Доходы бюджетов

Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Доходы: группы, подгруппы, статьи, подстатьи. Группы:

1 – доходы;

2- безвозмездные поступления;

3 – доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическим признакам можно подразделить на несколько групп:

а) доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности;

б) доходы от государственного и муниципального имущества;

в) доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;

г) поступления от личных доходов граждан.

Такая классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны. Каждая из групп доходов представляет собой совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Среди них важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.

Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» и БК РФ (ст. 41) делят доходы бюджета на следующие виды (это собственные доходы, закрепленные на постоянной основе за соответствующим бюджетом):

а) налоговые, с выделением их видов (согласно НК РФ в РФ действуют следующие налоги: Федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, на прибыль, на добычу полезных ископаемых, водный, сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов, госпошлина); Региональные (налог на имущество, игорный бизнес, транспортный); Местные (земельный, на имущество физических лиц).

б) неналоговые, например доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической деятельности и др.;

в) безвозмездные поступления, например дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т. ч. добровольные пожертвования.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают:

а) Закрепленные доходы бюджетов. Это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом. БК РФ (ст. 47) называет их собственными доходами. Общий перечень разных видов доходных источников, закрепленных за бюджетами разных уровней, содержится в БК РФ (гл. 7 – 9);

б) Регулирующие доходы бюджетов. Это виды доходов, которые передаются на очередной год нижестоящим бюджетам в целях сбалансирования их доходов и расходов, в виде процентных отчислений от доходов на основании решений вышестоящих органов власти. Ст. 58 БК РФ предусматривает такой порядок в отношениях между субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Для регулирования бюджета, то есть ежегодного планового распределения доходов бюджета в целях его сбалансирования, помимо процентных отчислений от сумм каких-либо видов доходов, применяется также метод оказания прямой финансовой поддержки из бюджета вышестоящего уровня в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предоставляется в следующих формах: дотации, субвенции и субсидии, создание фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, а также бюджетного кредита и бюджетной ссуды (гл. 16 БК РФ).

Дотация в бюджетных отношениях – это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти на безвозмездной и безвозвратной основе в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств.

Субвенция в бюджетных отношениях – это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований для осуществления определенных целевых расходов. Субвенции, как и дотации, предоставляются на основе решений соответствующих вышестоящих представительных органов власти.

Бюджетам субъектов Федерации и муниципальных образований могут быть выделены также субсидии, т. е. денежные средства, выделенные из вышестоящего бюджета для финансирования целевых расходов на условиях долевого участия в них. Субвенции и субсидии подлежат возврату в случае их нецелевого использования, а также неиспользования в установленные сроки. Дотации и субвенции закрытым административно-территориальным образованиям предоставляются непосредственно из федерального бюджета.

В доходной части бюджета в зависимости от права собственности следует выделить, помимо собственных доходов, заемные средства, которые подлежат возврату. Источниками заемных средств могут быть: выпуск государственных или местных займов на инвестиционные цели; получение кредита в банке, получение кредита или ссуд из иных бюджетов. Под бюджетным кредитом понимается предоставление средств в другой бюджет для финансирования бюджетных расходов на возвратной и возмездной основе. Так, субъекту РФ предоставляется бюджетный кредит сроком до одного года из федерального бюджета в объеме, утвержденном законом о федеральном бюджете. Процентная ставка за пользование кредитом устанавливается этим же законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: