Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля

Государственный и муниципальный финансовый контроль се­годня весьма многообразен. Он осуществляется целой системой органов, функционирующих как на уровне Российской Федера­ции, субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований.

Нормативным актом, определяющим систему государственно­го финансового контроля, на уровне Российской Федерации явля­ется Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государствен­ного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г.2

1 См.: Грачева ЕЮ. Проблемы правового регулирования государственного
финансового контроля. М., 2000. С. 113—114.

2 СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3696; 2000. №31.


§ 2. Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля 159

Государственный финансовый контроль на уровне субъектов РФ, а также муниципальный финансовый контроль осуществля­ется как федеральными органами государственного финансового контроля, так и специально созданными органами государствен­ного и муниципального финансового контроля на уровне субъек­тов РФ и муниципальных образований.

Многообразие органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль, обусловлено широтой фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образова­ний и разнообразием ее сфер. Исходя из этого выделяют и различ­ные виды государственного и муниципального финансового кон­троля.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный (общемуниципальный) и ведомственный финансовый контроль.

Общегосударственный (общемуниципальный) финансовый контроль осуществляется Министерством РФ по налогам и сбо­рам, Федеральным казначейством, финансовыми органами мест­ного самоуправления и проч. в отношении объектов независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, управления администраций субъектов РФ и другие субъекты по отношению к подведомственным им ор­ганизациям. Для такого рода контроля в министерствах, ведомст­вах создаются контрольно-ревизионные отделы и группы. Вся контрольная деятельность министерств и ведомств в отношении подчиненных организаций проходит под началом руководителя министерства и ведомства, а в ряде случаев и Правительства РФ. Например, в соответствии с уставами федеральных государствен­ных унитарных предприятий «Росвооружение» и «Промэк-спорт», утвержденными постановлением Правительства РФ, не­посредственный контроль деятельности этих предприятий и их финансового состояния осуществляет наблюдательная комиссия, образуемая Правительством РФ из федеральных органов испол­нительной власти.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится в самой организации специальными службами. Государственный и муниципальный внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий и другими


160 Глава 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль

организациями, все имущество которых является государствен­ной собственностью. Правовой базой такого контроля является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 23 февраля 1996 г.1

Согласно этому закону главный бухгалтер предприятия обес­печивает соответствие хозяйственных операций законодательству РФ и контролирует движение имущества и выполнение обяза­тельств. Это достигается, в частности, обязательностью подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, фи­нансовых и кредитных обязательствах (ст. 7).

В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный государственный и муниципальный фи­нансовый контроль производится соответствующими государст­венными органами и органами местного самоуправления до со­вершения финансовых операций, непосредственно обеспечиваю­щих образование, распределение и использование государствен­ных и муниципальных фондов денежных средств. Этот вид контроля предотвращает нарушения финансовой дисциплины. Он осуществляется при рассмотрении и утверждении бюджетов (ст. 265 БК РФ), при подаче заявок территориальными фондами обязательного медицинского страхования на выделение субвен­ций из Федерального Фонда обязательного медицинского страхо­вания и т.д.

Текущий (или оперативный) государственный и муници­пальный финансовый контроль производится ежедневно финан­совыми службами в момент совершения финансовых операций, а именно: в процессе расходования организациями бюджетных средств, в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий законодательных (представительных) органов, в связи с депутатскими запросами и т.д. (ст. 265 БК РФ).

Предварительный и текущий финансовый контроль осущест­вляются исключительно путем визуальных проверок, т.е. глав­ные бухгалтеры, начальники финансовых служб отдают распоря­жения, приказы в устной или письменной форме о приостановле­нии финансовых операций, совершаемых с нарушением установ­ленного порядка. Актами и справками такой контроль не оформляется.

СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369; 1998. № 30. Ст. 3619.


§ 2. Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля 161

Последующий финансовый контроль осуществляется после со­вершения финансовых операций и направлен на выявление тех нарушений, которые не были установлены во время предвари­тельного и текущего контроля. В ходе этого вида контроля госу­дарство и муниципальные образования проверяют законность ис­пользования управомоченными субъектами выделенных им из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств; соблюдение правил при ведении организациями кассо­вых операций; правильность уплаты налогов и сборов и др. Ре­зультаты последующего финансового контроля со стороны госу­дарства и муниципальных образований могут служить в соответ­ствующих случаях основанием для применения к нарушителям финансовой дисциплины мер финансово-правовой, а также адми­нистративной и даже уголовной ответственности. Например, пос­ледующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и ут­верждения отчетов об исполнении бюджетов (ст. 265 БК РФ).

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется по форме проведения на обязательный и инициа­тивный.

Обязательный финансовый контроль производится компе­тентными органами в соответствии с требованиями законодатель­ства. Так, в соответствии с НК РФ обязательный финансовый кон­троль за налогообложением осуществляют органы МНС России. Обязательный финансовый контроль проводят Счетная палата РФ, Федеральное казначейство и др. Инициативный финансовый контроль назначается по решению хозяйствующих субъектов при наличии в том потребности. Инициативный государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется по реше­нию руководителей государственных и муниципальных унитар­ных предприятий, а также других организаций, все имущество которых является государственной или муниципальной собствен­ностью (Росгосстрах, Военно-страховая компания и др.).

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на отдельные виды в зависимости от той сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образо­ваний, в которых он имеет место. В связи с этим выделяются: бюджетный, налоговый контроль, контроль за денежной массой, валютный, страховой контроль.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на виды и в зависимости от органов, его осущест­вляющих. В этом случае выделяется финансовый контроль пред­ставительных органов власти и местного самоуправления; Прези-


162 Глава 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль

дента РФ; исполнительных органов власти общей компетенции; исполнительных органов власти специальной компетенции.

1. Финансовый контроль представительных органов власти и местного самоуправления.

Представительные органы власти на уровне Российской Феде­рации, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения: а) про­ектов бюджетов и проектов бюджетов государственных внебюд­жетных фондов; б) отдельных вопросов исполнения бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; в) при рас­смотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов феде­рального, региональных, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Контроль представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными ор­ганами власти на каждом уровне. Причем в ходе рассмотрения проектов бюджетов функции финансового контроля осуществля­ют все комитеты и комиссии. Однако в Федеральном Собрании РФ особая роль в деле финансового контроля принадлежит Коми­тету по бюджету, образованному Государственной Думой. В част­ности, Комитет по бюджету Государственной Думы после поступ­ления проекта федерального бюджета в Думу дает заключение по указанному законопроекту, а также готовит проект постановле­ния Думы о принятии в первом чтении проекта федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Федеральным Собранием РФ образован также постоянно дей­ствующий орган государственного финансового контроля - Счет­ная палата Российской Федерации. Ее правовое положение опре­делено Федеральным законом «О Счетной палате Российской Фе­дерации» от 11 января 1995 г.1

Задачами Счетной палаты в соответствии со ст. 2 Закона явля­ются:

организация и осуществление контроля за своевременным ис­полнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов го­сударственных средств и использования федеральной собствен­ности;

1 СЗРФ. 1995. №3. Ст. 167.


§ 2. Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля 163

оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и проектов федеральных внебюджет­ных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на форми­рование и исполнение федерального бюджета и бюджетов феде­ральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов и подготовка предложений, направленных на их уст­ранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд­жетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финан­сово-кредитных учреждениях РФ;

регулярное представление Совету Федерации и Государствен­ной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Для решения этих задач Счетная палата организует и прово­дит оперативный контроль за исполнением федерального бюдже­та в отчетном году; комплексные ревизии и тематические провер­ки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюд­жетов федеральных внебюджетных фондов; экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджет­ном процессе; подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерально­го бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в от­четном году; подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.

Таким образом, Счетная палата РФ осуществляет финансовый контроль как на стадии рассмотрения проекта федерального бюд­жета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, так и на стадии его исполнения. В частности, на стадии рассмотрения проекта федерального бюджета Счетная палата РФ дает оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федераль­ного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (ст. 2). На стадии же исполнения федерального бюджета - осу­ществляет оперативный контроль (ст. 14), который выражается в


164 Глава 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль

контроле полноты и своевременности денежных поступлений, фактическом расходовании бюджетных ассигнований в сравне­нии с законодательно утвержденными показателями федерально­го бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Феде­рации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местно­го самоуправления, организации, банки, страховые компании и др.

В связи с осуществлением финансового контроля в отноше­нии федерального бюджета Счетная палата контролирует: а) со­стояние государственного внутреннего и внешнего долга Россий­ской Федерации и использование кредитных ресурсов (ст. 16); банковскую систему в части обслуживания федерального бюд­жета (ст. 19); поступление в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью (ст. 18).

Методами работы Счетной палаты являются ревизии и провер­ки. По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет проверяемым субъектам представле­ния для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении зако­нодательства РФ и бесхозяйственности (ст. 23).

В случаях выявления нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, Счетная палата имеет право да­вать администрации проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания. В случае неоднократного неисполнения предписаний Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может быть принято решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Представительные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовый контроль в соответствии в конституциями и устава­ми субъектов РФ. Почти во всех субъектах РФ имеются счетные палаты, контролирующие региональные бюджеты.

Представительные органы местного самоуправления осущест­вляют финансовый контроль в соответствии со ст. 265 БК РФ, а также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основа­нии уставов муниципальных образований.


§ 2. Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля 165


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: