double arrow

Базовый и оперативный мониторинг природных ресурсов (более подробно каждый)

Мониторинг окружающей среды - это система постоянного наблюдения и регулярного контроля, проводимых по определенной программе для оценки текущего состояния окружающей природной среды, анализа всех происходящих в ней в данный период процессов, а также заблаговременного выявления возможных тенденций ее изменения.

Базовый (фоновый) мониторинг - предусматривает слежение за общебиосферными явлениями без наложения антропогенных влияний. Целью базового мониторинга является слежение за общебиосферными явлениями в природной среде, не подверженной региональным антропогенным воздействиям. На глобальном уровне базовый мониторинг проводится на территориях биосферных заповедников – строго охраняемых больших участков, практически не испытывающих локальных воздействий деятельности человека.

Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований с использованием данных базового и периодического мониторинга. Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.

Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований с использованием данных базового и периодического мониторинга. Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.


19. КАДАСТР ОСОБО-ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Это государственный свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления ООПТ и обеспечения экологически безопасного развития регионов РФ. Ведется за счет средств федерального и местного бюджетов и внебюджетных источников. Задачами Кадастра являются:

1. накопление и систематизация данных о существующих и перспективных особо охраняемых природных территорий;

2. мониторинг особо охраняемых природных территорий;

3. анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения;

4. обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.


20. ДЕГРАДАЦИЯ ЛЕСНЫХ ЭКОСИСТЕМ. Это утрата жизнеспособности и гибель лесных насаждений под влиянием антропогенных факторов или природных факторов. Деградация леса проявляется в снижении жизненного состояния деревьев и усыхании древостоев, гибели подроста, уменьшении биологической продуктивности, упрощении структуры и сокращении видового разнообразия лесных экологических систем. Основными факторами деградации леса являются техногенное загрязнение окружающей среды, лесные пожары, лесозаготовки, выпас скота, рекреация и др. Одним из главных последствий заготовки древесины становится замена коренных лесов вторичными, как правило, менее ценными и нередко менее продуктивными. преобладает переруб леса - вырубается больше, чем прирастает в течение года. недоруб спелого леса, когда рубки отстают по темпам от прироста древесины. Лес стареет, снижается его продуктивность, заболеваемость старых деревьев возрастает.Наибольший вред причиняет трелевка -перевозка древесины волоком (уничтожают надпочвенный покров, образуется колея, погибает подрост) и сплошные концентрированные рубки. На начальных этапах деградации леса под влиянием техногенного загрязнения уменьшается видовое разнообразие за счет выпадения из лесных экосистем наиболее чувствительных к загрязнению видов, особенно среди моховидных и лишайников. На последующих стадиях деградации леса гибнут всходы и подрост многих видов деревьев. При сильном и продолжительном воздействии токсических веществ происходят структурные изменения в лесных экосистемах: деградирует подстилка, исчезает мохово-лишайниковый ярус, сокращается видовое разнообразие травяно-кустарничкого яруса, подавляется рост деревьев, усыхают древостой. рекреационная дигрессия, в ходе которой повреждается растительность, нарушается возобновление лесообразующих пород, изменяются количественный и качественный состав и структура лесной фауны и флоры, особенно напочвенного покрова. На начальной стадии деградации леса видовое разнообразие увеличивается за счет сорных растений, на следующих стадиях - уменьшается. Вытаптывание и уничтожение лесной подстилки приводит к обеднению, уплотнению, нарушению структуры, уменьшению водопроницаемости и аэрированности почв. Трансформируются щдролопгческий и температурный режимы почвы и условия минерального питания растений. Это ведет к снижению полноты насаждений, к поражению деревьев вредителями и болезнями, уменьшению их прироста и листовой поверхносга и, в результате - к преждевременному старению и отмиранию деревьев. С увеличением рекреационной нагрузки уменьшается количество подроста, значительная часть которого угнетена или повреждена.


21. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ КАДАСТРОВ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. Государственные кадастры природных ресурсов представляют собой автоматизированную компьютерную систему сбора, систематизации, хранения, обработки и отображения пространственно-координированных данных о состоянии природных ресурсов Российской Федерации, а также интерпретации и анализа этих данных для эффективного использования при решении управленческих, производственных и научных задач, связанных с охраной, восстановлением и сохранением природных ресурсов. Выделяют отраслевые и территориальные кадастры.
Отраслевые кадастры ведутся по отдельным элементам природной среды и включают:земельный кадастр;водный кадастр;лесной кадастр;
кадастр животного мира;кадастр охотничьих животных;
кадастр полезных ископаемых. ЦЕЛИ. Информационная поддержка государственных органов управления, представителей научных кругов, неправительственных и общественных организаций, заинтересованных юридических и физических лиц своевременной и достоверной информацией о состоянии природных ресурсов для решения вопросов природопользования, касающихся их сферы ответственности. ЗАДАЧИ. Учет природных ресурсов РФ, стандартизация способов накопления, хранения и обработки природоресурсной информации на основе использования современных программно-технических средств. Обеспечение оперативного санкционированного доступа к информационным ресурсам, автоматизированное формирование государственной статистической отчетности и документов обзорно-аналитического характера.

22. ОЦЕНКА ВЕЛИЧИНЫ УЩЕРБА ОТ ДЕГРАДАЦИИ ПОЧВ. Методика предназначена для использования органами системы Минприроды России при определении размеров ущерба от деградации почв и земель всех категорий основного целевого назначения. Деградация почв и земель представляет собой совокупностьприродных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель.Под степенью деградации (деградированности) почв и земель понимается характеристика их состояния, отражающая ухудшение состава и свойств. Крайней степенью деградации является уничтожение почвенного покрова и порча земель.Выделяются следующие основные типы деградации почв и земель: - технологическая (эксплуатационная) деградация, в т.ч.: нарушение земель; физическая деградация; агроистощение; - эрозия, в т.ч.:водная;ветровая; - засоление, в т.ч.:собственно засоление; осолонцевание; - заболачивание. Оценка величины предотвращенного в результате природоохранной деятельности ущерба от деградации почв и земель производится по следующей формуле: У п пр.л = Нс*S*Кэ*Кп. где:У п пр.л- величина предотвращенного в результате природоохранной деятельности ущерба от деградации почв и земель на рассматриваемой территорииза отчетный период времени, тыс.руб./год; Нc - норматив стоимости земель, тыс.руб./га;; S - площадь почв и земель, сохраненная от деградацииза отчетный период времени в результате проведенных природоохранных мероприятий, га; Кэ- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории, б/р; Кп - коэффициент для особо охраняемых территорий;

23. СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КАДАСТРА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. Содержание КТКПР. КТКПР содержит предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов.
Сведения о правовом статусе природных объектов (распределение по субъектам владения и пользования) составляют отдельный адресно-правовой раздел информации КТКПР, который формируется в полном соответствии с данными государственного земельного кадастра, других кадастров природных ресурсов, реестров собственности на недвижимое имущество, регистрирующих эту информацию.
Сведения для формирования и ведения КТКПР предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных, по ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам биоты, по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно-исторического значения.
Учет природных ресурсов ведется по объектам и классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы учета укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной окружающей среды.
Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально-экономической оценки. Унификация и согласование форм предоставляемых данных осуществляется ведущими отраслевые кадастры природных ресурсов федеральными органами исполнительной власти на основании возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций.


24. ВЕЛИЧИНА АНТРОПОГЕННЫХ НАГРУЗОК И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ. степень воздействия человека, его деятельности на природу. А.н. включает использование ресурсов популяций видов, входящих в экосистемы (охота, рыбная ловля, заготовка лекарственных растений, рубка деревьев), выпас скота, рекреационное воздействие, загрязнение (сброс в водоемы промышленных, бытовых и сельскохозяйственных стоков, выпадение из атмосферы взвешенных твердых веществ или кислотных дождей) и др. Если А.н. изменяется год от года, то она может быть причиной флюктуаций экосистем, если действует на экосистемы постоянно - то причиной экологической сукцессии. При рациональном природопользовании А.н. регулируются с помощью экологического нормирования до уровня, который безопасен для экосистем. Процедура разработки допустимой антропогенной нагрузки включает:- сбор и анализ имеющейся информации об объекте окружающей среды; -оценку современного состояния объекта окружающей среды с учетом гигиенических и экологических требований; -характеристику источников воздействия.
При определении предельно допустимых антропогенных воздействий на объект учитываются:

- источники воздействия (включая техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия); - локализация воздействия (точечное, рассредоточенное, площадное, линейное); - уровень воздействия; - продолжительность воздействия; - периодичность воздействия (постоянное, эпизодическое)……….В качестве предельной нагрузки загрязнения почв металлами следует рассматривать тот уровень, когда содержание их в растениях (съедобных частях) превышает соответствующие утвержденные ПДК для продуктов питания.


25. Составные части, виды и принципы кадастров природных ресурсов Кадастр природных ресурсов — совокупность научно обоснованных и достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного объекта, ресурса, а также субъектах прав на них (собственников, пользователей, арендаторов). Данные кадастров нужны для осуществления рационального использования природных ресурсов, определении их денежной оценки, продажной цены, системы мер но постановлению и оздоровлению окружающей среды. Кадастры ежегодно уточняются и дополняются. Выделяют отраслевые и территориальные кадастры. Отраслевые кадастры ведутся по отдельным элементам природной среды и включают:земельный;водный;лесной кадастр;кадастр животного мира;кадастр охотничьих животных;кадастр полезных ископаемых. К государственным кадастрам также относятся: реестр особо охраняемых природных территорий; документы о предприятиях-загрязнителях; Красные книги редких и исчезающих видов растений и животных. Всего выделяют 9 кадастров и реестров. Территориальные кадастры охватывают все элементы окружающей среды на отдельной территории. Сводная информация о совокупных природных ресурсах отдельного региона содержится в комплексных территориальных кадастрах природных ресурсов (КТКПР).

Назначение КТКПР— обеспечить органы исполнительной власти и органы местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в РФ.
Данные КТКПР используются в целях:
-обеспечения управленческих решений в эколого-ресурсной сфере на уровне субъектов РФ и ниже;
-проведения функционального зонирования территории;
-организации размещения производительных сил;
реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;
-изменения структуры и базы налогообложения в регионе;ресурсосбережения, рационального использования] -природных ресурсов и охраны окружающей среды;
проведения экологической экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности;
-обеспечения санитарной и экологической безопасности;
разграничения компетенции по распоряжению природными объектами между РФ, субъектами РФ и муниципалитетами;



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: