Классификационная схема отдельных форм занятий

ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Классификационная схема отдельных форм занятий

в различных сферах физкультурной практики (по Л.П. Матвееву, 2008)

Урочные формы занятий Формы занятий неурочного типа
Собственно-уроч­ные формы занятий: урочные формы занятий по обязательному курсу физи­ческого воспитания в школе и других образовательно-воспитательных учреждени­ях (урок физической куль­туры по общешкольному расписанию, академические занятия по кур­су физического воспитания в ВПО и СПО и т.п.) Формы занятий урочного типа (совпадающие по основ­ным признакам с урочными): занятия урочного типа, организуемые под руко­водством специалиста (на добровольных началах) в секциях (груп­пах) ОФП, спортивных клубах, командах и т.п. Крупные формы занятий (включающие упорядоченную двигательную активность в широком объеме): развернутые формы самодеятельных (индивидуальных и групповых) заня­тий физкультурно-кондиционного или спортивно-тренировочного характера (индивидуальные тренировочные занятия аэробным бегом или аэробной гимнастикой часовой и большей продолжительности); соревновательные формы организации занятий — собственно-спортивные и подобные им физкультурно-спортивные состязания (практикуемые на официальных и самодеятельных началах); физкультурно-рекреативные формы за­нятий, имеющие характер расширенно­го активного отдыха (большие подвиж­ные перемены, спортивно-игровые за­нятия по свободному регламенту, самодеятельные туристские походы в выходные дни и т.д.) соревновательные формы: официальные соревнова­ния, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов Малые формы занятий (типичные для относительно непродолжительных серий физических упражнений в повседневном режиме дня): вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминуты и аналогичные формы исполь­зования элементов производ­ственной физической куль­туры; общегигиенические сеансы за­рядки в режиме дня (утрен­няя зарядка и т.п.); «микросеансы» отдельных упражнений тренировочного характера в повседневном режиме дня (включаемые в интервалы между бытовыми делами)
       

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза­имодействия) преподавателя и занимающихся.

По особенностям организации занимающихся и способам ру­ководства ими занятия по физическому воспитанию подразделя­ются на две группы — урочные и неурочные.

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре (спорту), который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю­щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и вза­имосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, т.е. деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к пред­стоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного сниже­ния нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалис­тами (организованно), так и самими занимающимися (самостоя­тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле­ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнас­тика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используе­мые для оперативного (текущего) управления физическим состоя­нием.

Для малых форм занятий характерны: незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15-20 мин); отсутствие структуры построения заня­тия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части; невысокий уровень функциональных нагрузок.

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные (самостоятельные тренировочные занятия (по ОФП, атлетической гимнастике и др.); занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера (аэробика, шейпинг, тур­походы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п.).

Основные черты этих занятий: умеренность нагрузки без утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.

К крупным формам занятий также относятся соревновательные формы занятий, где определяются победитель, место, физическая или техническая под­готовленность и т.п. (официальные соревнова­ния, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: