Методы государственного и муниципального финансового контроля

Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется двумя методами — проверками и ревизиями.

Использование того или иного метода финансового контроля зависит от компетенции государственного органа или органа местного самоуправления, от времени осуществления финансово­го контроля относительно финансово-хозяйственной деятельнос­ти субъекта и т.д.

Вышеназванные методы государственного и муниципального финансового контроля отражены в различных нормативных актах, регламентирующих режим их использования относитель­но различных объектов финансового контроля. Например, в НК РФ определен режим налоговой проверки (ст. 82—102); в Феде­ральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» -режим проверок и ревизий относительно контрольных полномо­чий Счетной палаты РФ и др.

Понятия «проверка», «ревизия» как методы финансового кон­троля определены в Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства фи­нансов РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 14 апре­ля 2000 г.2

Проверка — это метод финансового контроля, представляю­щий собой единичное контрольное действие или исследование со­стояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Проверки подразделяются на тематические и документаль­ные.

1 Российская газета 1992. 28 янв.; Экономика и жизнь. 1998. № 8. С. 14.

2 См.: Финансовая газета. 2000. № 23.


§ 3. Методы государственного и муниципального финансового контроля 173

Тематические проверки — это изучение отдельных сторон фи­нансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта. Документальные проверки - это изучение финансово-хозяйст­венной деятельности подконтрольного объекта только на основа­нии документов: балансов, счетов, отчетов и др.

Тематические и документальные проверки проводит Счетная па­лата РФ в ходе контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федераль­ных внебюджетных фондов1. Контрольно-ревизионные органы Минфина России в субъектах РФ осуществляют: тематические про­верки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов и имущества, нахо­дящегося в федеральной собственности; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохрани­тельных органов2. Органы казначейства проверяют в министерст­вах, в организациях документы, связанные с зачислением, пере­числением и использованием средств федерального бюджета РФ3.

Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых орга­нов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и вы­ездная. Камеральная налоговая проверка является разновид­ностью документальной проверки, так как она проводится на­логовым органом по месту его нахождения на основании доку­ментов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ). Вы­ездная налоговая проверка проводится на основании решения ру­ководителя (его заместителя) налогового органа не чаще одного роза в год и не может продолжаться более двух месяцев.

Проверками занимаются и другие органы в процессе государ­ственного и муниципального финансового контроля.

Только проверка как метод финансового контроля имеет место в ходе осуществления предварительного и текущего финансового контроля. Во всех случаях такие проверки являются докумен­тальными.

1 См. ст. 15 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федера­
ции».

2 См. п. 5 Положения о контрольно-ревизионном управлении Министерства
финансов РФ в субъекте РФ от 6 августа 1998 г.

3 См. п. 12 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации
от 27 августа 1993 г.


174 Глава 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль

По результатам проверок как правило составляется акт, а в случае осуществления проверки Счетной палатой РФ — заключе­ние. Особые требования предъявляются к акту налоговой провер­ки. В соответствии со ст. 100 НК РФ он составляется по опреде­ленной форме, установленной МНС России. В нем должны быть указаны документы, подтверждающие факты налоговых право­нарушений, а также предложения по устранению выявленных нарушений и применению_санкций за нарушения законодатель­ства о налогах и сборах. Акт налоговой проверки подписывается должностными лицами налоговых органов и руководителем про­веряемой организации либо индивидуальным предпринимате­лем.

Ревизия - это всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой систему обязательных контрольных дей­ствий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных хозяйственных и финансовых опе­раций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами возложена ответственность за их осуществле­ние1.

Ревизии как метод государственного финансового контроля се­годня осуществляют: Счетная палата РФ, контрольно-ревизион­ные органы Минфина России, контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств в отношении подчиненных организаций. Во всех случаях ревизия является методом последующего финан­сового контроля.

Ревизии подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановые ревизии заранее планируются, а внеплановые осу­ществляются по случаю. Например, контрольно-ревизионные ор­ганы Минфина России по субъектам РФ осуществляют докумен­тальные ревизии по мотивированным постановлениям правоохра­нительных органов. Очевидно, что такие ревизии могут быть только внеплановыми..

Срок проведения ревизий со стороны контрольно-ревизион­ных органов Минфина РФ не может превышать 45 календар­ных дней. Конкретные вопросы ревизии определяются програм-

1 Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизи­онными органами Министерства финансов РФ, утвержденная Минфином России от 14 апреля 2000 г. // Финансовая газета. 2000. № 23.


Контрольные вопросы и задания 175

мой или перечнем основных вопросов ревизии. В ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации осущест­вляется:

а) проверка учредительных, регистрационных, плановых, от­
четных, бухгалтерских и других документов в целях осуществле­
ния законности и правильности произведенных операций;

б) проверка фактического соответствия совершенных опера­
ций данным первичных документов;

в) организация проведения встречных проверок поступления
и расходования средств федерального бюджета;

г) проверка достоверности отражения произведенных опера­
ций в бухгалтерском учете;

д) проверка использования и сохранности бюджетных средств
и др.

По результатам ревизий составляется акт, который подписы­вается руководителем ревизионной группы, а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бух­галтером ревизуемой организации. Акт ревизии и приложения к нему представляются руководителю ревизионного отдела в срок не позднее трех рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. По результатам ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной ор­ганизации представление для принятия мер по пресечению выяв­ленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

Контрольные вопросы и задания

1. Содержание государственного и муниципального финансо­вого контроля.

2. Чем отличается финансовый контроль от других видов кон­троля?

3. Виды государственного и муниципального финансового контроля.

4. Чем отличается внутриведомственный финансовый кон­троль. от внутрихозяйственного?

5. В чем заключается финансовый контроль, проводимый Счетной палатой РФ?

6. Как осуществляется финансовый контроль со стороны Пре­зидента РФ?

7. Какие исполнительные органы государственной власти про­водят финансовый контроль?


176 Глава 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль

8. Как осуществляет финансовый контроль Министерство фи­нансов РФ?

9. Компетенция органов федерального казначейства в области государственного контроля.

10. Компетенция территориальных контрольно-ревизионных органов Минфина России.

11. Компетенция банков в области государственного финансо­вого контроля.

12. В чем суть проверки как метода финансового контроля?
1.3. В чем суть ревизии как метода финансового контроля?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: