ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Классификационная схема отдельных форм занятий
в различных сферах физкультурной практики (по Л.П. Матвееву, 2008)
Урочные формы занятий | Формы занятий неурочного типа | ||
Собственно-урочные формы занятий: урочные формы занятий по обязательному курсу физического воспитания в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях (урок физической культуры по общешкольному расписанию, академические занятия по курсу физического воспитания в ВПО и СПО и т.п.) | Формы занятий урочного типа (совпадающие по основным признакам с урочными): занятия урочного типа, организуемые под руководством специалиста (на добровольных началах) в секциях (группах) ОФП, спортивных клубах, командах и т.п. | Крупные формы занятий (включающие упорядоченную двигательную активность в широком объеме): развернутые формы самодеятельных (индивидуальных и групповых) занятий физкультурно-кондиционного или спортивно-тренировочного характера (индивидуальные тренировочные занятия аэробным бегом или аэробной гимнастикой часовой и большей продолжительности); соревновательные формы организации занятий — собственно-спортивные и подобные им физкультурно-спортивные состязания (практикуемые на официальных и самодеятельных началах); физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха (большие подвижные перемены, спортивно-игровые занятия по свободному регламенту, самодеятельные туристские походы в выходные дни и т.д.) соревновательные формы: официальные соревнования, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов | Малые формы занятий (типичные для относительно непродолжительных серий физических упражнений в повседневном режиме дня): вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминуты и аналогичные формы использования элементов производственной физической культуры; общегигиенические сеансы зарядки в режиме дня (утренняя зарядка и т.п.); «микросеансы» отдельных упражнений тренировочного характера в повседневном режиме дня (включаемые в интервалы между бытовыми делами) |
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя и занимающихся.
По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные.
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре (спорту), который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, т.е. деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.
Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.
Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.
Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:
1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием.
Для малых форм занятий характерны: незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15-20 мин); отсутствие структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части; невысокий уровень функциональных нагрузок.
2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные (самостоятельные тренировочные занятия (по ОФП, атлетической гимнастике и др.); занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера (аэробика, шейпинг, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п.).
Основные черты этих занятий: умеренность нагрузки без утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.
К крупным формам занятий также относятся соревновательные формы занятий, где определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п. (официальные соревнования, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов).