Расходы бюджетов

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Есть пять уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов.

Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления: содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов и правоохранительных органов; оборона и безопасность страны; финансирование отраслей экономики; охрана окружающей природной среды; социально-культурная сфера; наука; международная деятельность.

Капитальными расходами бюджета являются расходы на инновационную и инвестиционную деятельность.

Группы расходов государственного бюджета:

1. Группа обязательных расходов: содержание законодательных и исполнительных органов гос власти, деятельность финансовых и налоговых органов, функционирование органов местного управления, содержание судебной власти и правоохранительных органов и прокуратуры, национальная оборона, проведение выборов, референдумов, средств массовой информации, социальная защита работников госаппарата и специальных подразделения (пенсии, пособия и т.д.).

2. Социальные расходы: образование, подготовка профессиональных кадров, культура и искусство, наука, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальные программы.

3. Экономические расходы: содержание, поддержка и расширение гос сектора экономики (субсидии, дотации убыточным предприятиям и т.д.), безвозмездные гос инвестиции в систему гос инфраструктуры (жилье, соц сфера), внешнеэкономическая деятельность, обслуживание гос долга, прочие экономического характера..

Есть еще две группы расходов: 1) резервы и прочие расходы, 2) средства, передаваемые нижестоящим бюджетам.

Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих основных принципов: а) соответствие состава расходов предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления (по принадлежности); б) учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета; в) учет значения и роли определенных учреждений или мероприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества; г) принцип самостоятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов.

Формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий между соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления (ст. 84 – 86 БК РФ).

Необходимым условием реализации намеченных расходов является соблюдение принципа сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ), т. е. требование соответствия объема расходов бюджета суммарному объему его доходов. Превышение расходов бюджета над доходами называется дефицитом бюджета. Дефицит федерального бюджета, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (ст. 92 БК РФ в ред. Федерального закона от 26. 04. 2007 г. № 63-ФЗ). Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов Федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году (ст. 96 7прим БК РФ). Ненефтегазовый дефицит не может превышать 4,7 % прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 2 ст. 96 7прим БК РФ). Источники финансирования дефицита федерального бюджета определены в ст. 94 БК РФ (например: поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение),

дефицита бюджета субъекта РФ – в ст. 95 БК РФ (например: поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации),

дефицита местного бюджета – в ст. 96 БК РФ (например: поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования).

В соответствии со ст. 96.9 БК РФ создан Резервный фонд, представляющий собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта (финансовая помощь, осуществляемая в форме дотаций, субвенций и т.д.). Он формируется за счет: 1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины и 2) доходов от управления средствами Резервного фонда. В соответствии со ст. 96 10прим создан Фонд национального благосостояния, представляющий собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Он формируется за счет: 1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающим утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину и 2) доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. Управление средствами этих фондов осуществляет Министерство финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Так, средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте (ст. 96.11 БК РФ). В расходной части бюджетов всех уровней создаются резервные фонды государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (ст. 81 БК РФ).

Расходы бюджетной системы отражают, кроме внутренних затрат страны, международные связи России, в частности, со странами СНГ. Таким образом, бюджетная система является финансовой основой реализации внутренней и внешней государственной политики России.

Например, из федерального бюджета финансируются: обслуживание гос долга, национальная оборона, образование, соц политика и т.д. Из бюджетов субъектов: содержание органов власти субъектов, выборы и референдумы субъектов, содержание и развитие региональных организаций, помощь местным бюджетам и т.д. Из местных: местные организации соц сферы, благоустройство территории муниципальных образований, транспорт, целевое дотирование населения и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: