отношения,
выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта.

Дружба - это вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование ее неписанному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств;

- манипулятивное об щение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя
разные приёмы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты и т. П.) в зависимости от
особенностей личности собеседника.

- светское общение, суть которого в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что
думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что
точки зрения людей па тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют
характера коммуникаций.

В процессе общения используются вербальные и невербальные средства, и очень важно при общении пользоваться не только вербальными средствами коммуникации, но также дополнять их невербальными знаковыми системами.

Рассматривая общую характеристику общения, очень важно затронуть ещё один аспект - стиль общения.

Стиль общения - это типичная для человека система приёмов общения, которая характеризует индивидуальный почерк, манеру общения. Традиционно, психологами и педагогами выделяется три стиля общения: авторитарный, либеральный, демократический. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Авторитарным называют стиль, при котором человек действует, общается властно, директивно. Такой человек не позволяет другим обсуждать, или оспаривать принимаемые им решения. Стиль, подразумевающий жестокое руководство, подавление инициативы при общении с другими людьми. Человек с авторитарным стилем часто действует на других людей подавляюще, ограничивает их в высказывании собственного мнения, для них характерно деловое общение, они чаще пользуются приёмами прямого воздействия.

Либеральный стиль (попустительский) - подразумевает общение на принципе вседозволенности. Данный стиль характеризуется отсутствием требований, неумением потребовать. При либеральном стиле руководитель практически устраняется от активного управления группой, позволяет членам коллектива делать всё. что им захочется, идёт у них "на поводу". Такой человек проявляет колебания, нерешительность при общении.

Демократический стиль - обеспечивает людям активную позицию в общении. Этот стиль ставит людей в позицию дружественного взаимопонимания, вызывает положительные эмоции, уверенность в себе, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает со-радость при достижении успеха. Данный стиль общения характеризуется: взаимопониманием, разумным требованием, стремлением сотрудничать, обсуждать проблемы, уважение к личности человека.

Таким образом, можно сказать, что каждый человек в определённой коммуникативной ситуации использует какой-либо стиль общения. И от того, каким стилем общения он пользуется, зависит весь коммуникативный процесс, его результат и последствия. Как правило, наиболее продуктивным, успешным является демократический стиль общения, т. К. этот стиль объединяет людей, постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу, успешное сотрудничество и взаимопонимание.

Стиль общения во многом определяемся позицией человека в общении. Коммуникативная позиция также является важной характеристикой коммуникативной компетентности.

Критерии коммуникативной компетентности впервые были сформулированы Т. Гордоном. Он определил её как умение выйти из любой ситуации, не потеряв внутренней свободы и в то же время, не дав потерять её партнёру по общению. Таким образом, критерием компетентности является партнёрская позиция в общении («на равных», а не «пристройка сверху» или «пристройка снизу»).

Ю.Н. Емельянов (1995) определяет коммуникативную компетентность как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, а также как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.

Как уже отмечалось выше, ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких, в том же пространстве, называемом «дом»,.он начинает чувствовать, что его жизнь принципиально изменилась - на него легли обязательства не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребёнка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребёнку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных, импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребёнка чувство одиночества, отчуждённости себя от близких - ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать её.

И.В. Дубровина (1994) пишет, что наблюдения за первоклассниками показывают, как дети вначале избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока ещё сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач на этом возрастном этапе. Если у ребёнка к 9-10 - летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем—либо из одноклассников, это значит, что ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Постепенно, по мере освоения ребёнком школьной действительности, у ребёнка складывается система личных отношений в классе. Её основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, жадность, зазнайство; многие из этих детей неаккуратны.

«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу, неопрятность, плохая учёба и поведение, непостоянство в дружбе, дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.

Как правило, с возрастом у детей повышается полнота и адекватность осознания, своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают своё положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связанно с возникновением в этот период потребности занять определённое положение в группе сверстников. Напряжённость этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. Многим детям трудно сконцентрироваться на учёбе, если они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни. Нередко «плохое» поведение на уроке возникает из-за того, что ребёнок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, детям, по мнению К. Фопеля (1999), необходимо признание их личной истории. Они хотят показать, что они гордятся своей семьёй, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что они умеют, чему хотят научиться.

Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди обнаружат их слабые стороны, поэтому они пытаются держаться в стороне от всех. В таких случаях педагогам потребуется немало времени, чтобы вывести ребёнка из ощущения изолированности и одиночества. Учитель становится для ребёнка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье.

Таким образом, в формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока ещё у детей не сложились собственные отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высоким авторитетом. Именно педагог может сыграть решающую роль в ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Поведение учителя в каждом конкретном случае должно строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личных характеристик самого ребёнка, уровня развития межличностных отношений в классе и пр. Можно сформулировать следующие рекомендации учителю по работе с «непринятыми» детьми:

- вовлечение «изолированного» ученика в интересную деятельность;

- помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребёнка (преодоление неуспеваемости и т.д.);

- преодоление аффективности ребёнка (вспыльчивости, драчливости, обидчивости), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;

- выработка уверенности в себе, отсутствие которой делает человека слишком застенчивым;

- использование косвенных мер: например, предложить авторитетным сверстникам поддержать робкого ребёнка;

- проведение специальных занятий, направленных на формирование культуры общения и взаимодействия учащихся.

Итак, в младшем школьном возрасте ребёнку придётся пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой общения и отличным чувством личности. Для многих детей всё труднее становится «нормально» взаимодействовать с другими, они не понимают, и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, им с трудом удаётся внимательно слушать других. Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими, многие дети агрессивны, конфликтны в общении, многие дети занимают зависимую, неуверенную позицию.

Содержание работы по развитию способности к ненасильственному взаимодействию и формированию позиции ненасилия у младших школьников имеет свои особенности:

а) знания: понятие о ненасильственном поведении;

б) эмоциональное отношение: первичная интеграция себя в ситуациях принуждения и
ненасилия в соответствии с этическими инстанциями («Всем людям плохо, когда их
принуждают»);

в) поведение: элементарная позиция ненасилия (интеграция сознания, подсознания,
поведения);

г) интегральные качества и характеристики личности: миролюбие как отношение к
миру в целом, элементы терпимости, умение взаимодействовать на равных, приобретение уверенности, овладение некоторыми способами разрешения конфликтов, развитие социальной активности на нормативном уровне.

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя: формирование социально-ценностных установок в сфере общения; отношение к каждому партнёру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к самому процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению как к диалогу, а не монологу; терпимость к идеям партнёра; ориентация на то, чтобы в процессе общения не только получать самому, но и как можно больше отдавать партнёрам. А также - умений:

• ориентироваться в партнёрах, т. е. определять характер человека, его настроение, читать экспрессию, верно её истолковывать. (Безусловно, по отношению к школьникам речь идёт о доступной данному возрасту мере овладения этими умениями);

• ориентироваться в отношениях с возможными партнёрами и между ними, т.е. в соотношении своего половозрастного и ролевого статусов - в степени близости, в мере доверительности;

• ориентироваться в ситуации общения. Важность этого умения определяется главным образом тем, что правила общения диктуются той конкретной ситуацией, в которой оно происходит. И хотя любая ситуация уникальна для партнёров, тем не менее все они могут быть сведены к некоторым большим группам, каждая из которых регулируется зафиксированными в общественной практике символическими системами. Умение ориентироваться в ситуации предполагает, в первую очередь, обучение школьников установлению контактов в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми, с деловой точки зрения, партнёрами и умений: создать ситуацию общения с конкретными партнёрами; входить в наличествующую ситуацию общения; находить темы для общения в каждом из названных случаев; уметь предотвратить готовую вспыхнуть ссору, найти выход из конфликтных ситуаций.

Важным элементом техники общения является сознательное и целенаправленное использование экспрессии. Происходит оно в двух направлениях:

- сдерживание, ограничение внешнего проявления побуждений, особенно тех, которые могут быть неприятны, огорчительны, вредны для окружающих;

- другой путь состоит в сознательном использовании средств экспрессии для передачи, усиления или подчёркивания чувств.

Можно выделить такие конкретные экспрессивные умения как:

• умение адекватно выразить своё состояние;

• владение мимикой, интонацией, жестами, умение придавать лицу необходимое выражение;

• умение одеваться соответственно ситуации и т. д.

Причины плохой коммуникации, по мнению Л.Д. Столяренко, следующие. Стереотипы - упрощённые мнения относительно отдельных лиц или ситуаций; в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций и проблем.

«Предвзятые представления» - склонность отвергать всё, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно.

Плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда.

Отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознаёт значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий.

Пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы - заключения при отсутствии достаточного числа фактов.

Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п. Неверный выбор вида, стиля и средств общения. Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - тонкий показатель отклонений психического развития. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах с окружающими, замкнутости. Необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: