Критический объем реализации определяют:
Bk = C: (1 – V:B), (7.1)
где Bk – выручка от реализации в точке безубыточности (порог рентабельности);
C – неизменяющиеся (постоянные) затраты;
V – изменяющиеся (переменные) затраты;
B – выручка от реализации в отчетном году.
МД(маржинальный доход) = B – V – должен быть максимальным, так как это источник покрытия постоянных расходов и образования прибыли;
ЭОР – эффект (сила воздействия) операционного рычага = Маржинальный доход/Прибыль = (B – V)/П – показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки (эластичность между прибылью и выручкой от продаж);
ЗФП – запас финансовой прочности = B – Bk,
т.е. превышение фактической выручки над порогом рентабельности (в рублях или штуках). Это зона безопасной работы организации.
Таблица 7.1 Анализ критического объема реализации, тыс. руб.
Показатели | Отчетный год | Будущий год | Отклонение (+, -) | Темп роста, % |
1. Выручка от продаж (В) | +2212 | |||
2.Всего затрат, в том числе: Постоянные (С) Переменные (V) | - 99 - 435 + 336 | 99,2 94,2 106,1 | ||
3. Прибыль от продаж (П) | +2311 | |||
4.Выручка в точке безубыточности(Bk) | -2131 | |||
5. Bk в % к выручке от продаж (Bk:B)·100% | 67,8 | 78,4 | -10,6 | - |
6. Запас финансовой прочности (ЗПФ) | +5086 | +5167 | +81 | 101,6 |
7.Эффект операционного рычага (ЭОР) | 4,5 | 2,86 | -1,64 | 63,5 |
Bk0 = C0/ (1 – V0:B0) = 7500/ (1-5550 /15800) = 10714 тыс.руб.
|
|
Bk1 = C1/ (1 – V1:B1) = 7065/ (1-5886 /12951) = 12845 тыс.руб.
Итак, чтобы стать безубыточной, анализируемой организации в будущем периоде необходимо будет реализовать продукции на сумму, не менее чем 12845 тыс. руб., что на 2131 тыс. руб. меньше, чем в отчетном году. Также следует обратить внимание на то, что в будущем году объем выручки в критической точке составит 78,4 % от общей величины полученной выручки (запас финансовой прочности), и это на 10,6 % меньше, чем в отчетном году. Следовательно, удельный вес «прибыльной зоны» в отчетном году увеличился, так как чем меньше доля «критической выручки» у организации, тем больше зона прибыли, и наоборот.
Известно, что объем выручки от продажи зависит от количества реализуемой продукции и ее цены:
Bk = Qk · P.
Тогда количество реализуемой продукции в точке безубыточности равно:
Qk = C: (P-V),
где Qk – количество реализуемой продукции в точке безубыточности;
С – общая сумма постоянных затрат;
P – цена единицы реализуемой продукции;
V – удельные переменные затраты на единицу продукции.
Рассмотрим последовательность прогнозирования критического объема реализации на примере реализации изделия К1.
В отчетном периоде организация реализовала (Вп) изделия К1 на сумму 15800 тыс. руб. На производство и реализацию этого изделия было затрачено 13050 тыс. руб. (затраты). Из них переменные затраты (Vп) 5550 тыс. руб., а постоянные (Сп) – 7500 тыс. руб. Соответственно, прибыль от реализации (Пп) только изделия К1 составила 2650 тыс.руб. (15800 – 5550 – 7500).
|
|
В отчетном периоде (п) было реализовано 603 единицы (qn) изделия К1 по цене 26,2 тыс.руб. за штуку (pn). Удельные переменные затраты, приходящиеся на одно изделие (vn), составили в отчетном периоде 9,2 тыс. руб. (5550:603).
Рассчитаем объем выручки отчетного периода в точке безубыточности:
Bkп = Cп/ (1 – Vп:Bп) = 7500/ (1-5550 /15800) = 10714 тыс.руб.
Это означает, что при реализации изделия К1 на сумму 15800 тыс.руб. при сложившемся уровне затрат рентабельность организации равна нулю. Но фактически организация в отчетном периоде реализовала изделия К1 на сумму 15800 тыс.руб.и получила соответствующую прибыль.
Если цена изделия составляет 26,2 тыс.руб., то критический объем реализации (qrn) в отчетном периоде равен 408 шт.
Расчет влияния факторов на критический объем реализации в будущем периоде (n+1):
1. Влияние изменения постоянных затрат.
Предположим, что мы планируем сократить постоянные расходы в прогнозируемом периоде на 5,8 %, тогда их сумма составит 7065 тыс.руб. При этом объем реализации должен измениться:
qк (с) = (Сn+1 – Н): (pn- vn)
qк (с) = (7065-7500): (26,2 – 9,2) = - 25 шт.
При уменьшении суммы постоянных затрат на 5,8% организация должна реализовать в прогнозном периоде на 25 шт. изделия К1 меньше, чем в отчетном периоде, чтобы стать безубыточной.
2. Влияние изменения переменных затрат.
В прогнозном периоде мы планируем увеличение удельных переменных затрат на 6,1 %. Следовательно, их сумма составит 9,76 (9,2·1,061) тыс.руб. Рассчитаем изменение объема реализации:
qк (v) = Cn· 1/(Pn – Vn+1) – 1/(Pn – Vn)
qк (v) = 7065· 1/(26,2 – 9,2·1,061) – 1/(26,2– 9,2 = + 70 шт.
При увеличении удельных переменных затрат на 6,1 % организации, чтобы быть без убытка, нужно реализовать на 70 шт. изделия К1 больше, чем в отчетном периоде.
3. Влияние изменения цены реализации.
В прогнозном периоде планируется цены реализации изделия К1 на 14 %. Следовательно, она составит 29,8 тыс.руб. Рассчитаем изменение объема реализации:
qк (ц) = Cn· 1/(Pn +1– Vn) – 1/(Pn – Vn)
qк (v) = 7392· 1/(25,2·1,1 – 9,3) – 1/(27,9– 9,3) = -7 шт.
При условии повышения цены на 14 % организации нужно реализовать на 7 шт. изделия К1 меньше, чем в отчетном периоде.
4. Расчет прогнозной выручки от реализации в точке безубыточности.
Совокупное влияние факторов на изменение критического объема реализации в прогнозном периоде при изменении всех факторов одновременно составит:
qк (все факторы) = ± qк (С) ± qк (V) ± qк (ц)
qк (все факторы) = -25+70-7 = 38 шт.,
а объем реализации изделия К1 в точке безубыточности должен быть не менее:
qкn+1 = ± qк n ± qк (все факторы)
qкn+1 = 408 – 38 = 370 шт.
Поскольку цена реализации 1 шт. прогнозном периоде составит 29,8 тыс.руб., то организации, чтобы быть безубыточной, необходимо реализовать изделия К1 на сумму 11026 тыс.руб. (29,8·370):
Bkn+1 = qkn+1· pn+1 = 370·29,8 = 11026 тыс. руб.
Методика анализа безубыточности позволяет также ответить на вопрос: на сколько должна возрасти (уменьшиться) реализация, чтобы прибыль увеличилась (уменьшилась) на х %?
В нашем примере прибыль от реализации изделия К1 в отчетном периоде составила 2750 тыс.руб. Предположим, планируется увеличение на 3%. Тогда:
q = (Пn+1 – Пn)/(Pn – Vn)
q = (2750·1,03 – 2750)/(26,2 – 9,2) = +4 шт.
Объем реализации должен увеличиться на 4 шт., а если при этом изменятся цена и переменные затраты, то: q = (2750·1,03 – 2750)/(29,8 – 9,76) = +4 шт.
объем реализации должен возрасти на 3 шт.
Подобный анализ проводится по каждому изделию, реализуемому организацией. Затем все изменения, влияние факторов суммируются, определяется объем выручки в точке безубыточности в целом, от производства и реализации всей продукции.
|
|