Финансовый контроль Президента РФ

Такой контроль осуществляется через Главное контрольное управление Президента РФ, созданное в соответствии с Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г.1

Государственный финансовый контроль не является единст­венным видом деятельности Главного контрольного управления Президента РФ, а осуществляется им в ходе контроля исполне­ния федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лица­ми, а также организациями федеральных законов, указов и рас­поряжений Президента РФ.

Для осуществления своих функций, в том числе в связи с госу­дарственным финансовым контролем. Главное контрольное уп­равление имеет право:

■— создавать комиссии с привлечением контролирующих и правоохранительных органов, а также специалистов для проведе­ния проверок и принятия мер по оперативному устранению выяв­ленных нарушений;

— требовать от органов исполнительной власти, а также от организаций документы, объяснения, необходимые для проведе­ния проверок;

• — направлять предписания об устранении выявленных нару­шений руководителям федеральных органов и органов исполни­тельной власти субъектов РФ. Предписание подлежит безотлага­тельному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок или в срок, установленный в предписании, должны быть приняты меры по устранению нарушений;

.— вносить предложения Президенту РФ, руководителям фе­деральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и при­остановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки и др. права.

3. Государственный и муниципальный финансовый контроль
исполнительных органов власти.

Прежде всего такой контроль — прерогатива органов испол­нительной власти общей компетенции. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О Правительстве Российской Фе­дерации» оно непосредственно осуществляет валютный кон­троль.

1 СЗРФ. 1996. № 17. Ст. 1066; 2000. № 27. Ст. 2821.


166 Глава 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль

Контрольные полномочия органов исполнительной власти общей компетенции предусмотрены также в конституциях й ус­тавах субъектов РФ.

К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовый контроль, относятся: Министерст­во финансов РФ и органы казначейства, Министерство РФ по на­логам и сборам и подчиненные ему налоговые органы, федераль­ные органы налоговой полиции, таможенные органы, финансо­вые органы субъектов РФ и муниципальных образований, глав­ные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Министерство финансов РФ действует на основании Положе­ния о нем, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 2731. В соответствии с этим Положением к функциям Минфина России в сфере государственного финансово­го контроля относятся:

а) контроль за целевым использованием средств федерального
бюджета;

б) участие в разработке порядка и в контроле за поступлением
доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

в) обеспечение контроля за доходами от проведения лотерей;

г) проведение комплексных ревизий и тематических проверок
поступления и расходования средств федерального бюджета;

д) контроль за рациональным и целевым использованием
средств государственных внебюджетных фондов и других феде­
ральных средств;

е) проведение документальных ревизий и проверок финансо­
во-хозяйственной деятельности организаций по заданиям право­
охранительных органов;

ж) организация ревизий и финансовых проверок в организа­
циях по обращениям органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления (п. 6 Положения).

Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ «Во­просы Министерства финансов Российской Федерации» от 23 ав­густа 2000 г.2, последнее осуществляет валютный контроль.

В соответствии с п. 7 Положения Министерство финансов РФ имеет право:

- запрашивать у федеральных органов государственной влас­ти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций

1 СЗ РФ. 1998. mi. Ст. 1288; 1999. № 27. Ст. 3359.

2 СЗ РФ. 2000. № 35.


§ 2. Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля 167

данные, необходимые для контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

— ограничивать, приостанавливать, а в ряде случаев и прекра­щать финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств феде­рального бюджета, а также в случае непредставления ими в установ­ленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

— взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому на­значению, с наложением штрафа согласно законодательству РФ.

Все вышеназванные функции и права в сфере государственно­го финансового контроля Министерство финансов РФ осущест­вляет через свои структурные подразделения — Департамент фи­нансового контроля и аудита1, Главное управление федерального казначейства, контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ в субъектах РФ, а также территориальные органы валютного контроля Минфина России.

Контрольно-ревизионные органы Минфина России действуют в соответствии с постановлением Правительства РФ «О террито­риальных контрольно-ревизионных органах Министерства фи­нансов РФ» от*6 августа 1998 г. № 1882.

Территориальные контрольно-ревизионные органы осущест­вляют последующий финансовый контроль на территории соот­ветствующего субъекта РФ. В частности, они:

а) контролируют целевое использование средств федерального
бюджета и государственных внебюджетных фондов;

б) проводят документальные ревизии и проверки финансово-
хозяйственной деятельности организаций любых форм собствен­
ности по мотивированным постановлениям правоохранительных
органов;

в) в ряде случаев на договорной основе проводят ревизии и
проверки поступления и расходования средств бюджетов субъек­
тов РФ и местных бюджетов;

г) контролируют своевременное устранение нарушений в финан­
сово-хозяйственной деятельности проверенных управлением ор­
ганизаций, а также возмещение ими причиненного ущерба и т.д.

Территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина России имеют право:

1 СЗ РФ. 1998. № ю. Ст. 1204.

2 См.: Российская газета. 1998. 15авг.


168 Глава 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль

а) проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгал­
терские и другие документы;

б) получать от должностных лиц ревизуемых организаций
объяснения;

в) получать от органов государственной власти и местного
самоуправления, а также организаций данные, необходимые для
осуществления своих функций;

г) направлять предложения о приостановлении и прекраще­
нии финансирования ревизуемых организаций при выявлении
фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также
непредставления ими бухгалтерских документов, связанных с ис­
пользованием этих средств;

д) ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц,
виновных в нарушениях, передавать материалы проверок и реви­
зий в правоохранительные органы и другие права.

Работники контрольно-ревизионных органов имеют право проходить во все здания и помещения, занимаемые ревизуемыми учреждениями, однако они не должны вмешиваться в оператив­ную деятельность ревизуемых организаций.

Структурным подразделением центрального аппарата Минфи­на России является Главное управление Федерального казначей­ства. Оно возглавляет систему органов Федерального казначейст­ва, которая складывается из органов казначейства в субъектах РФ, а также в городах, районах и районах в городах. Правовое положение этих органов определено постановлением Правитель­ства РФ от 27 августа 1993 г. «О Федеральном казначействе Рос­сийской Федерации»1.

Одной из главных задач органов федерального казначейства является контроль за исполнением федерального бюджета, а также за поступлением и использованием внебюджетных феде­ральных средств.

В этих целях Главное управление Федерального казначейства Минфина России:

а) организует контроль за поступлением и использованием
внебюджетных средств;

б) организует и осуществляет сводный учет операций по дви­
жению средств федерального бюджета и государственных внебюд­
жетных фондов;

1 САПП. 1993. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681; 1997. № 5. Ст. 696.


§ 2. Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля 169

в) организует и осуществляет сбор и анализ информации о со­стоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и госу­дарственных внебюджетных фондов.

Органы Федерального казначейства по субъектам РФ, по горо­дам, районам, районам в городах: контролируют своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета и го­сударственных внебюджетных фондов, а также целевое направле­ние использования указанных средств; передают правоохрани­тельным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность и т.д.

В ходе контрольной деятельности органы казначейства имеют право:

а) проверять денежные и иные документы в любых организа­
циях;

б) получать от банков справки о состоянии счетов организа­
ций, использующих средства федерального бюджета и государст­
венных внебюджетных фондов;

в) приостанавливать операции по счетам организаций, исполь­
зующих средства федерального бюджета и государственных вне­
бюджетных фондов;

г) налагать на кредитные организации штраф в случае несвое­
временного исполнения ими платежных документов на перечис­
ление средств в федеральный бюджет и др.

Территориальными органами валютного контроля Минис­терства финансов РФ являются региональные управления ва­лютного контроля, которые осуществляют свою деятельность под руководством Департамента валютного контроля Министерства финансов РФ. Правовое положение этих органов определено По­ложением о территориальных органах валютного контроля Ми­нистерства финансов РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 27 декабря 2000 г.

Основными задачами региональных управлений валютного контроля являются:

а) обеспечение проведения единой государственной политики
в сфере валютного контроля;

б) осуществление контроля и надзора за соблюдением валют­
ного законодательства РФ резидентами и нерезидентами;

в) участие в организации и ведении единой информационной
системы валютного контроля.

В этих целях региональное управление имеет, в частности, право:


170 Глава 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль

а) проводить проверки соблюдения валютного законодательст­
ва резидентами и нерезидентами;

б) ставить в установленном порядке вопрос о приостановлении
валютных операций, о лишении хозяйствующих субъектов ли­
цензий и других прав в области валютной деятельности;

в) оформлять результаты проверок резидентов и нерезидентов
актами;

г) привлекать резидентов и нерезидентов к ответственности за
нарушение валютного законодательства;

д) предъявлять судебные иски по результатам проверок соблю­
дения валютного законодательства и т.д.

Министерство РФ по налогам и сборам, а также подчинен­ные ему налоговые органы на уровне субъектов РФ также явля­ются органами специальной компетенции, осуществляющими го­сударственный финансовый контроль. Деятельность этой систе­мы органов регламентируется ст. 30—32 НК РФ, а также Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991г.1

Главной задачей этих органов является контроль за соблюде­нием законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюд­жеты государственных налогов и других платежей, установлен­ных законодательством РФ и субъектов РФ. В НК РФ, а также в упомянутом Законе предусмотрен целый ряд полномочий налого­вых органов, направленных на решение вышеназванной задачи. В их числе:

а) право производить в любых организациях проверки доку­
ментов, связанные с исчислением и уплатой налогов и других
обязательных платежей;

б) получать от организаций справки и копии с них, касающие­
ся хозяйственной деятельности налогоплательщика;

в) обследовать любые помещения, связанные с содержанием
объектов налогообложения;

г) приостанавливать операции организаций и граждан по рас­
четным и иным счетам в кредитных организациях в случае не­
представления налоговым органам документов, связанных с ис­
числением и уплатой налогов, и др.

1 ВВС. 1991. № 15. Ст. 492; 1992. № 33. Ст. 1912; 1992. № 34. Ст. 1966; 1993. № 12. Ст. 429; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2958; 1997. № 47. Ст. 5341; 1999. № 28. Ст. 3484; 2000. № 46. Ст. 4577.


§ 2. Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля 171

В соответствии со ст. 36 НК РФ, а также Законом РФ «О феде­ральных органах налоговой полиции»1 государственный финан­совый контроль осуществляют федеральные органы налоговой по­лиции, которые имеют право проводить проверки налогоплатель­щиков, в частности по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках. Согласно ст. 34 НК РФ правом контролиро­вать соблюдение налогового законодательства и по результатам составлять акты налоговой проверки обладают и таможенные ор­ганы.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образо­ваний осуществляют финансовый контроль за операциями с бюд­жетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, дру­гих участников бюджетного процесса (ст. 270 БК РФ).

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджет­ных средств получателями бюджетных средств в части обеспече­ния целевого использования и своевременного возврата бюджет­ных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Главные распорядители бюджетных средств проводят провер­ки подведомственных государственных и муниципальных пред­приятий, бюджетных учреждений (ст. 269 БК РФ).

4. Государственный финансовый контроль со стороны банков.

Коммерческие банки проводят такой контроль в случаях, когда наделены государством властными полномочиями в сфере государственных финансов. Таких случаев два. Во-первых, в со­ответствии со ст. 11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. (с изм. и доп.), а также Инструкцией ЦБ РФ «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валют­ной выручки через уполномоченные банки и проведения опера­ций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» от 29 июня 1992 г. № 7 коммерческие банки наделены правом ва­лютного контроля предприятий и способны в ряде случаев де­понировать 50% валютной выручки предприятия на спецсчете. Во-вторых, в соответствии с постановлением Президиума Вер­ховного Совета РФ «О безотлагательных мерах по реализации

1 ВВС. 1993. № 29. Ст. 1114; САПП. 1993. № 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4973; 2000. № 46. Ст. 4537.


172 Глава 7. Государственный и муниципальный финансовый контроль

налично-денежного обращения в Российской Федерации» от 13 января 1992 г., а также с п. 2.14 Положения о правилах ор­ганизации наличного денежного обращения на территории Рос­сийской Федерации, утвержденного Советом директоров ЦБ РФ 5 января 1998 г.1, коммерческие банки обязаны контролировать порядок ведения кассовых операций и работу с денежной на­личностью организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: