Согласно ст.6 БК РФ бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности
Период с момента составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет и называется бюджетным циклом.
Бюджет составляется на один финансовый год. Бюджетный период – время совершения процесса исполнения бюджета, установленное с 1 января по 31 декабря, т. е. совпадающее с календарным годом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Все стадии бюджетного процесса строго регламентированы процессуальными нормами бюджетного права. Это связано с тем, что на каждой стадии процесса можно и нужно решить только те вопросы, ставить которые в будущем нет необходимости и смысла.
|
|
Помимо общих принципов постоения бюджетной системы у бюджетного процесса наличествует в обязательном порядке еде два принципа:
- ежегодность (из этого следует, что бюджет обязательно должен быть принять до начала финансового года и закончить свое исполнение по его окончании. Срок предоставления Правительством РФ проекта бюджета на следующий год – не позднее 26 августа текущего года ст.194 БК РФ),
- специализация бюджетных показателей – бюджеты всех уровней составляются по единой бюджетной классификации (группировка доходов и расходов по общим признакам).
На текущий момент основными участниками бюджетного процесса являются:
- Президент РФ
- органы законодательной (представительно) власти
- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, местного самоуправления, финансовые органы…)
- органы денежно-кредитного регулирования (Банк России)
- органы государственного и муниципального финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные органы субъектов и местные контрольные органы)
- государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС)
- главные распорядители (органы гос власти) и распорядители (органы гос власти и органы местного самоуправления) бюджетных средств (распределяют гос средства по подведомственным получателям средств)
- иные органы, исполняющие бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Также к участникам бюджетного процесса относятся бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами.