Вопрос о налоговом праве является в настоящее время дискуссионным. Сегодня высказываются различные точки зрения о месте налогового права в системе российского права и, в частности, финансового права. Существует мнение, что налоговое право представляет собой правовой институт, подотрасль и даже самостоятельную отрасль российского права. Действительно, налоговое право представляет собой неоднородное правовое явление. Наиболее убедительной является точка зрения, утверждающая, что налоговое право — это подотрасль финансового права. Налоговое право, выступая в этом качестве, имеет предмет правового регулирования, метод правового регулирования, а также включает в себя определенные правовые институты. Среди них: институт налогового представительства, налогового контроля, федеральных налогов и сборов и др.
Итак, налоговое право — это подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля, и установлению ответственности за совершение налоговых правонарушений (ст. 2 НК РФ).
|
|
§ 1. Понятие налога и сбора в Российской Федерации
Понятие «налог» имеет ключевое значение не только для теории, но и для решения большинства практических проблем в сфере налогообложения.
Налоги и сборы не являются единственным источником доходов бюджетов — они представляют только один из видов внеэкономического государственного принуждения. В соответствии с п. 1 ст. 41 БК РФ, вступившего в силу с 1 января 2000 г., доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым
320 Глава IS. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения
доходам, которым принадлежит важнейшая роль в формировании бюджета России, относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также соответствующие пени и штрафы.
В ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., действовавшего до 1 января 1999 г.1 (до вступления в силу Налогового кодекса РФ), было установлено, что «под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Иными словами, налог определялся как обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц. Данное определение выглядело слишком общим, не раскрывающим существенных правовых признаков налога и не дающим никаких юридических критериев для отличия налога от иных обязательных платежей. Кроме того, вариант смешивания этих понятий, выбранный законодателем, был не совсем удачен, так как вносил некоторую путаницу в понятийный аппарат.
|
|
Определение налогового платежа содержится в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П: Налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе, на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности2.
Вышеуказанные определения налога, позволившие выделить его основные, наиболее существенные признаки, были во многом учтены при разработке Налогового кодекса РФ.
В мировой практике налогообложения выработаны два основных подхода к решению проблемы юридического определения налога:
1) расширительный, когда к понятию налогов относят любые изъятия средств для финансирования публичных расходов. При таком подходе любой обязательный взнос, платеж, отчисление, сбор, тариф подпадают под понятие налогов. Например, ст. 68 Конституции княжества Лихтенштейн гласит: «Не могут без согласия парламента быть установлены никакие налоги и никакое
. ' ВВС. 1992. № 11. Ст. 527; № 34. Ст. 1976; 1993. № 4. Ст. 118; СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108; 1997. № 30. Ст. 3597; 1998. № 31. Ст. 3816, 3827, 3828; № 43. Ст. 5213; 1999. № 7. Ст. 879; № 25. Ст. 3041; № 28. Ст. 3475. 2 СЗРФ. 1997.№46. Ст. 5339.
§ 1. Понятие налога и сбора в Российской Федерации 321
другое обложение или обязательство, как бы оно ни называлось»1;
2) узкий подход позволяет рассматривать налог как одну из разновидностей фискальных платежей, отвечающих определенным требованиям. Выбор соответствующего подхода во многом определяется конкретными особенностями национального законодательства. Так, согласно ст. 22 Конституции Ирландии; местные сборы налогами не считаются2.
В соответствии со ст. 8 НК РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований....Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношений4 плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Из данных определений следует, что в налоговой системе России реализован второй, узкий подход к понятию налога.
Согласно указанному выше определению налога можно выделить следующие признаки налога.
1. Важнейшим юридическим признаком налога является от
чуждение части собственности субъектов (денежных средств,
принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или опера
тивного управления) в пользу государства (или муниципальных
образований) в процессе уплаты налога. Иными словами, при уп
лате налога происходит переход части доходов (имущества) от
одних субъектов в собственность государства или муниципально
го образования.
2. Другим основополагающим признаком налога выступает за
конность его установления и введения. Данный принцип был на
зван еще в английском Билле о правах 1689 г.: «...Взимание сбо
ров в пользу или в распоряжение Короны, на основании мнимой
прерогативы, без согласия Парламента, или за более долгое
|
|
1 Конституции буржуазных государств Европы. М., 1957. С. 598.
2 См. там же. С. 431.
322 Глава 15. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения
время, или иным порядком, чем установлено Парламентом, незаконно»1. В соответствии со ст. 57 Конституции России каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В этой связи Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 февраля 1997 г. № 3-П указал, что федеральные налоги и сборы следует считать «законно установленными», если они установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, т.е. федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством2. Поскольку установление налога законом является его обязательным признаком, следовательно, любые обязательные платежи, не предусмотренные законом, не могут считаться налогом.
3. Налог — это обязательный платеж, т.е. в силу закона нало
гоплательщики при определенных условиях (наличие объекта на
логообложения и т.д.) обязаны осуществлять уплату налогов.
Обязанность по уплате налогов является конституционной (ст. 57
Конституции РФ).
Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а обязательный характер.
4. Внесение налога в бюджет происходит в денежной форме. Уплата налога имуществом действующим законодательством, по общему правилу, не предусмотрена. Денежная форма уплаты налога предопределена самой сутью налога, который является, как уже было установлено, платежом (взносом).
5. Существенным признаком налога является индивидуальная безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью, безэквивалентностыо и безвозвратностью налогов.
6. Налоги вносятся в бюджет или во внебюджетный фонд, которые выступают получателями налогов. Они поступают как непосредственно в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ, а также в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством России.
|
|
7. Налоги — это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет, как правило, не имеют целевого назначения и предназначены для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
1 Конституции буржуазных государств Европы. С. 176.
2 Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определе
ния. 1997—1998/Огв;ред. Т.Г. Морщакова. М., 2000. С. 46.
§ 2. Система налогов и сборов в РФ. Установление, введение и отмена налогов 323
Как указывалось выше, под налогом, как правило, понимается систематический платеж, который уплачивается плательщиком без какого-либо встречного удовлетворения. Что касается сборов, то они обычно взимаются государственными и местными органами и учреждениями за предоставление права участия, права пользования чем-либо или за разрешение осуществления той или иной деятельности (лицензионные сборы). Уплата сбора как обязательного платежа (взноса) является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами тех или иных юридически значимых действий в интересах плательщика взноса. Пошлина представляет собой плату, взимаемую с организаций и граждан за совершение государственными органами юридически значимых действий или за выдачу документов (рассмотрение заявлений, жалоб, регистрацию актов гражданского состояния и т.п.).
Сборы и пошлины предназначены для частичного покрытия затрат государства по осуществлению тех или иных своих функций. Данные платежи не являются ценой услуги или ее элементом, хотя уплачиваются в связи с оказанием услуги. Как справедливо отмечает С.Г. Пепеляев, «это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера»1. Именно частичная возмездность сборов и пошлин и отличает их от налогов.
Второе отличие сборов и пошлин от налогов состоит в том, что взимаются они только с тех, кто вступает в отношения с соответствующим органом или учреждением по поводу получения нужных ему услуг. Следовательно, обязательность уплаты пошлин и сборов наступает непосредственно в результате свободного выбора плательщика. Обязанность же по уплате налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения.
§ 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Установление, введение и отмена налогов
Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991—1992 гг., в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсут-
Основы налогового права / Под. ред. С, Пепеляева. М., 1995. С. 27.
324 Глава 15. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения
ствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране — все это непосредственно повлияло на становление российской налоговой системы.
Категория «налоговая система» является базовым при определении практически всех аспектов налогообложения конкретного суверенного государства. Однако несмотря на широкое применение этого термина в специальной научной литературе, а также несмотря на закрепление этого понятия в нормативных актах налогового законодательства некоторых стран, понятие «налоговая система» до сих пор не приобрело единого значения.
Так, согласно ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы» было установлено, что «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».
Однако следует согласиться с мнением многих ученых и специалистов по налоговому праву1, что данное определение по смыслу касалось лишь системы налогов, взимаемых в Российской Федерации. Это обусловлено тем, что понятие «система» не может быть определено через какую-либо совокупность.
В НК РФ упоминается лишь система налогов (гл. 2), а также
системы налогообложения, являющиеся специальными налого
выми режимами (ст. 18). ^
Налоговая система — это взаимосвязанная совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер.
Основными элементами налоговой системы любого государства выступают следующие:
—экономические характеристики налоговой системы;
—текущие и перспективные направления налоговой политики;
—система и принципы налогового законодательства;
—система налоговых и иных фискальных органов;
—правовой статус налогоплательщика и иных обязанных лиц;
—условия взаимодействия бюджетных и налоговых систем;
—система налогов;
—порядок распределения налогов по бюджетам;
1 См., в частности: Основы налогового права / Под ред. С. Пепеляева. М., 1995; Гурвев В. Налоговое право. М., 1995.
§ 2. Система налогов и сборов в РФ. Установление, введение и отмена налогов 325
—формы и методы налогового контроля;
—порядок и условия налогового производства;
—ответственность субъектов налоговых правоотношений;
— способы защиты прав и интересов налогоплательщиков
и т.д.
К экономическим характеристикам налоговой системы в первую очередь относится налоговый гнет.
Другим экономическим показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих, в основном, готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны; а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли внутри страны. В менее развитых странах за счет таможенных пошлин на экспортируемое сырье велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в высокоразвитых европейских странах составляет один к одному1, для современной России, в экспорте которой преобладает сырье, соотношение гораздо меньше - два к одному2.
Следующим критерием, используемым при характеристике налоговой системы, является эффективность. Этот критерий характеризует влияние структуры налоговой системы на экономическое производство. По мнению М. Юмашева, «высокая эффективность может быть достигнута там, где налоговая система как можно меньше вовлечена в систему ценообразования рынков. Это достигается взиманием одинаковой налоговой ставки с дохода различных источников. Налоговая система, эффективно взимающая одинаковую налоговую ставку с дохода различных источников, является нейтральной»3.
При рассмотрении вопроса о системе налогов России необходимо обратиться непосредственно к ст. 18 Закона РФ «Об основах налоговой системы» и ст. 12 НК РФ, которые предусматривают следующие виды налогов, взимаемых на территории России:
а) федеральные налоги и сборы;
б) региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъек
тов РФ);
1 См.: Российская газета. 1997.1 апр.
2 См.: Горский И. Налоги в рыночной экономике. М., 1992. С. 33.
3 Юмашев М. Соблюдение экономических критериев эффективности налого
вой системы Российской Федерации с позиций подоходного налога с физических
лиц // Налоговый вестник. 1998. № 2. С. 23.
326 Глава 15. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения
в) местные налоги.
Данная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство.
В настоящее время в России установлены следующие федеральные налоги:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы банков (с 1 января 1994 г. не взимается);
4) налог на доходы от страховой деятельности (с 1 января 1994 г. не взимается);
5) налог с биржевой деятельности (биржевой налог) (не введен);
6) налог на операции с ценными бумагами;
7) таможенная пошлина;
8) налог на добычу полезных испопаемых;
9) платежи за пользование природными ресурсами;
10)налог на прибыль организаций;
11)подоходный налог с предприятий (не введен);
12)налог на доходы физических лиц;
13—16) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов:
— налог на реализацию горюче-смазочных материалов (отменен с 1 января 2001 г.);
— налог на пользователей автомобильных дорог;
— налог с владельцев автотранспортных средств;
— налог на приобретение автотранспортных средств (отменен с 1 января 2001 г.);
17)гербовый сбор (не введен);
18) государственная пошлина;
19) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
20) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
21) налог на покупку иностранных денежных знаков;
22) налог на игорный бизнес;
23) сбор за пограничное оформление (отменен с 1 января
2001г.);
24) плата за пользование водными объектами;
25) сборы за выдачу лицензий;
26) налог на отдельные виды транспортных средств (отменен с 1 января 2001 г.).
§ 2. Система налогов и сборов в РФ. Установление, введение и отмена налогов 327
Из региональных налогов установлены следующие налоги:
1) налог на имущество предприятий;
2) лесной доход;
3) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
4) налог с продаж1;
5) единый налог на вмененный доход.
К местным налогам относятся:
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог;
3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
4) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
5) курортный сбор;
6) сбор за право торговли;
7—9) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;
10) налог на рекламу;
11) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
12) сбор с владельцев собак;
13) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
14) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
15) сбор за выдачу ордера на квартиру;
16) сбор за парковку автотранспорта;
17) сбор за право использования местной символики;
18) сбор за участие в бегах на ипподромах;
19) сбор за выигрыш на бегах;
20) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
1 В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П положения ч. 1, 2, 3 и 4 п. 3 ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которыми установлен этот налог, признаны не соответствующими Конституции РФ. Эти положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ не позднее 1 января 2002 г. (Российская газета. 2001.15февр.)
328 Глава. 15. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения
21) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
22) сбор за право проведения кино- и телесъемок;
23) сбор за уборку территорий населенных пунктов;
24) сбор за открытие игорного бизнеса;
25) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (отменен с 1 января 2001 г.).
В субъектах РФ, которые ввели налог с продаж, многие местные налоги, а также сбор на нужды образовательных учреждений не взимаются (ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ).
Налог — одно из основных проявлений государственного суверенитета страны. Именно возможность обложения налогом является выражением суверенитета и независимости государства наряду с установлением и защитой границ, чеканкой монеты, отправлением правосудия и т.д. Из этого всего следует, что налог устанавливается государством в одностороннем порядке без согласования с каждым отдельным налогоплательщиком.
Следует отметить, что в ст. 3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.1 предусмотрено, что на всероссийский референдум не могут выноситься вопросы введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты, что означает запрет на решение вопросов о налогообложении через механизмы непосредственной демократии. Такое же положение закреплено в конституциях некоторых европейских стран, например, Италии, Португалии.
Взиманию с налогоплательщика любого налогового платежа обязательно предшествуют две последовательные и взаимосвязанные законодательные процедуры — установление налога и его введение, посредством которых обусловливается юридическая возможность обложения лица налогом. Роль и значение данных процедур нельзя недооценивать.
Установление налога — это принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налог определяется как таковой
СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921.
§ 3. Налоговое право и налоговое законодательство России 329
и находит свое место в действующей налоговой системе государства. Это своего рода законодательное провозглашение, юридическое «создание» налога как обязательного платежа. Установление налога непосредственно предусматривает возможность введения налога на соответствующей территории в рамках всей страны либо отдельной территории (для региональных и местных налогов). Установить налог — это не значит назвать его. При установлении налога должны быть определены существенные элементы налогообложения - объект, налоговый период, ставка налога, порядок и сроки уплаты и т.д. (п. 6 ст. 3, ст. 17 НК РФ). Таким образом, налог может считаться законно установленным, только если законом зафиксированы, описаны все существенные элементы налогообложения.
Введение налога — это принятие соответствующего нормативного акта, устанавливающего обязательность уплаты данного налога.
Иными словами, для того чтобы конкретный налоговый платеж мог. быть фактически уплачен налогоплательщиком или взыскан с него, сначала его нужно установить (т.е. предусмотреть возможность его взимания и определить элементы налогообложения), а уже затем ввести, т.е. установить обязанность налогоплательщиков уплачивать данный налог.
Наличие двух этих этапов, предшествующих реальному взиманию налога, закреплено в ст. 1 и 2 НК РФ.
Отмена налога есть прекращение взимания налога и исключение его из налоговой системы на основании соответствующего нормативного акта. Отмена налога происходит в результате принятия представительными органами власти закона, прекращающего взимание того или иного налога. Прекращение взимания налога может происходить также в связи с истечением срока действия нормативного акта, которым был введен налог.