| № | Сложность | Вопросы | Тема | Ответ А | Ответ В | ОтветС | Ответ D | Ответ Е |
| Кто впервые употребил термин «философ» в отношении тех, кто стремится к высшей мудрости и добродетельной жизни? | Пифагор | Платон | Парменид | Протогор | Аристотель | |||
| Как называется раздел философии, изучающий бытие, его формы, сущность мира, его первооснову? | Онтология | Гносеология | Антропология | Аксиология | Праскиология | |||
| Как называется раздел философии, изучающий сущность и природу человека, специфику его бытия? | Антропология | Этнология | Социология | Аксиология | Праскиология | |||
| Как называется раздел философии, изучающий познание, его источники и границы? | Гносеология | Антропология | Науковедение | Аксиология | Праскиология | |||
| Как называется мировоззрение, отображающее мир в форме рационального знания? | Философия | Миф | Религия | Искусство | Наука | |||
| Какая функция философии проявляется в систематизации и обосновании воззрений человека на мир? | Мировоззренческая | Познавательная | Методологическая | Эвристическая | Критическая | |||
| В чем состоит сущность философского мировоззрения? | Теоретическая форма мировоззрения, отображающая мир в понятиях и обоснованных знаниях | Синкретическая форма мировоззрения, отображающая мир в чувственно- наглядном образе | Форма мировоззрения, разделяющая мир на сверхъестественный и земной и ставящая земной мир в зависимость от божественного | Синкретическая форма мировоззрения, отображающая мир в художественном образе | Форма мировоззрения, отображающая мир в эмпирических знаниях | |||
| Что является предметом философии? | Мир как целостность, место человека в мире, его отношение к миру | Структуру различных областей природы, их свойства | Специфику и структуру живых организмов | Психика человека, ее механизмы | Экономика и факторы ее роста | |||
| Что является общим для философии и науки? | Рационально логические методы исследования | Экзистенциальная направленность знания | Проверяемость знания опытным путем | Практическая полезность знания | Эссенциальная направленность знания | |||
| Кто сформулировал «основной вопрос философии» как вопрос об отношении мышления к бытию? | Ф.Энгельс | Платон | Аристотель | Г.Гегель | А.Камю | |||
| Какое направление в философии утверждает независимое существование друг от друга материи и духа? | Дуализм | Идеализм | Материализм | Гилозоизм | Агностицизм | |||
| Как называется учение, считающее сознание свойством всей материи, в том числе и неживой? | Гилозоизм | Агностицизм | Материализм | Идеализм | Солипсизм | |||
| Какое направление в философии рассматривает материю как комплекс ощущений человека? | Субъективный идеализм | Объективный идеализм | Трансцендентальный идеализм | Пантеизм | Спиритуализм | |||
| Какое направление в философии считает, что идея существует вне сознания человека? | Объективный идеализм | Субъективный идеализм | Пантеизм | Гилозоизм | Агностицизм | |||
| Что такое диалектика как философский метод? | рассматривает мир в изменении и развитии | рассматривает мир как нечто неизменное и неподвижное | отрицает развитие мира и его изменения | сводит развитие к механическим изменениям | рассматривает только количественные изменения | |||
| Что такое метафизика как философский метод? | Рассматривает мир как нечто неизменное и неподвижное | Рассматривает мир в изменении и развитии | Сводит развитие к качественным изменениям | Рассматривает противоречия как источник развития | Рассматривает развитие как поступательное движение от низшего к высшему | |||
| В каком памятнике письменности излагается концепция самсары и кармы? | Упанишады | Типитака | Лесные книги | Махабхарата | Рамаяна | |||
| Какое направление древнеиндийской философии рассматривает пракрити и пуруши как самостоятельные субстанции? | Санкхья | Вайшишека | Миманса | Веданта | Лакоята | |||
| Как называется круговорот жизни, бесконечный переход из одной жизни в другую? | Самсара | Карма | Майя | Атман | Дхарма | |||
| Чем определяется самсара, переход из одной жизни в другую? | Карма | Дхарма | Самсара | Майя | Атман | |||
| Кто является автором «Лунь юй»? | Конфуций | Лао-цзы | Мэн-цзы | Сюнь-цзы | Ян Чжу | |||
| Какой памятник китайской письменности оказал влияние на китайскую философию? | «Книга перемен» | «Книга о Дао и дэ» | «Лецзы» | «Чжуанцзы» | «Лунь юй» | |||
| Кому приписывается авторство «Дао дэ цзин»? | Лао-цзы | Мэн-цзы | Сюнь-цзы | Ян Чжу | Конфуций | |||
| В каком понятии Конфуций выразил человеколюбие и гуманность? | Жэнь | Ли | Синь | Дао | Чжи | |||
| Какое направление древнекитайской философии считает принудительную силу закона первоосновой стабильности и порядка общества? | Легизм | Моизм | Школ имен | Даосизм | Конфуцианство | |||
| Сущность какого учения выражает это высказывание: «Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения»? | Буддизм | Веданта | Чарвака | Локаята | Санкхья | |||
| В чем состоит сущность учения Конфуция об «исправлении имен»? | «Государь должен быть государем, сановник- сановником, отец - отцом, сын - сыном» | «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо» | «Не делай другому того, чего не желаешь себе» | «Безмятежность и отсутствие страданий суть удовольствия покоя» | «Наслаждение есть начало и конец блаженной жизни» | |||
| В чем состоит сущность понятия нирваны? | Состояние полной погруженности человека в свой внутренний мир, отрешенность от мира вещей | Бесконечная цепь перерождений, перехода из одной жизни в другую | Искусство дыхательных упражнений и управление телом | Состояние полной погруженности человека в мир вещей | Мировой закон, управляющий всем сущим | |||
| В чем буддизм видит причину страданий человека? | Желания, жажда бытия, страсти, влечения | Стремление человека к постижению Бога | Стремление человека встать на «путь богов» | Стремление человека к нравственности | Стремление человека к достижению нирваны | |||
| Какой путь освобождения от страданий предлагает буддизм? | «Для достижения спасения необходимо достигнуть состояния угасания или исчезновения» | «Не делай человеку того, чего не желаешь себе» | «Не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим не повелевать» | «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо» | «Наслаждение есть начало и конец блаженной жизни» | |||
| В чем состоит дуализм джайнизма в понимании бытия? | Мир состоит из неживого, основу, которой составляет материя и живого, основу которой составляет душа | Мир состоит из двух начал: пракрити и пуруша | Основу мира составляют субъективное начало Атман объективное начало -Брахман | Мир состоит из естественного и божественного | Мир включает в себя вечное, неизменное и преходящее, изменчивое | |||
| В чем чарваки усматривали первоначало мира? | Земля, вода, воздух, огонь | Пракрити, пуруша, атман, дхарма | Джива, аджива, майя, мокша | Дхарма, джива, майя, огонь | Воздух, аджива, майя, мокша | |||
| Кто рассматривает философию как «науку всех наук»? | Аристотель | Пифогор | Платон | Парменид | Протогор | |||
| Что отличает древнегреческую философию от древневосточной философии? | Онтологизм и космоцентризм | Социоцентризм | Антропоценризм | Теоценризм | Иррационализм | |||
| Кто в древнегреческой философии ввел проблему и понятие бытия? | Парменид | Гераклит | Анаксимандр | Фалес | Демокрит | |||
| В каком понятии Парменид отобразил вечное, единое, неизменное и постижимое разумом? | Бытие | Первоначало | Природа | Космос | Логос | |||
| Каким понятием Платон обозначил вечное, единое, неизменное и постижимое разумом? | Идея | Первоначало | Природа | Космос | Логос | |||
| Сущность учения каких философов выражает высказывание: «человек- мера всех вещей»? | Софистов | Стоиков | Киников | Эпикурейцев | Скептиков | |||
| Кто в древнегреческой философии ввел понятие материи? | Платон | Аристотель | Демокрит | Парменид | Фалес | |||
| Кто в древнегреческой философии рассматривал материю как возможность бытия вещей, а форму как их сущность? | Аристотель | Платон | Демокрит | Парменид | Ксенофан | |||
| Кто в древнегреческой философии считал, что знание есть добродетель и причиной зла является незнание добра? | Сократ | Протогор | Горгий | Аристотель | Платон | |||
| В чем Демокрит усматривает первооснову природы? | «Начало Вселенной- атом и пустота, все же остальное существует лишь во мнении» | «Идеи пребывают в природе как в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия» | «Начало всего является беспредельное время» | «Этот космос один и тот же для всех, не создан никем из богов, ни из людей, но он был и будет вечно живым огнем» | «Человек- мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют» | |||
| В чем Платон видел первопричину и сущность вещей? | «Идеи пребывают в природе как в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия» | «Начало всего является беспредельное время» | «Начало Вселенной- атом и пустота, все же остальное существует лишь во мнении» | «Человек- мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют» | «Этот космос один и тот же для всех, не создан никем из богов, ни из людей, но он был и будет вечно живым огнем» | |||
| Какие причины бытия вещей выделяет Аристотель? | Форма, материя, действующая причина, целевая причина | Огонь, действующая причина, целевая причина, апейрон | Вода, форма, действующая причина, целевая причина. | Воздух, форма, апейрон, действующая причина | Земля, действующая причина, целевая причина, форма | |||
| За что Аристотель критикует теорию идей Платона? | За приписывание идеям самостоятельного существования, за удвоение мира | За диалектический подход в рассмотрении идей | За рационализм в понимании сущность идей | За материалистическое рассмотрение телесности вещей | За заимствование достижений предшествующей философии | |||
| В чем состоит сущность идеализма Платона? | Идеи - причина и сущность вещей, вещи- тень идеи и суть их подобия | Сущностью вещей является материя | Сущностью идей являются их физические свойства | Бытие вещам придает сознание человека, которые есть «мера всех вещей» | Сущностью идей является их свойства пространства | |||
| В чем состоит сущность диалектики Гераклита? | «Все течет, все изменяется», «одно и тоже в нас -живое и мертвое, молодое и старое» | «Бытие едино и неподвижно» | «Душа- нечто самодвижущееся, а все самодвижущеесябессмерно» | «Нельзя не то чтобы дважды войти в ту же самую реку, но это сделать и один раз» | «Движения нет, множественности нет» | |||
| Какое понятие сущности дает Аристотель? | Сущность -это то в предметах, что вечно, едино, неизменно и познаваемо разумом | Сущность - это то вечное и неделимое, что существует вне вещай | Сущность - это материя, субстрат, из которых состоят вещи | Сущность - это то идеи, которые, являясь причиной вещей, существуют вне вещей | Сущность - это форма, которую вещам придает человек | |||
| В чем Сократ видит сущность человека? | Человек - нравственное существо, знающее, что такое добро и зло | Человек есть общественное животное | Человек - это микрокосмос | «Человек- мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют» | Человек есть политическое существо | |||
| На учение, каких античных философов опиралась средневековая философия Западной Европы? | Платон Аристотель | Сократ Платон | Аристотель Эпикур | Платон Диоген | Демокрит Гераклит | |||
| Кто из христианских философов считал, что вера выше разума? | Августин Блаженный | Пьер Абеляр | Росцеллин | Беренгар | Гильом из Шампо | |||
| Кто из христианских философов считал, что разум выше веры? | Пьер Абеляр | Августин Блаженный | Фома Аквинский | Ансельм Кентерберийский | Тертуллиан | |||
| Какая проблема стала предметом спора между реалистами и номиналистами? | Проблема универсалий | Проблема бытия материального мира | Проблема познаваемости природы | Проблема бытия человека | Проблема бытия ценностей | |||
| Какая идея стала основой средневековой онтологии? | Идея творения | Идея откровения | Идея примата материи над сознанием | Идея примата субъективности | Идея фатализма | |||
| Какая идея стала основой средневековой гносеологии? | Идея откровения | Идея творения | Идея фатализма | Идея провиденциализма | Идея детерминизма | |||
| Как называется учение «отцов церкви» 2-6 в.в., согласные со Священным Писанием и признанные церковью? | Патристика | Схоластика | Символизм | Мистицизм | Неоплатонизм | |||
| Как называется направление в схоластике, считающее, что подлинной реальностью обладают только общие понятия? | Реализм | Номинализм | Неоплатонизм | Символизм | Мистицизм | |||
| Как называется направление в схоластике, утверждающее, что универсалии не существуют самостоятельно? | Номинализм | Неоплатонизм | Символизм | Мистицизм | Реализм | |||
| Что, согласно Августину Блаженному, источником добра? | Вера | Разум | Вера и разум | Свободная воля | Интуиция | |||
| Что, согласно Августину Блаженному, источником зла? | Разум | Вера и разум | Вера | Бог | Церковь | |||
| Кто из схоластов считал, что универсалии существуют в вещах, в сознании человека, в божественном разуме? | Фома Аквинский | Пъер Абеляр | Росцеллин | Ансельм Кентерберийский | Тертуллиан | |||
| Кто из схоластов являлся номиналистом? | Пъер Абеляр | Ансельм Кентерберийский | Тертуллиан | Фома Аквинский | Альберт Великий | |||
| Кто из схоластов являлся реалистом? | Фома Аквинский | Пъер Абеляр | Росцеллин | Беренгар | Боэций | |||
| Какая черта была характерна средневековой философии? | Теоцентризм | Антропоцентризм | Природоцентризм | Социоцентризм | Пантеизм | |||
| Какие задачи философия ставила перед собой в средние века? | Рациональное объяснение догматов религии на основе толкования Священных Писания | Разработка философской картины мира | Теоретическая разработка проблемы познавательной деятельности | Обоснование естественных законов бытия природы | Создание художественной картины мира | |||
| Что является предметом схоластики? | Соотношение единого и общего, соотношение веры и разума | Соотношение единого и многого в природе вещей | Соотношение опыта и разума в познании | Соотношение материального и духовного в жизни общества | Соотношение культуры и природы | |||
| Какие задачи стояли перед патристикой? | Осуществление синтеза христианского учения с античной философией | Разработка рациональных методов постижения Бога | Обоснование решающей роли философии в культуре средних веков | Обоснование ценности античной философии в культуре средних веков | Обоснование приоритета философии над теологией | |||
| Какой статус приобрела философия в средние века? | Философия - служанка теологии | Философия - «наука всех наук» | Философия - критическая совесть эпохи | Философия - квинтэссенция своего времени | Философия - духовная основа культуры | |||
| Кого из арабских философов называли «Вторым учителем»? | Аль Фараби | Ибн Сина | Аль Газали | Аль Кинди | Ибн Рушд | |||
| Кто из арабских философов считал, что универсалии существуют в вещах, в сознании человека, в божественном разуме? | Ибн Сина | Аль Газали | Аль Кинди | Ибн Рушд | Аль Фараби | |||
| Кто является автором работы «О жителях добродетельного города»? | Аль Фараби | Ибн Сина | Аль Газали | Аль Кинди | Ибн Рушд | |||
| Кто является автором работы «Опровержение опровержения»? | Ибн Рушд | Аль Фараби | Ибн Сина | Аль Газали | Аль Кинди | |||
| Кто является представителем суфийской философии? | Аль Газали | Аль Кинди | Ибн Рушд | Аль Фараби | Ибн Сина | |||
| Как называлась арабская философия, опирающаяся на учение Аристотеля? | Восточный перипатетизм | Восточный рационализм | Восточный мистицизм | Восточный символизм | Восточный иррационализм | |||
| Учение какого арабского философа подверг критике Ф.Аквинский? | Ибн Рушд | Ибн Сина | Аль Газали | Аль Фараби | Аль Кинди | |||
| Что общего между средневековой философией Арабского Востока и Западной Европы? | Теоцентризм и креационизм | Антропоцентризм | Социоцентризм | Рационализм | Пантеизм | |||
| Кто является учения о двойственной истине? | Ибн Рушд | Аль Фараби | Ибн Сина | Аль Газали | Аль Кинди | |||
| Учение какого арабского философа было известно в Европе как аверроизм? | Ибн Рушд | Аль Фараби | Ибн Сина | Аль Газали | Аль Кинди | |||
| Какая религия оказала влияние на содержание и специфику арабской философии? | Ислам | Христианство | Буддизм | Иудаизм | Язычество | |||
| Кто из арабских философов считал, что интуиция- источник знания? | Аль Газали | Ибн Сина | Аль Кинди | Ибн Рушд | Аль Фараби | |||
| Что общего между средневековой философией Европы и Арабского Востока? | Религиозный характер и теоцентризм | Эстетический подход в осмыслении человека | Научная трактовка сущности Бога | Господство рационализма и логических методов познания | Синкретический характер средневекового мировоззрения | |||
| В чем состоит сущность аверроизма? | Обоснование рационализма и познавательной ценности философии | Обоснование суфиийского понимания Бога и человека | Толкование Священных текстов в духе неоплатонизма | Обоснование концепции диалектического развития общества | Толкование Священных текстов в духе стоицизма | |||
| В чем состоит сущность суфийского понимания творения мира Богом? | Творениие мира Богом выводится из желания Бога проявить свою скрытую сущность через сотворенный мир | Творение мира Богом не имеет причин и является актом божественной воли | Творение вещей выводится из естественных причин природы | Творение вещей выводится из божественного разума | Бог творит мир вещей из материи, существующая извечно | |||
| Какое понятие эманации дает Аль Фараби? | Это процесс творения мира посредством истечения бытия мира из бытия Первого Сущего | Это процесс творения мира богом из материи | «Сотворение есть приведение вещи из потенциального бытия в актуальное» | Мир создан во времени Богом по своей воле | «Бог непрерывно творит эти субстанции (мелкие неделимых частей), когда он хочет» | |||
| В чем состоит сущность фатализма в понимании человека мусульманскими теологами? | Аллах абсолютно предопределил бытие человека и потому свободной волей он не имеет | Человек абсолютно свободен в своих действиях | Поведение человека задано природой человека | Поведение человека задано нормами, установленные обществом | Поведение человека задано его ценностными установками | |||
| В чем суфизм видел смысл бытия человека? | Единение с Богом посредством самосовершенствования человек | Рациональное познание божественной сущности | Рациональное познание природы вещей | Осуществление практических задач | Реализация своих собственных интересов | |||
| В чем состоит сущность «добродетельного города»? | Идеальное общество призвано создать условия для свободного выбора, который позволит человеку стать счастливым | Это общество основу, которого составляет сильная политическая власть | Это общество основу, которого составляет высокий уровень экономики | Это общество основу, которого составляет социальная конкуренция социальных статусов | Это общество, создающее условия для реализации естественных прав человека | |||
| Как Аль Газали решает вопрос о соотношении веры и разума? | Вера выше разума и не нуждается в доказательствах | Разум выше веры, нуждающаяся в доказательствах | Вера абсолютна чужда разуму | Вера и разум исключают друг друга | Вера и разум никак не взаимосвязаны | |||
| За что учение Ибн Рушда было отвергнуто мусульманскими теологами? | За отрицание бессмертия души человека | За идею сотворения мира Аллахом | За принижение статуса философии | За возвышение роли теологии | За идею фатальности жизни человека | |||
| Какую черту античной культуры возрождала философия 15-16 в.в.? | Гуманизм | Гилозоизм | Релятивизм | Дуализм | Монизм | |||
| Как называется учение, считающее, что Бог сливается с природой, что природа есть Бог в вещах? | Пантеизм | Гилозоизм | Релятивизм | Дуализм | Монизм | |||
| Какая форма культуры оказала решающее влияние на антропоцентризм гуманизм философии Возрождения? | Искусство | Религия | Наука | Техника | Этика | |||
| Кто автор работы «О бесконечности, вселенной и мирах»? | Джордано Бруно | Н.Кузанский | Б.Паскаль | Парацельс | Н.Коперник | |||
| Какое открытие Н.Коперника стало основой пантеизма? | Гелиоцентричес кая система | Геоцентическая система | Принцип самосохранения | Вращение планет вокруг солнца зависит от их расстояния от него | Зависимость скорости движения тел от их массы | |||
| Как называется процесс освобождения общества и культуры от господства религии и церкви? | Секуляризация | Реформация | Возрождение | Политизация | Социализация | |||
| Кто является автором работы «Опыты», в которой выражен скептицизм в отношении антропоцентризма? | М.Монтень | Б.Паскаль | Мартин Лютер | Н.Кузанский | Джордано Бруно | |||
| Кто в объяснении природы придерживался пантеизма? | Джордано Бруно | Ф.Аквинский | М.Лютер | Ж.Кальвин | У.Цвингли | |||
| Кто первым в эпоху Возрождения выдвинул идею о бесконечности? | Н.Кузанский | Ф.Аквинский | М.Лютер | Ж.Кальвин | У.Цвингли | |||
| В какой работе Ф.Бэкон излагает учение о методе? | «Новый органон» | «О мудрости древних» | «Новая Атлантида» | «О небе» | «История жизни и смерти» | |||
| В какой работе Б.Спиноза излагает учение о субстанции? | «Этика» | «Метафизические мысли» | «Основы философии Декарта…» | «Богословско- политический трактат» | «Краткий трактат о Боге, человеке…» | |||
| Кто считал, что естественному состоянию общества свойственно «Война всех против всех»? | Т.Гоббс | Д.Юм | Д.Беркли | Р.Декарт | Ф.Бэкон | |||
| Кто является автором работы «Система природы»? | П.Гольбах | Т.Гоббс | Д.Дидро | Ш.Монтескье | Ламетри | |||
| Кто из просветителей обосновал принцип географического детерминизма? | Ш.Монтескье | П.Гольбах | Т.Гоббс | Д.Дидро | И. Гердер | |||
| Кому принадлежит высказывание «Я мыслю, следовательно, существую»? | Р.Декарт | Ф.Бэкон | Ш.Монтескье | П.Гольбах | Т.Гоббс | |||
| Кто разработал в работе «Новый органон» индуктивный метод познания? | Ф.Бэкон | Р.Декарт | Ш.Монтескье | П.Гольбах | Т.Гоббс | |||
| Как называется учение, считающее источником и критерием знания разум? | Рационализм | Эмпиризм | Сенсуализм | Агностицизм | Скептицизм | |||
| Как называется учение, считающее источником и критерием знания опыт? | Эмпиризм | Рационализм | Релятивизм | Агностицизм | Скептицизм | |||
| Как называется учение, считающее источником знания чувства? | Сенсуализм | Рационализм | Релятивизм | Агностицизм | Скептицизм | |||
| К какому направлению относится гносеология Р.Декарта? | Рационализм | Эмпиризм | Сенсуализм | Агностицизм | Скептицизм | |||
| В чем Ф.Бэкон видит значение науки? | Наука -средство установления господства человека над природой | Наука- средство преобразования общества на началах разума | Наука - средство воспитания и развития человека | Наука - цель сама по себе и стремится к познанию природы ради знания | Наука - единственный путь постижения Бога | |||
| Какое понятие субстанции дает Б.Спиноза? | Субстанция - это то, что является причиной самой себя, существует через само себя | Субстанция - это то, что сотворено Богом | Субстанция - это то, что создается человеком | Субстанция - это то, что существует в зависимости от чего- то другого и определяется им | Субстанция –это то, что обусловлено жизнедеятельностью общества | |||
| Какое понятие субстанции дает Г.Лейбниц? | Субстанция - это самостоятельно существующие монады | Субстанция - это то, что сотворено Богом | Субстанция - это то, что создается человеком | Субстанция - это то, что существует в зависимости от чего- то другого и определяется им | Субстанция –это то, что обусловлено жизнедеятельностью общества | |||
| Что составляет по Г.Лейбницу сущность монад? | Деятельность как непрерывная смена внутренних состояний монад | Протяжение в пространстве, делимость до бесконечности | Протяжение во времени и ее дискретность | Материально - вещественный процесс | Взаимодействие и взаимосвязь монад | |||
| Чем характеризуется по Т.Гобссу естественное состояние общества? | «Война всех против всех» | Равнодушие и апатия всех членов общества | Взаимодействие и взаимопомощь всех, которые от природы эгоисты | Мир и согласие между всеми людьми, которые от природы эгоисты | Сотрудничество всех во имя общественного блага | |||
| Как рассматривали вопрос о происхождении государства Д.Локк и Т.Гоббс? | Государство - результат сознательного заключения общественного договора | Государство - результат господства сильных над слабыми | Государство - результат естественного стремления людей к объединению | Государство - продукт божественного творения | Государство - результат естественного развития | |||
| Какой тип детерминации обосновали французские материалисты 18 в.? | Географический детерминизм | Механический детерминизм | Биологический детерминизм | Диалектический детерминизм | Индетерминизм | |||
| В какой работе И.Кант излагает свою теорию познания? | «Критика чистого разума» | «Критика практического разума» | «Всеобщая естественная история и теория неба» | «Антропология с прагматической точки зрения» | «Критика способности суждения» | |||
| В какой работе Г.В.Ф.Гегель разрабатывает учение о развитии, категории и законы диалектики? | «Наука логики» | «Система нравственности» | «Феноменология духа» | «Философия природы» | «Философия духа» | |||
| Кто является автором работы «Сущность христианства», в которой дается рационализированная критика религии? | Л.Фейербах | И.Кант | К.Маркс | Г.В.Ф.Гегель | И.Фихте | |||
| К какому направлению относится философия Г.В.Ф.Гегеля? | Объективный идеализм | Субъективный идеализм | Эмпиризм | Метафизический материализм | Сенсуализм | |||
| Как называется философия Л.Фейербаха? | Антропологический материализм | Объективный идеализм | Субъективный идеализм | Транцендентальный идеализм | Пантеизм | |||
| Что Г.В.Ф.Гегель считал источником развития? | Противоречия | Человеческий разум | Божественный разум | Естественные законы | Деятельность человека | |||
| Что И.Кант в человеке относил к эмпирическому уровню? | Индивидуально - психологические особенности человека | Рациональные способности человека | Логические понятия | Способности, данные человеку Богом | Врожденные идеи | |||
| Как И.Кант называет свою философию? | Транцендентальная | Идеализм | Материализм | Метафизическая | Диалектическая | |||
| В каком законе Г.В.Ф.Гегель отобразил механизм развития? | Закон перехода количественных изменений в качественные | Закон самосохранения | Закон сохранения энергии и массы | Закон единства и борьбы противоположностей | Закон отрицания отрицания | |||
| В каком законе Г.В.Ф.Гегель отобразил направленность развития? | Закон отрицания отрицания | Закон перехода количественных изменений в качественные | Закон самосохранения | Закон сохранения энергии и массы | Закон единства и борьбы противоположностей | |||
| Что И.Кант относит к априорным формам знания? | Пространство и время, понятия | Понятия | Пространство и понятия | Время и понятия | Опыт | |||
| Как И.Кант называет приобретенные знания от предшествующего познания? | Априорные знания | Опытные знания | Врожденные знания | Знание данные Богом | Интуитивные знания | |||
| В чем состоит значение диалектики Г.В.Ф.Гегеля? | Диалектика - метод и теория познания | Диалектика - искусство диалога | Диалектика - искусство дедукции | Диалектика - искусство индукции | Диалектика - диалог культур | |||
| Какое понятие является исходной в системе Г.Гегеля? | Абсолютная идея | Природа | Бог | Субстанция | Бытие | |||
| Какое определение познанию дает И.Кант? | Познание - активная деятельность субъекта по конструированию предмета познания, протекающая по своим собственным законам | Познание – это усмотрение истины, изначально данная разуму | Познание – это созерцание, обусловленное предметом познания | Познание - это припоминание идеями своего пребывания в мире идей | Познание - это божественное откровение | |||
| В чем состоит сущность категорического императива? | «Только человек, а вместе с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе» | Поступай всегда в соответствии со своими интересами | Поступай так как поступают другие | Используй другое разумное существо для достижения своих целей | Поступай всегда в соответствии со своими чувственными склонностями | |||
| В чем состоит сущность коперниканского переворота, совершенный И.Кантом в философии? | И.Кант рассматривает познание как активную творческую деятельность, обусловленную структурой и способностями познающего субъекта | И.Кант первым рассматривает проблему нравственной свободы | И.Кант первым поставил вопрос о познаваемости природы | И.Кант первым анализирует роль науки в познании природы | И.Кант первым анализирует религию | |||
| Какое понятие Г.В.Ф.Гегель дает абсолютной идеи? | Абсолютная идея- это мышление, объективная реальность, существующая независимо от человека | Абсолютная идея- это субъективная реальность, существующая в мышлении человека | Абсолютная идея- это субъективная реальность, существующая в форме художественного образа | Абсолютная идея- это субъективная реальность, существующая в форме религиозных представлений | Абсолютная идея- это мышление человека, осуществляющее эмпирическое познание | |||
| Какое понятие Г.В.Ф.Гегель дает мышлению? | Мышление - это во-1-х, объективная сущность, во-2-х, субъективная деятельность,в-3-х, первоисточник всего сущего | Мышление - это субъективная реальность | Мышление - это субъективная реальность, существующая в форме художественного образа | Мышление - это субъективная реальность, существующая в форме религиозных представлений | Мышление - это мышление человека, осуществляющее эмпирическое познание | |||
| В чем состоит сущность антропологического материализма Л.Фейербаха? | Рассмотрение человека не как творения бога, а как высшего продукта природы | Рассмотрение человека как продукта общественных отношений | Рассмотрение человека как продукта развития культуры | Рассмотрение человека как продукта развития цивилизации | Рассмотрение человека как продукта божественного творения | |||
| Кто в немецкой классической философии является родоначальником диалектики? | И.Кант | Г.В.Гегель | Г.Фихте | Гердер | Л.Фейербах | |||
| Как К.Маркс определяет сущность человека? | «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку…Она есть совокупность всех общественных отношений» | «Только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе» | Человек- «образ и подобие бога», царь природы, венец творения | «Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та самая основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы» | «Я мыслю, следовательно существую. Нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит» | |||
| Какое место К.Маркс отводит практике? | Практика исходно и первична по отношению ко всему духовному миру, ко всей культуре | Практика вторична по отношению ко всему духовному миру, ко всей культуре | Практик а и духовный мир не зависят друг от друга | Практика и духовный мир взаимодействуют на равноправной основе | Практика детерминирована характером и содержанием духовной культуры | |||
| Как К.Маркс решает вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания? | Общественное бытие определяет общественное сознание | Общественное бытие определяется общественным сознанием | Общественное бытие и общественное сознание не зависят друг от друга | Общественное бытие и общественное сознание исключают друг друга | Общественное бытие и общественное сознание равнозначны во взаимодействии | |||
| Как К.Маркс определяет сознание? | «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову человека и преобразованное в ней» | сознание есть нейрофизиологический процесс | Сознание есть духовная сущность, существующая независимо от материального | Сознание есть духовная сущность, существующая независимо от человека | Сознание есть проявление божественной сущности, существующая по ту сторону мира | |||
| В чем состоит сущность иррационализма? | Направление в философии, делающей основой миропонимания нечто, недоступное разуму | Направление в философии, делающей основой миропонимания разум | Направление в философии, считающее, что мир можно познать опытным путем | Направление в философии, считающее, что мир можно познать в синтезе опыта и разума | Направление в философии, считающее, что мир можно познать только научным методом | |||
| Какое понятие воли дает А.Шопенгауэр? | Воля - это абсолютное хотение, не имеющая причины, объекта, цели, данная сразу, целиком, едина, неделима, направленная на себя | Воля - это, осознанное и направляемое разумом, хотение на достижение цели | Воля - это духовный опыт человека, ориентирующий его в мире вещей и культуры | Воля - это биологический механизм, лежащий в основе самосохранения человека | Воля - это осознаваемые разумом нормы морали, определяющие социальное поведение людей | |||
| В чем состоит пессимизм философии А.Шопенгауэра? | Наш мир есть наихудший из всех возможных миров, в котором живет страдающий человек | Наш мир есть наилучший из всех возможных миров | Мир, в котором живет человек, развивается от низших ступеней к высшим | Мир, в котором живет человек, разумен и упорядочен | Мир, в котором живет человек, существует ради удовлетворения его потребностей | |||
| В чем состоит сущность этики фатализма А.Шопенгауэра? | Поведение человека обусловлено волей, которая формирует его характер, над которым он не властен | Человек есть разумное существо, мораль которого обусловлено его разумом | Поведение человека ни от чего не зависит и потому произвольно | Человек есть нравственное существо, поведение которого вытекает из знания добра и зла | Поведение человека обусловлено божественными установлениями | |||
| В чем состоит сущность позитивизма? | Направление в философии, считающее, что позитивное знание есть результат частных наук и их синтеза. Философия не способна его дать | Направление в философии, считающее, что философия вырабатывает позитивное знание, а наука не имеет значения | Направление в философии, считающее, что наука должна подчиниться философии | Направление в философии, считающее, что философия и наука имеют ценность при условии успешного решения задач практики | Направление в философии, считающее, что философия и наука в синтезе должны исследовать сущность вещей | |||
| Что означает в позитивизме принцип верификации? | Достоверность знания проверяется опытным путем | Знание на достоверность проверяется рациональными методами | Знание на достоверность проверяется интуицией | Знание на достоверность проверяется логической согласованностью | Знание на достоверность проверяется философскими методами | |||
| В чем С.Кьеркегор видит сущность человека? | Человек есть индивидуальное бытие, основу которого составляет выбор человеком самого себя, своего уникального Я, переживание человеком своего бытия | Человек есть высший продукт природы, которая обусловила его духовный мир | Человек есть общественное существо, духовный мир которого обусловлен социальными отношениями | Человек есть разумное существо, рациональность которого определяет его существование | Человек есть образ и подобие бога, который предопределяет его жизнь | |||
| Какие три стадии развития человека выделяет С.Кьеркегор? | Эстетическая, этическая, религиозная | Теологическая, эстетическая, чувственная | Эстетическая, чувственная, метафизическая | Теологическая, эстетическая, животная | Этическая, религиозная, растительная | |||
| Кто разработал учение о «сверхчеловеке»? | Ф.Ницше | А.Шопенгауэр | О.Конт | С.Кьеркегор | З.Фрейд | |||
| К какому направлению в философии относится учение А.Шопенгауэр, Ф.Ницше? | Философия жизни | Прагматизм | Позитивизм | Материализм | Экзистенциализм | |||
| Какое направление отрицает необходимость и познавательную ценность философии? | Позитивизм | Материализм | Экзистенциализм | Философия жизни | Прагматизм | |||
| Кто считал, что «воля к жизни» есть основа к жизни? | А.Шопенгауэр | Ф.Ницше | О.Конт | К.Маркс | В.Дильтей | |||
| Кто считал, что «воля к власти» есть основа к жизни? | Ф.Ницше | О.Конт | К.Маркс | А.Шопенгауэр | В.Дильтей | |||
| Кто разработал теорию отчужденного труда? | К.Маркс | К.Каутский | Э.Бернштейн | В.Дильтей | С.Кьеркегор | |||
| Кто в европейской философии разработал материалистическую концепцию истории? | К.Маркс | О.Конт | А.Шопенгауэр | В.Дильтей | Г.Гегель | |||
| Какое направление в европейской философии ввело принцип верификации? | Позитивизм | Материализм | Экзистенциализм | Философия жизни | Прагматиз м | |||
| В какой работе К.Маркс теорию отчужденного труда? | «Экономическо- философские рукописи 1844 г.» | «Тезисы о Фейербахе» | «Немецкая идеология» | «Нищета философия» | «Диалектика природы» | |||
| Кто в европейской философии рассматривал человека как совокупность общественных отношений? | К.Маркс | О.Конт | А.Шопенгауэр | В.Дильтей | Г.Гегель | |||
| Кто в европейской философии является родоначальником экзистенциализма? | С.Кьеркегор | Ф.Ницше | О.Конт | А.Шопенгауэр | В.Дильтей | |||
| Кто является автором идеи «Москва- третий мир»? | Монах Филофей | Владимир Монах | Митрополит Макарий | Митрополит Иларион | Юрий Крижанич | |||
| Какая черта была характерна всей русской философии? | Религиозный характер | Научность | Эмпиризм | Абстрактность | Природоцентризм | |||
| Кто первым из русских философов дал обоснованную критику европейской философии В работе «Кризис западной философии»? | В.Соловьев | П.Чаадаев | Л.Толстой | Ф.Достоевский | А.Герцен | |||
| Какой принцип является основополагающим в философии В.Соловьева? | Принцип всеединства | Принцип развития | Принцип верификации | Принцип системности | Принцип материализма | |||
| Кого из русских писателей 19 в. считают предтечей «философии жизни», экзистенциализма? | Ф.Достоевский | А.Чехов | А.Герцен | Л.Толстой | Н.Чернышевский | |||
| В каком понятии русская философия выразило объединяющее начало в сознании, коллективность в принятии решения о путях развития общества? | Соборность | Богочеловечество | Русская идея | Всеединство | Теургия | |||
| Какие ступени бытия в эволюции мира выделяет В.Соловьев? | Минеральное царство, растительное царство, животное царство, человеческое царство, Божье царство | Растительное душа, животная душа, разумная душа | Восточный мир, греко- римский мир, германский мир | Природа, общество, культура | Ветхозаветная история, новозаветная история, Небесное царство | |||
| В чем Ф.Достоевский видит сущность человека? | Сущность человека иррациональна и скрыта, проявляющаяся через внутренний мир и в ситуации выбора | Человек - разумное существо | Человек есть совокупность общественное существо | Человек - высший продукт природы | Человек - нравственное существо | |||
| Какой смысл вносит В.Соловьев в понятие «теософия»? | Теософия - синтез науки, философии и религии (опыта, знания, веры) | Теософия - учение о природе как творении Бога | Теософия - учение о человеке как образе и подобии Бога | Теософия - учение об универсалиях | Теософия - учение о божественном предопределении общества | |||
| В чем Н.Бердяев видел основную задачу философии? | Изучение человека, его жизни в связи с личностными структурами: интеллектуальными, духовными, нравственными, эмоциальными | Изучение первоосновы существования материального мира, его структуры | Изучение познавательной деятельности человека, ее форм и методов | Изучение сущности науки, ее роли в жизни общества и места в культуре | Разработка философских категорий и методов философского познания | |||
| Что стало основным предметом философии Н.Бердяев? | Свобода человека как высшая ценность, как возможность свободного творчества и независимости, как прорыв к Богу | Изучение первоосновы существования материального мира, его структуры | Изучение познавательной деятельности человека, ее форм и методов | Изучение сущности науки, ее роли в жизни общества и места в культуре | Разработка философских категорий и методов философского познания | |||
| Кто является представителем суфизма в Казахстане? | Ахмет Яссауи | Аль Фараби | Ч.Валиханов | И.Алтынсарин | А.Букейханов | |||
| Кто является автором работы «Благодатное знание»? | Ж.Баласагуни | М.Кашгари | Коркут | Асан Кайгы | Ахмет Яссауи | |||
| Кто является автором работы «Словарь тюркских наречий»? | М.Кашгари | Коркут | Асан Кайгы | Ахмет Яссауи | Ж.Баласагуни | |||
|
Подборка статей по вашей теме:
|