Бюджетная система РФ (ст. 6 БК РФ) – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы (структуры) и принципы ее построения, т. е. бюджетное устройство. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из 2 уровней – государственного бюджета и местных бюджетов. Для бюджетной системы федеративного государства, каковым является Россия, характерны 3 уровня – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (государственные бюджеты) и местные (муниципальные) бюджеты. Все они являются самостоятельными членами бюджетной системы страны. Среди местных бюджетов следует выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым правовым режимом – бюджеты наукоградов, закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
|
|
Бюджет РФ является основным финансовым планом государства на текущий год. Его основными функциями являются:
1) Перераспределение национального дохода и ВВП;
2) Государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) Финансовое обеспечение социальной политики;
4) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Бюджеты субъектов РФ (республиканские, краевые, окружные, областные…) – второе звено.
Их задачи:
1) Обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функций государственно-национальных и административно территориальных образований;
2) Экономическое воздействие на производственную деятельность организаций в рамках их территорий;
3) Решение социально-экономических и культурных вопросов.
Местные бюджеты (бюджет муниципального образования) – третье звено.
Задачи:
1) Обеспечение финансовыми ресурсами местного самоуправления;
2) Реализация местных социально-экономических задач;
3) Выполнение функций, делегированных от вышестоящих органов по решению социально-культурных и политических мероприятий
Элементами бюджетной системы также являются государственные внебюджетные фонды. Это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В РФ это ПФР, ФСС, ФОМС. Их задачи – финансирование конкретных социально-экономических целевых мероприятий.
|
|
В соответствии со ст. 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
1) единства бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ) (все бюджеты действует на основании одних и тех же правовых норм);
2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (ст. 30 БК РФ) (по видам доходов и расходов закрепление за органами госвласти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления);
3) самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) (самостоятельное осуществление бюджетного процесса органами госвласти и местного самоуправления);
4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ) (все бюджеты должны находиться в равном положении, нельзя ущемлять права одних за счет привилегий для других);
5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (ст. 32 БК РФ);
6) сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ) (объем расходов должен соответствовать объему доходов и объему финансирования его дефицита);
7) результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) (достижение результата с помощью минимальных затрат);
8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст. 35 БК РФ((расходы должны покрываться доходами);
9) прозрачности (открытости — ст. 36 БК РФ) (опубликование утвержденных бюджетов и отчетов о их исполнении, процедур обсуждения и принятия);
10) достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ) (надежность прогнозных показателей развития территории и реалистичность расходов и доходов);
11) адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ);
12) подведомственности расходов бюджета (ст. 38.1 БК РФ) (получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся);
13) единства кассы (ст. 38.2 БК РФ) (зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета).
Основа бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений – право на самостоятельный бюджет.
Бюджетное устройство РФ – это организация бюджетной системы, принципы ее построения.
В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, также имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета.
Все доходы и расходы бюджетной системы разграничиваются (распределяются) между бюджетами разных уровней и видов.
Разграничение (распределение) доходов и расходов бюджетов – это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.
Законодательство устанавливает единую для бюджетов всех уровней классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ. Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Требование единства классификации сочетается с определенными правами законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления: они вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства.