Структура урока физической культуры

Подготовительная часть урока

Основная цель — обеспечить врабатывание организма занимающихся для выполнения задач основной части занятия.

Методические задачи:

1) обеспечение первоначальной организации занимающихся;

2) формирование адекватной смысловой установки в зависимости от типа урока;

3) обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных фи­зических упражнений);

4) обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).

Эффективность подготовительной части определяют (при анализе урока):

1) если ЧСС повышается плавно и не выходит из зоны большой интенсивности (130-160 уд/мин). ЧСС берется не менее 3 раз;

2) качеством выполнения специальных упражнений (амплитуда, координация движений);

3) внешние признаки у занимающихся (розоватые покровы кожи, чуть учащенное дыхание).

Методические установки по планированию подготовительной части урока:

1) Разминка может быть в свернутом виде (по объему и по времени), если в основной части урока присутствуют хорошо усвоенные упражнения средней интенсивности (кроссовый бег, лыжная подготовка), также если урок тренировочный, игровой.

2) Разминка может быть непродолжительной, если планируется круговая тренировка.

3) Развернутая (детализированная) разминка (10-12 минут) – общая и специальная – необходима, когда в основной части запланированы трудные, высокоинтенсивные, сложнокоординационные упражнения, т.е. упражнения с широкой амплитудой, требующие быстрой реакции движений.

В содержание подготовительной части входят:

а) начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач урока);

б) различные варианты ходьбы бега;

в) общеразвивающие и подготовительные упражнения.

В подготовительную часть урока включают игровые задания (2-3 мин) для активизации внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся («Класс, смирно!», «Делай наоборот», «Мы не слышим», «Мы не видим» и др.), упражнения умеренной интенсивности: строевые упражнения, ходьба, бег; комплекс общеразвивающих уп­ражнений и отдельные специально подготовительные уп­ражнения (на месте в разомкнутом строю) без предметов, с пред­метами и отягощениями; упражнения на гимнастической стенке, скамейках и др.

Рекомендуется следующий порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражне­ния для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

При составлении комплекса упражнений следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся. В комплекс следует включать доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц. Как правило, упражнения выполняются на счет 4, 8, 12:

а) после предварительного показа и объяснения преподавателя;

б) одновре­менно с показом и объяснением преподавателя;

в) только по показу;

г) только по объяснению.

Число упражнений в комплексе обычно не превышает 8-10.

Для повышения интереса занимающихся к выполнению общеразвивающих упражнений рекомендуется применять разно­образные способы проведения упражнений.

1. Раздельный способ характеризуется тем, что после выпол­нения каждого упражнения комплекса делается пауза.

2. Поточный способ заключается в том, что весь комплекс упражнений выполняется непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исход­ным для последующего.

3. Выполнение упражнений в парах.

4. Выполнение упражнений с предметами (гимнастическими палками, скакалками, набивными мячами, с гимнастической ска­мейкой, на гимнастической стенке и т.д.).

5. Выполнение упражнений в движении.

Общая продолжительность подготовительной части составляет 10-20% от общего времени урока и зависит от продолжительно­сти занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

Основная часть урока

Цель основной части — решение наи­более значимых оздоровительных, образовательных и воспитатель­ных задач, предусмотренных учебной программой и планом дан­ного урока.

В содержание основной части урока входят:

а) разучивание новых двигательных действий;

б) закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных умений и навыков;

в) воспитание физических качеств;

г) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств;

д) формирование специальных физкультурных знаний.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование ус­военных ранее навыков проводится в середине или конце основ­ной части урока. Упражнения, требующие проявления скорост­ных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, свя­занные с силой и выносливостью, — в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем воспитание общей выносливости.

Методические установки по планированию основной части урока:

Если в основной части решаются задачи по разучиванию сложнокоординационных упражнений, то их следует решать первыми, т.к. они требуют максимальной концентрации внимания и напряжения психомотор­ных функций. Остальное время используется для воспитания физических качеств.

1) Если урок тренировочный и направлен на воспитание физических качеств, то последовательность следующая: скоростные и координационные; скоростно-силовые; силовые качества и выносливость.

2) Воспитание специальной выносливости всегда происходит перед воспитанием общей выносливости (различное энергообеспечение).

3) Иногда в основной части применяются упражнения не основные (подготовительные, подводящие), при их подборе необходимо исходить из того насколько они пригодны в качестве:

а) подготовительных по отношению к основным;

б) восстановительных – резко контрастных к основным по характеру мышечной активности.

Эффективность основной части урока:

1) При воспитании физических качеств внутренняя и внешняя интенсивность работы должны соответствовать требованиям воспитываемого качества (бег – более 6 минут; ЧСС – 130-160 уд/мин – воспитание выносливости).

2) При решении задач обучения двигательным действиям контролируем качество выполнения изучаемого упражнения (определяется критериями завершенности формирования двигательного умения, либо двигательного навыка). Спросить критерии

Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления прой­денного на уроке материала преподавателю следует завершать ос­новную часть подвижными играми и игровыми заданиями и уп­ражнениями с включением движений, разученных на уроке.

Для становления навыков в процессе обучения необходимо выполнять правильные движения с повторением не менее 8-10 раз, а при закреплении уже изученного движения — в пре­делах 20-30 раз.

Большое значение при обучении двигательным действиям иг­рают зрительное и слуховое восприятие изучаемого упражнения (наглядность). Использование наглядности зависит от этапа обу­чения. На этапах ознакомления и начального разу­чивания двигательного действия она применяется гораздо чаще, а на этапе совершенствования используется для исправления по­явившихся ошибок (Спросить средства наглядности).

Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физиче­ской культуры она обычно длится 25-30 мин.

Заключительная часть урока.

Является вспомогательной частью, также как и подготовительная, ее структура зависит от содержания основной части урока.

Цель заключительной части уро­ка — постепенное снижение функциональной активности орга­низма занимающихся и приведение его в относительно спокой­ное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методи­ческих задач:

1) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, са­момассаж);

2) регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

3) подведение итогов урока с оценкой преподавателем резуль­татов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмот­реть дальнейшее стимулирование сознательной активности зани­мающихся на последующих уроках);

4) сообщение домашнего задания для самостоятельных заня­тий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

Методические установки по планированию заключительной части урока:

1) Если основная часть была нагрузочной и однонаправленной (кросс, лыжная подготовка), то целесообразно провести активную подвижную игру.

2) Если основная часть была интенсивной, сложнокоординационной, то целесообразно провести успокаивающую игру (на внимание).

Длительность заключительной части урока 3-5 мин.

Типы уроков и их характеристика:

1. Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четвер­ти, при изучении нового раздела учебной программы. Структура вводного урока включает ознакомление учащихся с задачами раздела (его содержанием), критериями оценки (нормативные требования), выявление степени готовности учащихся к освоению нового материала (уровень физической, технической подготовленности, теоретические знания), выполнение учителем упражнений, которые будут оцениваться (можно дать попробовать некоторым ученикам дать попробовать их повторить, чтобы сформировать мотивационную установку).

2. Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи — ознакомление учащихся с новыми двигатель­ными действиями и их первоначальное освоение. Для них характерны ши­рокое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность.

1) Демонстрация новых упражнений в сочетании со словесным методом;

2) Выполнение новых упражнений в целом или по частям (в зависимости от подготовленности), а также многократное их выполнение (для сильных – в усложненных условиях, для средних и слабых – в стандартных);

3) Текущее инструктирование, исправление ошибок, проводка по движению, обучение страховке и помощи.

4) Текущая проверка и оценка техники выполнения упражнений, контрольные задачи для самостоятельной работы дома.

3. Уроки совершенствования применяются для углублен­ного изучения и закрепления учебного материала.

4. Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подго­товленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широ­ко используется в практике физического воспитания.

5. Контрольные уроки направлены на выявление успеваемо­сти или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п.

Виды уроков. В зависимости от использования средств физического воспитания уроки классифицируются по видам. Так выделяют уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки и т.д.

Организация и методические основы проведения урока физической культуры

Результативность урока физической культуры зави­сит от того, насколько преподаватель будет следовать намеченному плану, применять рациональные методы органи­зации деятельности занимающихся и методические приемы, про­дуктивно использовать имеющиеся оборудование, инвентарь, тех­нические средства обучения, учитывая при этом специфику мес­та проведения занятия (спортивный зал или пришкольная спортив­ная площадка, стадион или парк; ровная или пересеченная мест­ность), температурные условия, подготовленность школьников, их возрастные и индивидуальные особенности.

Организационное обеспечение урока предусматривает:

1) со­здание санитарно-гигиенических условий;

2) материально-техни­ческое обеспечение;

3) выбор способа (метода) организации де­ятельности занимающихся на уроке, который позволит наилуч­шим образом выполнить поставленные задачи.

Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения уро­ка предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечиваю­щих оздоровительный эффект от занятий физическими упраж­нениями.

В связи с этим санитарно-гигиеническое состояние мест заня­тий должно строго соответствовать установленным. Температура воздуха для спортивного зала поддерживается в пределах 14-16 0С.

После каждого занятия необходимо провет­ривать зал в течение всей перемены.

Материально-техническое обеспечение урока предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока.

Формы организации учащихся на уроке:

1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем со­ставом класса одного и того же задания независимо от форм пост­роения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимуще­ственно в подготовительной и заключительной.

Используется при разучивании и совершенствовании тех­ники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений (кувырков, перекатов и др.), при отработке технических приемов в спортивных играх (в парах передача мяча и др.).

«+» - большая моторная плотность занятия и облегченное управление занимающимися;

«-» - затруднен индивидуальный подход

2. Групповой метод предусматривает одновременное выполне­ние в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделе­ние занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности, росто-весовых показателей и дру­гих признаков. Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах.

«+» - преподавателю легче дозировать нагрузку, для учащихся появляется больше самостоятельности при выполнении упражнения.

3. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного со­става класса по своей подготовленности, особенностям и способ­ностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применя­ется в спортивных играх и преимущественно в старших классах.

4. Круговой метод предусматривает последовательное выпол­нение занимающимися серии заданий (упражнений) на специ­ально подготовленных местах («станциях»). Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «стан­ции» выполняется один вид упражнений или двигательных дей­ствий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможнос­тей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями». Метод применяется в средних и старших классах.

Способы выполнения упражнений:

1. Одновременное выполнение – используется при фронтальном, групповом методе организации.

2. Посменное выполнение – одновременное выполнение сменами.

3. Поочередное выполнение – выполнение одним человеком из группы (опорный прыжок).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: