Ролевые игры

Лекция

Самая «любимая» среди взрослых и, как показывает практика, наименее эффективная форма первичной профилактики. Однако, ее эффективность может значительно возрасти при соблюдении ряда правил.

· Использовать лекцию как самостоятельную форму целесообразно лишь при работе со старшими подростками. Для более младших подростков лучше проводить мини-лекции (продолжительностью 10 минут), являющиеся "составляющими" тренинга, ролевой игры и т.п.

· Не следует использовать при выступлении дискуссионные материалы, требующие обсуждения, неоднозначной оценки. Их целесообразнее предложить на круглый стол, блеф-клуб и т.п.

· Следует учитывать интересы самой аудитории. Желательно провести экспресс-опрос подростков, выясняя, во-первых, уровень их информированности по данной проблеме, во-вторых, личностную значимость тех или иных сведений. (Считают эти сведения "нужными", "полезными", "интересными"?)

· Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной.Искаженные данные, даже из самых лучших побуждений, подрывают доверие аудитории к лектору, вызывают сомнение в достоверности его информации.

· Следует избегать избыточного информирования.Также полностью должны быть исключены сведения, касающиеся технологии использования психоактивных веществ, описания эффектов, вызываемых различными препаратами, способов приготовления психоактивных веществ - т.е. всего того, что способно облегчить приобщение к наркотикам.

· Не нужно злоупотреблять статистическими данными в ходе лекции для учащихся."Устрашающие" цифры вместо тревоги, ощущения опасности у подростка могут вызвать прямо противоположную реакцию - "все уже попробовали, а я еще нет". Использование статистики более целесообразно во время выступления перед взрослой аудиторией.

· Нередко для проведения антинаркотических лекций приглашают врачей, сотрудников милиции. Но, как показывает опыт, не всегда наркологи и милиционеры оказываются хорошими ораторами. Участие специалистов целесообразно при проведении семинаров для социальных педагогов, психологов, занимающихся первичной профилактикой, которые смогут впоследствии эффективно передать полученную информацию участникам мероприятия.

· Следует избегать обилия специальных терминов,однако при этом не стоит переходить на сленговые выражения. Злоупотребление сленгом для того, чтобы приблизиться к аудитории, стать "своим", создает, как правило, противоположный эффект. Подростки очень быстро улавливают "игру" взрослого и психологическая дистанция между участниками лекции возрастает.

· Эффективен прием, когда в качестве лектора выступает не взрослый, а учащийся или небольшая группа подростков- волонтеров. (при самостоятельной подготовке выступления гораздо лучше усваивается материал, а также, подростковая аудитория с большим доверием относится к информации, поступающей от сверстника, чем от взрослого.

· Необходимо, чтобы выступающие обладали не только ораторскими способностями, но и были авторитетными для своей аудитории, и могли бы интересно и доступно преподнести материал.

Ролевые игры

· При подготовке ролевой игры, прежде всего, следует учитывать наиболее реальные для данной группы подростков варианты приобщения к психоактивным веществам, основные механизмы вовлечения в наркоманию. Для младшего подросткового возраста лучше использовать сюжеты, связанные с приобщением к курению и алкоголю, для более старших подростков - сюжеты, связанные с приобщением к наркотикам. В качестве предлагающего попробовать наркотический препарат у младших подростков обычно выступает их ровесник, у старших подростков может быть и взрослый человек.

· Подросткам с низкими социометрическими оценками («изгои») лучше не поручать «провокационную роль». Такие оценки сами по себе облегчают реализацию отказа другому участнику игры, а частое изображение заведомо отрицательного героя способствует закреплению низкого социального статуса. Иногда роль предлагающего сможет исполнить и ведущий занятия.

· Необходимо заранее обговорить правила участия. При провоцировании пробы предлагающий не должен использовать грубых, оскорбительных слов и не должен сообщать "запретную" информацию (связанную с технологией воздействия на организм, специфическими эффектами различных психоактивных веществ).

· Перед началом инсценировки все участники (и "актеры", и "зрители") обсуждают различные обстоятельства ситуации: определяется, при каких условиях она возникает, каков характер ее участников, могут ли быть вовлечены в ситуацию посторонние лица и т.п. Участники инсценировки могут в зависимости от собственных представлений самостоятельно выстраивать сюжетную линию. Перед ними ставится единственная задача - избежать пробы психоактивного вещества.

· Оценка предложенной поведенческой схемы (здесь принимают участие все подростки) осуществляется по следующим показателям:

ü решительность и твердость прозвучавшего отказа;

ü возможность избежать конфликта с участниками ситуации при выбранной схеме поведения;

ü физическая безопасность участников ситуации.

· В результате обсуждения формулируется наиболее оптимальная схема действий в данной ситуации, которая может быть схематически изображена на доске или плакате.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: