Построение точки безубыточности

Цель раздела - найти графически точку безубыточности предприятия.

1) Точка безубыточности - минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

2) Строятся оси системы координат.

Вводятся обозначения:

- ось абсцисс - Оп, объем производства (шт.).

- ось ординат - две оси: первая обозначается З, «Затраты» (тыс. руб.); вторая обозначается Д, «Доход» (тыс. руб.).

- начало координат - «0».

Откладываются численные интервалы по осям. Числа подписываются на графике.

3) На оси «Затраты» находится численное значение, соответствующее величине постоянных затрат. Подписывается соответствующая цифра и строится прямая постоянных затрат (параллельно оси «Объем производства»). На рисунке постоянные затраты имеют величину 190,7 тыс. руб.

4) Строится прямая переменных затрат. Прямая исходит из начала системы координат. Для построения точек переменных затрат, величина переменных затрат последовательно умножается на каждую из обозначенных на графике величин объема производства. Полученные величины откладываются по оси «Затраты». Например, годовому объёму производства 84 тыс. штук соответствует точка затрат 6165 тыс. рублей.

От точек на оси «Объем производства» и соответствующих им рассчитанных и построенных на оси «Затраты» строятся перпендикуляры, на пересечении которых получаем точки графика условно-переменных затрат. Построенная прямая подписывается «Переменные затраты».

5) Строится прямая суммарных затрат. Для этого при известном объеме производства складываются величины постоянных и переменных затрат, соответствующих данному объему производства, полученная величина откладывается на оси «Затраты», а затем находится точка графика постоянных затрат.

6) Строится прямая суммарного дохода. Для построения этой прямой находятся координаты точек дохода при заданном объеме продаж (равном объему производства). Для этого величина объема продаж умножается на цену за единицу изделия (п.7). Полученная величина откладывается на оси «Доход». На пересечении координат «объем продаж» и «суммарный доход» отмечается точка графика «Суммарный доход».

7) На пересечении прямых «Суммарные затраты» и «Суммарный доход» находится точка безубыточности (подписывается на графике). На графике обязательно отмечаются и подписываются координаты точки безубыточности. На рис. 4 это точка с координатами 23,5 тыс. шт., 2250 тыс. руб.

8) На графике указываются и подписываются зоны убытка и прибыли.

9) Определяется месяц (год) в котором достигается точка безубыточности. Для этого ниже оси абсцисс откладывается ось с разбивкой на месяцы (года). Каждый месяц ставится в соответствие величине выполнения ежемесячного плана производства=продаж. Величины берутся с оси Оп. В нашем случае, приведенном на рис 4 - это 7 тыс. шт. ежемесячно. К концу года (конец декабря) - 84 тыс. шт.

Необходима гибкая организация, позволяющая оперативно переключаться на выполнение пользующихся спросом работ. Ценность такой гибкости заключается в своевременном выходе из неэффективных работ ввиду достаточно высокой точки безубыточности по переменным издержкам.

Неумение работать с точками безубыточности - одна из существенных причин снижения экономического развития России. Это неумение приводит к недооценке важности создания гибкой структуры предприятия, ориентированного на различные сегменты рынка. Отсутствие гибкой структуры предприятия и ориентация на различные сегменты рынка приводит к меньшему числу возможных вариантов, вплоть до полного их отсутствия. Малое число вариантов приводит к малым значениям точек безубыточности по переменным издержкам. Малые значения точек безубыточности, в свою очередь, приводят к необходимости выполнения убыточных работ.

Планирование точки безубыточности

Вопросы анализа точки безубыточности наиболее интересны в двух аспектах: анализ нынешнего состояния дел на предприятии и прогноз будущего состояния фирмы. Первый аспект заключается в выделении наиболее существенных факторов, определяющих себестоимость производимых изделий (п. 3. 1.) и анализа текущей рыночной конъюнктуры. Второй аспект заключается в прогнозе уровня затрат на производство и ценовой ситуации на рынке. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства. Важным условием обеспечения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности фирмы.

Процесс составления плана безубыточности деятельности фирмы является частью составления общего финансового плана фирмы.

Подробно рассмотрим все стадии процесса планирования безубыточности:

I. Анализ состояния дел в фирме и ситуации на рынках сбыта. Подразумевается анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы с точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами, прежде всего, понимаем анализ издержек (см. 3. 1.), с учетом возможностей трансформирования структуры издержек с целью их минимизации. Отметим, что на минимизацию издержек помимо часто производственных и технических вопросов немаловажное влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии и деятельность служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются, прежде всего, как те объективные особенности рыночной среды, которые оказывают положительное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, и тенденцией к ее изменению; деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребителей, изменение общей финансовой ситуации в стране, где осуществляется деятельность фирмы и т. д.

II. Прогноз будущих цен на факторы производства и на готовую продукцию. На основе данных изображенных в п. I осущетсвляется прогнозное планирование интересующих нас ценовых факторов товарного рынка. Для этого особенно полезно рассмотрение статистически по показателям, рассматривавшимся в п. I, анализ динамики этих показателей, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, то можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются цены противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска путем использования товарных фьючерсов и опционов.

III. Расчет переменных и постоянных затрат.

Применяя методику, изложенную в п. 3. 1., поспрогнозированным значениям цен и непроизводственных затрат, необходимо рассчитать себестоимость производимой продукции. При этом необходимо спланировать применение объема незавершенного производства и степень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, определяются предположительные источники их формирования. Если потребность в финансовых ресурсах удовлетворяется путем внешних займов, то в сумму непроизводственных расходов необходимо включить расходы по полученным кредитам.

IV. Расчет точки безубыточности.

Определяем точку безубыточности на основе расчета себестоимости изделий и предположительной цены реализации. Схемы расчета точки безубыточности изложены в $ 2. После расчета объема производства, необходимого для покрытия постоянных издержек, определяется потребная величина маржи безопасности. Эта приблизительная величина зависит от стабильности внешней среды, в которой действует фирма. Естественно, что чем более нестабильна внешняя среда, тем большим должен быть размер маржи безопасности. После определения маржи безопасности рассчитываем объем выпуска и реализации продукции необходимой для достижения требуемого уровня маржи безопасности.

V., VI. Определение ценовой политики предприятия

На основе анализа будущего состояния рынка, произведенного в п. II, определяем при каком уровне цен и ценовой политике предприятия достигается необходимый объем реализации. После этого вновь пересчитывается точка безубыточности и уточненная величина маржи безопасности. Если эта величина не удовлетворяет заданному в п. IV критерию, то повторяем пункты V, VI еще раз, с другими значениями цен. Если не получается достичь приемлемой величины маржи безопасности, то необходимо повторить анализ в III, обращая внимание на снижение затрат. Подобным оперативным процессом мы достигаем производственного плана с удовлетворяющими исходным требованиям величинами маржи безопасности и цен реализации.

VII. Принятие окончательного плана

На основе определенных в п. V, VI цен реализации, объемов реализации производится окончательный расчет точки безубыточности, а также составляется финансовый план и план реализации с разбивкой по периодам. При этом определяется момент достижения точки безубыточности.

VIII. Контроль безубыточности

Контроль безубыточности включает в себя несколько аспектов о которых мы только упоминаем: контроль производственных расходов, контроль себестоимости, контроль плана реализации, контроль поступления доходов, контроль выполнения плана безубыточности. Ясно, что контроль себестоимости и контроль плана реализации и поступления доходов проверяют две составляющие концепции безубыточности. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерывном контроле за полученными доходами и текущими издержками фирмы, определении того, в каком положении относительно точки безубыточности находится фирма. Подобное изложение вопросов планирования и контроля безубыточности опускается в силу того, что данная работа имеет ограниченный объем.

Таким образом мы рассматриваем достаточно замкнутый круг вопросов, касающихся анализа безубыточности и вкратце описали процесс планирования безубыточности.

***

Файл: Точка_безубыточности_ДОПОЛНИТЕЛЬНО.doc


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: