Формирование источников финансирования начинается с установления потребности в капитале. Затем определяется часть потребности, которая может быть удовлетворена за счет собственных источников, затем – заемных. Последние могут рассматриваться как внутренние (кредиторская задолженность нетоварного характера (задолженность по оплате труда, например)) и внешние. Управление привлечением заемного капитала за счет внешних источников предполагает использование прежде всего банковского кредита.
Разработка политики привлечения банковского кредита предусматривает:
Определение целей использования привлекаемого банковского кредита – вытекают из общих целей привлечения заемного капитала.
Определение соотношения различных видов банковского кредита, привлекаемого на кратко- и долгосрочной основе. Для этого вначале определяют какой объем потребности предприятия во внешних источниках может быть удовлетворен за счет альтернативных (небанковских (товарный кредит, например) источников и соответственно выявляется потребность в краткосрочном банковском кредите. Затем аналогичная процедура для выявления потребности в долгосрочных банковских кредитах. В завершении данного этапа определяются конкретные виды банковского кредитования и их соотношение.
Изучение и оценка коммерческих банков – потенциальных кредиторов – составляется перечень банков, которые могут предоставить кредиты намечаемых видов; оценивается их кредитная политика.
Сопоставление условий возможного привлечения отдельных видов кредитов у разных банков. Из перечня банков выбираются те, которые могут предоставить предприятию кредитные ресурсы на наиболее выгодных условиях
5) обеспечение условий эффективного использования банковского кредита – уровень рентабельности хозяйственных операций, для осуществления которых привлекается банковский кредит.
25Цели привлечения коммерческого кредита и оценка его использования.
Политика привлечения товарного (коммерческого) кредита предусматривает:
1) формирование принципов привлечения товарного (коммерческого) кредита и определение основных его видов. Определяются с учетом сложившейся хозяйственной практики, структуры и периодичности закупок сырья, материалов и товаров; длительности хозяйственных связей с партнерами и др.
2) определение среднего периода использования товарного (коммерческого) кредита на основе расчета среднего периода задолженности за ряд прошедших периодов: средняя сумма остатка задолженности по товарному (коммерческому) кредиту в рассматриваемом периоде к однодневному объему реализации продукции по себестоимости.
3) Оптимизация условий привлечения товарного (коммерческого) кредита – разработка мероприятий по расширению сферы кредитных отношений с постоянными партнерами, по привлечению новых кредиторов, по совершенствованию форм кредита и др.
4) Минимизация стоимости привлечения товарного (коммерческого) кредита. В качестве максимально допустимого критерия при этом следует рассматривать проценты по банковскому кредиту.
5) Обеспечение эффективного использования товарного (коммерческого) кредита. Критерием такой эффективности выступает разница между средним периодом использования коммерческого кредита и средним периодом обращения запасов товарно-материальных ценностей, которые он обслуживает: чем выше положительное значение этой разницы, тем эффективней использование предприятием коммерческого кредита.
6) Обеспечение своевременных расчетов по товарному (коммерческому) кредиту.






