Тема 2.2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований

Бюджетная система РФ (ст. 6 БК РФ) это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы (структуры) и принципы ее построения, т. е. бюджетное устройство. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из 2 уровней – государственного бюджета и местных бюджетов. Для бюджетной системы федеративного государства, каковым является Россия, характерны 3 уровня – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (государственные бюджеты) и местные (муниципальные) бюджеты. Все они являются самостоятельными членами бюджетной системы страны. Среди местных бюджетов следует выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым правовым режимом – бюджеты наукоградов, закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

Бюджет РФ является основным финансовым планом государства на текущий год. Его основными функциями являются:

1) Перераспределение национального дохода и ВВП;

2) Государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) Финансовое обеспечение социальной политики;

4) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджеты субъектов РФ (республиканские, краевые, окружные, областные…) – второе звено.

Их задачи:

1) Обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функций государственно-национальных и административно территориальных образований;

2) Экономическое воздействие на производственную деятельность организаций в рамках их территорий;

3) Решение социально-экономических и культурных вопросов.

Местные бюджеты (бюджет муниципального образования) – третье звено.

Задачи:

1) Обеспечение финансовыми ресурсами местного самоуправления;

2) Реализация местных социально-экономических задач;

3) Выполнение функций, делегированных от вышестоящих органов по решению социально-культурных и политических мероприятий

Элементами бюджетной системы также являются государственные внебюджетные фонды. Это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В РФ это ПФР, ФСС, ФОМС. Их задачи – финансирование конкретных социально-экономических целевых мероприятий.

В соответствии со ст. 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

1) единства бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ) (все бюджеты действует на основании одних и тех же правовых норм);

2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (ст. 30 БК РФ) (по видам доходов и расходов закрепление за органами госвласти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления);

3) самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) (самостоятельное осуществление бюджетного процесса органами госвласти и местного самоуправления);

4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ) (все бюджеты должны находиться в равном положении, нельзя ущемлять права одних за счет привилегий для других);

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (ст. 32 БК РФ);

6) сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ) (объем расходов должен соответствовать объему доходов и объему финансирования его дефицита);

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) (достижение результата с помощью минимальных затрат);

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст. 35 БК РФ((расходы должны покрываться доходами);

9) прозрачности (открытости — ст. 36 БК РФ) (опубликование утвержденных бюджетов и отчетов о их исполнении, процедур обсуждения и принятия);

10) достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ) (надежность прогнозных показателей развития территории и реалистичность расходов и доходов);

11) адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ);

12) подведомственности расходов бюджета (ст. 38.1 БК РФ) (получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся);

13) единства кассы (ст. 38.2 БК РФ) (зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета).

Основа бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений – право на самостоятельный бюджет.

Бюджетное устройство РФ – это организация бюджетной системы, принципы ее построения.

В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, также имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета.

Все доходы и расходы бюджетной системы разграничиваются (распределяются) между бюджетами разных уровней и видов.

Разграничение (распределение) доходов и расходов бюджетов – это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.

Законодательство устанавливает единую для бюджетов всех уровней классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ. Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Требование единства классификации сочетается с определенными правами законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления: они вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: