Налоговые правоотношения

Налоговые правоотношения можно определить как урегули­рованные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением и взиманием налогов и сборов.

Налоговым правоотношениям присущи следующие особенно­сти:

1) они возникают в процессе деятельности государства и му­ниципальных образований по установлению и взиманию нало­гов;

2) они состоят из двух групп отношений: общих и специаль­ных. Первые возникают между налогоплательщиками и государ­ством (муниципальным образованием) по поводу исполнения на­логового обязательства и имеют денежный характер. Вторые воз­никают в процессе реализации налогового обязательства налого­плательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками и т.д.

Налоговое правоотношение обладает сложной элементной структурой. Принято выделять субъект, объект и содержание на­логового правоотношения.

Реальные участники налоговых правоотношений именуются субъектами налоговых правоотношений. В правовой науке под субъектами правоотношений понимаются участники обществен­ных отношений, которых юридическая норма наделила правами и обязанностями.

Статьей 9 НК РФ установлен исчерпывающий, не подлежа­щий расширительному толкованию перечень участников налого­вых правоотношений (отношений, регулируемых законодательст­вом о налогах и сборах).

В их число включены:

1) организации и физические лица, являющиеся плательщи­ками налогов и сборов;

2) организации и физические лица, являющиеся налоговыми агентами;

3) Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в субъектах РФ;

4) Государственный таможенный комитет РФ и его подразде­ления;

5) государственные органы исполнительной власти и исполни­тельные органы местного самоуправления, другие уполномочен-


§ 4. Налоговые правоотношения 337

ные ими органы и должностные лица, осуществляющие в уста­новленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сбор­щики налогов и сборов);

6) финансовые органы и иные уполномоченные органы — при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;

7) органы государственных внебюджетных фондов;

8) органы налоговой полиции — при решении вопросов, отне­сенных к их компетенции Налоговым кодексом РФ.

Вместе с тем, фактически в налоговых правоотношениях уча­ствует ряд лиц, по тем или иным причинам не включенных в число участников налоговых правоотношений.

Так, в частности, ст. 9 НК РФ в число участников налоговых правоотношений не включены представительные органы государ­ственной власти и представительные органы местного самоуправ­ления (законодательные органы).

Вместе с тем, как следует из ст. 2 НК РФ, законодательством о налогах и сборах регулируются отношения по введению налогов и сборов. К такому регулированию относится разграничение полно­мочий и регламентация процедуры по введению региональных и местных налогов, разграничение компетенции по регулированию ставок федеральных налогов и т.д. Таким образом, представи­тельные органы государственной власти и местного самоуправле­ния в рамках деятельности по введению налогов, установлению налоговых льгот, регулированию в установленных пределах ста­вок налогов, обладают определенными правами и обязанностями, которые реализованы в отношениях по введению налогов (неотъ­емлемой части налоговых правоотношений). В налоговых право­отношениях представительные органы государственной власти и местного самоуправления выступают не только в роли законода­теля, регулирующего правоотношения посредством издания норм права, но являются и участниками, наделенными правами и обя­занностями.

Вместе с тем, если исходить из того, что нормы законода­тельства о налогах и сборах в части регулирования компетен­ции представительных органов по введению налогов и сборов являются производными от норм конституционного и бюджет­ного законодательства, разграничивающих компетенцию РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере налоговых отношений, следует сделать вывод, что представительные орга-


338 Глава 15. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения

ны государственной власти и местного самоуправления даже в рамках деятельности по введению налогов в первую очередь яв­ляются субъектами конституционных и бюджетных правоотно­шений. Вероятно в силу именно этих причин представительные органы государственной власти и местного самоуправления прямо не указаны в ст. 9 НК РФ в качестве участников налого­вых правоотношений.

Ко второй группе лиц, обладающих признаками субъектов на­логовых правоотношений, но не включенных в перечень участни­ков отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся банки и органы, осуществляющие регистри­рующие функции.

Так ст. 60, 76, 86 НК РФ на банки возлагается ряд обязаннос­тей, связанных с перечислением сумм налогов и сборов в бюдже­ты, с приостановлением операций по счетам налогоплательщика и с учетом налогоплательщиков. Статьями 132—136 НК РФ уста­новлена ответственность и порядок ее применения за нарушение данных обязанностей банков.

Аналогично в соответствии со ст. 85 и 1291 НК РФ на орга­ны, выполняющие регистрирующие функции, возлагаются обя­занности, связанные с учетом налогоплательщиков, и преду­сматривается ответственность за неисполнение данных обязан­ностей.

К лицам, обладающим признаками субъектов налоговых пра­воотношений, но не предусмотренных ст. 9 НК РФ в качестве участников налоговых правоотношений, относятся участники ме­роприятий налогового контроля. Так в соответствии со ст. 90, 95—98, 128 и 129 свидетели, эксперты, специалисты, понятые и переводчики наделяются правами и обязанностями и могут быть привлечены к ответственности за невыполнение установленных обязанностей.

Таким образом, с учетом более широкого по сравнению со ст. 9 НК РФ толкования понятия субъекта налогового правоотноше­ния перечень субъектов налоговых правоотношений выглядит следующим образом:

1. Субъекты, обладающие частной налоговой правосубъект­
ностью:

налогоплательщики.

2. Субъекты, обладающие публичной налоговой правосубъект­
ностью:

—налоговые органы (МНС России);

—таможенные органы (ГТК России);


Контрольные вопросы и задания



- органы налоговой полиции (ФСНП России);

- финансовые органы (Минфин России, министерства финан­сов и финансовые управления (департаменты, отделы) субъектов РФ и муниципальных образований).

3. Субъекты, содействующие уплате налога и (или) проведе­нию налогового контроля:

- налоговые агенты;

- налоговые представители;

- банки;

- сборщики налогов (государственные органы исполнитель­ной власти и исполнительные органы местного самоуправления, осуществляющие контроль за уплатой, прием и взимание налогов помимо налоговых и таможенных органов);

- регистрирующие органы (органы, осуществляющие госу­дарственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органы загс, органы, осуществляющие реги­страцию операций с недвижимостью и автотранспортом, нотариу­сы и т.д.);

- участники мероприятий налогового контроля (свидетели, понятые, эксперты, специалисты и свидетели).

Объект налогового правоотношения — это сам налог, как обя1-зательный взнос в бюджет, поскольку по своей сути и природе он выступает тем материальным благом, предоставлением и испцль-зованием которого удовлетворяются интересы правомочной сто­роны налогового правоотношения — государства.

Юридическим содержанием налоговых правоотношений явля­ются права и обязанности их участников. Основным содержани­ем налогового правоотношения является обязанность налогопла­тельщика внести в бюджет или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставка­ми и в предусмотренные законом сроки, в то время как государст­венные органы имеют право требовать от налогоплательщика ис­полнения данной публично-правовой обязанности

Фактическим содержанием налогового правоотношения явля­ются сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается отличие налога от сбора?

2. Какими нормативными актами установлена сегодня систе­ма налогов и сборов в Российской Федерации?

3. Дайте понятие налогового права России.


340 Глава 15. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения

4. Чем характеризуется налоговое право как подотрасль фи­нансового права?

5. Что включается в понятие «налоговое законодательство»?

6. Кто является субъектом налоговых правоотношений?

7. Что является объектом налогового правоотношения?


Глава 16

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ

(СБОРОВ) И НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: