Тема 2.3. Бюджетный процесс в Российской Федерации

Согласно ст.6 БК РФ бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности

Период с момента составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет и называется бюджетным циклом.

Бюджет составляется на один финансовый год. Бюджетный период – время совершения процесса исполнения бюджета, установленное с 1 января по 31 декабря, т. е. совпадающее с календарным годом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Все стадии бюджетного процесса строго регламентированы процессуальными нормами бюджетного права. Это связано с тем, что на каждой стадии процесса можно и нужно решить только те вопросы, ставить которые в будущем нет необходимости и смысла.

Помимо общих принципов постоения бюджетной системы у бюджетного процесса наличествует в обязательном порядке еде два принципа:

- ежегодность (из этого следует, что бюджет обязательно должен быть принять до начала финансового года и закончить свое исполнение по его окончании. Срок предоставления Правительством РФ проекта бюджета на следующий год – не позднее 26 августа текущего года ст.194 БК РФ),

- специализация бюджетных показателей – бюджеты всех уровней составляются по единой бюджетной классификации (группировка доходов и расходов по общим признакам).

На текущий момент основными участниками бюджетного процесса являются:

- Президент РФ

- органы законодательной (представительно) власти

- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, местного самоуправления, финансовые органы…)

- органы денежно-кредитного регулирования (Банк России)

- органы государственного и муниципального финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные органы субъектов и местные контрольные органы)

- государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС)

- главные распорядители (органы гос власти) и распорядители (органы гос власти и органы местного самоуправления) бюджетных средств (распределяют гос средства по подведомственным получателям средств)

- иные органы, исполняющие бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Также к участникам бюджетного процесса относятся бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: