Глава 3. Кадастры природных ресурсов

 

 

3.1. Информационное значение кадастров
в управлении природопользованием и охраной окружающей среды

 

Переходный период в социально-экономическом развитии России требует усиления внимания к проблемам формирования и совершенствования системы эффективного управления рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей природной среды. Информационной основой отраслевой и региональной системы управления рациональным природопользованием являются кадастры природных ресурсов – отраслевые и комплексные территориальные.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определил необходимость ведения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки. Эти функции находятся в компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, а также возложены на государственные природоохранные органы, отрасли – природопользователи. В то же время правильное, с точки зрения Центра и регионов, распределение прав владения и распоряжения природными ресурсами невозможно без достаточно полной и подробной информации о количестве, качестве, социально-экономической оценке отдельных видов природных ресурсов (объектов), а также всего природно-ресурсного потенциала в границах каждого административно-территориального образования. Поэтому необходимо осуществить меры по инвентаризации и адресной (картографической) привязке природных ресурсов (объектов), оценке их состояния в натуральных и экономических показателях, а также провести их правовую привязку в зависимости от субъектов владения и пользования.

Проблема кадастров природных ресурсов, кроме политико-экономического характера, содержит актуальный эколого-экономический аспект.

Технологическое развитие человеческой цивилизации привело в настоящее время к значительному загрязнению окружающей среды. В качестве неизбежного результата повседневной хозяйственной и военной деятельности человека, аварий на промышленных объектах и испытаний оружия в природную среду поступило избыточное, по сравнению с естественным, количество различных веществ или элементов. Многие соединения, поступившие в окружающую среду, не встречаются в природе и искусственно синтезированы человеком.

Воздействие факторов антропогенного происхождения на природную среду, живые организмы и их сообщества стало настолько значительным и во многих случаях настолько разрушительным, что невозможно уже игнорировать последствия этого воздействия на живые организмы и среду обитания.

Возникшее вследствие человеческой деятельности изменение физических, химических или биологических характеристик окружающей природной среды, приводящее сейчас или в будущем к ухудшению условий жизни человека, живых организмов, их сообществ, к истощению или порче сырьевых ресурсов, к нарушению дальнейшего развития человеческого общества, и называется загрязнением. Загрязнители – это те химические вещества, физические или биологические факторы, которые вызывают загрязнение.

Вся выраженная выше характеристика и оценка современной глобальной экологической ситуации связана в значительной мере с методами, технологией и политикой природопользования в разрезе национальных и региональных масштабов, отраслевым и территориальным подходами к использованию природно-ресурсного потенциала.

Использование отдельных видов ресурсов, а тем более всего природно-ресурсного потенциала любого региона может осуществляться в различных вариантах, структурных сочетаниях производства и осваиваемых, а также и промышленно развитых регионов, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи.

Кадастровая информация в комплексном управлении природопользованием региона необходима, прежде всего, для того, чтобы стратегически правильно дать перспективную оценку находящимся на территории региона отраслям и предприятиям промышленности по трем классификационным группам:

1) отрасли, подлежащие выводу из региона по признаку так называемой непрофильности региональному природно-ресурсному потенциалу и эколого-экономическим особенностям;

2) отрасли, развитие которых по тем или иным причинам следует сдерживать. Например, при доминировании использования невозобновляемых минерально-сырьевых полезных ископаемых следует заранее предусматривать и планировать возможность перепрофилирования производства после их истощения. Как показывают исследования и практика, эффективное взаимоувязанное решение указанных вопросов можно осуществить лишь на основе кадастровых информационных систем управления природопользованием и охраной окружающей среды;

3) отрасли рыночной специализации, развитие которых в принципе может быть неограниченным со стороны наличия природных ресурсов, природного фонда региона, прогноза естественного хода развития его природной среды, особенно в перспективе, а также при прогнозировании косвенных воздействий на природную среду планируемых крупномасштабных преобразований природы.

Предприятие, имеющее несовершенную технологию и (или) недостаточно оснащенное природоохранным оборудованием, оказывает негативное воздействие на окружающую среду; при этом его издержки на природоохранную деятельность и общие издержки на производство продукции оказываются заниженными. Цена продукции, базирующаяся на неполном учете необходимых экологических издержек, создает видимость общественно необходимых затрат на ее производство. В действительности в общественную стоимость производства продукции, связанного с негативным воздействием на окружающую среду, входит и экономический ущерб, оказываемый этим воздействием. Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия на нее должна стать одним из основных источников одновременного снижения «видимого» и реального значений общественных издержек и устранения дефицита экологической продукции на основе расширенного воспроизводства последней.

Это указывает на несовершенство экономического механизма охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

В качестве наиболее важных направлений дальнейшего совершенствования экономического механизма природопользования следует назвать отработку методов определения экономических оценок природных ресурсов, расширение сферы их использования. В частности, практической задачей является получение комплексных социально-экономических оценок природных ресурсов (объектов), дающих возможность подойти к оценке природно-ресурсного потенциала территории в целом. А это практически возможно только на основе формирования и ведения отраслевых (ресурсных) и комплексных территориальных кадастров природных ресурсов. Важное место в экономико-правовом механизме обеспечения экологической безопасности занимает страхование ответственности на случай загрязнения окружающей среды. Экологическое страхование может выполнить функции контроля за осуществлением предприятиями мер экологической безопасности. Такой контроль может проводиться на разных стадиях прохождения договора страхования. При заключении договора страхования страховая компания анализирует хозяйственную деятельность предприятия, проводит экологическое аудирование, определяя степень страхового риска, возможность и целесообразность заключения договора, приемлемые размеры страховых платежей по нему. В процессе действия договора страхования осуществляется контроль за текущей деятельностью предприятия и даются указания по проведению природоохранных мероприятий. При наступлении страхового случая рассматриваются фактические обстоятельства дела, определяется наличие вины предприятия и ее степени, решается вопрос о применении к предприятию определенных санкций. Наконец, и это главное, – страховые операции могут служить одним из источников средств для финансирования мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Такое финансирование может осуществляться и путем отчисления части страховых премий страховыми компаниями на предупредительные мероприятия, и за счет прибыли от операций страхования экологических рисков и путем использования создаваемых запасных фондов для кредитования мероприятий по сокращению объемов загрязнения и смягчению их последствий. Экологическое страхование является важным элементом экономико-правового механизма обеспечения экологической безопасности.

Следовательно, в экономике природопользования кадастровая информация призвана обеспечить базу для оптимального сочетания в регионах двух главных подсистем территориальной организации хозяйства и природной среды в их тесной взаимосвязи. В подсистеме территориальной организации хозяйства упор делается на выявление будущих территориальных структур хозяйства, а природная среда выступает как объект управления природопользованием и охраны окружающей среды. В подсистеме окружающей среды ведущее значение принадлежит природному фону. Формы территориальной организации хозяйства в данном случае выступают как внешние факторы, предопределяющие тип и силу воздействия на природные ресурсы и среду.

В настоящее время влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду характеризуется производством все большего числа новых веществ и выбросами их в окружающую среду, увеличением количества отходов, степенью их утилизации и многими другими факторами, которые приводят к изменению естественных ландшафтов, загрязнению атмосферы и природных водных объектов. В последние годы спад промышленного производства сопровождается некоторым сокращением антропогенной нагрузки на природную среду. Вместе с тем одновременно происходит и снижение капитальных вложений в объекты природоохранного назначения. В результате прогнозируется дальнейшее ухудшение качества окружающей среды, ослабление охранных функций в природопользовании. Сказанное можно проиллюстрировать следующими данными.

Объем валового внутреннего продукта (ВВП) России за 1995 г. составил 96 % в сопоставимых ценах к уровню 1994 г., а к 1993 г. – 87 %.

Объем ВВП в сопоставимых ценах составил в 1999 году 4757233,7 млрд. руб., а в 2000 году 7063392, 8 млрд. руб. (Российский статистический ежегодник, 2001, с. 279).

В 1995 г. валовой выброс вредных веществ в атмосферу промышленностью страны сократился и составил 18140,4 тыс. т, или 85,3 % от суммарного выброса в стране. Наибольшее загрязнение атмосферы (по объему выбросов) происходит в результате деятельности предприятий энергетики (27,7 % от общего выброса промышленностью РФ), цветной (20,4 %) и черной металлургии (15,1 %). Суммарный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, распределяется между жилищно-коммунальным хозяйством (51 %), промышленностью (35 %) и сельским хозяйством (13 %). Объем сброса загрязненных сточных вод в 1995 г. практически не изменился и составил по промышленности 22,5 млрд. м3, в сельском хозяйстве – 3,2 млрд. м3. В последующие годы сброс загрязненных сточных вод постепенно снижался, хотя и оставался значительным – в 1999 году 20,7 млрд. м3, а в 2000 году 20,3 млрд. м3.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 1995 году составил 21,9 млн. т. и, постоянно снижаясь, в 2000 году составила 18,8 млн. т. (Российский статистический ежегодник, 2001, с. 67).

Одновременно в стране наблюдается ежегодное снижение совокупных затрат на охрану природы. Так, в 1992 г. на эти цели направлялось 300 млрд. руб. (в текущих ценах), в 1993 г. – 530 млрд. руб., в 1994 г. – 838,8 млрд. руб. При исключении влияния инфляции путем перевода этих сумм в доллары США по соответствующим текущим курсам получается, что объемы затрат снижаются на 60 %. При этом удельный вес затрат в ВВП составляет не более 2 %, на них капиталовложения – 0,5 %. Для сравнения – в промышленно развитых странах капиталовложения в охрану природы находятся на уровне не ниже 2–3 %, то есть в 4–6 раз больше, чем в Российской Федерации.

В связи с этим следует отметить, что на современном этапе переходного периода, когда проявляется экономическая нестабильность, сокращаются централизованные инвестиции из государственного бюджета на природоохранные мероприятия, важным источником финансирования данного направления должны стать экологические фонды.

Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» по всей территории России введена в действие система экологических фондов. Такая система федерального, республиканских, краевых, областных и местных внебюджетных экологических фондов формируется за счет платежей за загрязнение окружающей природной среды, штрафов за нарушение природоохранного законодательства и образована в целях решения неотложных экологических задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных мероприятий.

Действующая система экологических фондов основана на единой идеологии. Однако в связи с развитием федерализма существуют некоторые особенности в механизме формирования и расходования средств территориальных экофондов.

Анализ источников финансирования экологических программ в 1993 году показал, что удельный вес в этом экологических фондов невелик: в Кировской области – 11 %, в Республике Мордовия – 1,4 % в Брянской области – 0,6 %, в Саратовской области – 13,7 %, Тамбовской области – 4,1 %. В перспективе использование средств экологических фондов для инвестирования природоохранной деятельности должно увеличиться.

Инвестиции, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (в фактически действовавших ценах) составили в 1994 году 2368,3 млрд. руб., в 1998 году 9125,7 млрд. руб., а в 2000 году 22338,6 млрд. руб.

В 1995 г. на природоохранные мероприятия организациями всех форм собственности израсходовано 6403,6 млрд. руб. капитальных вложений, что на 2,8 % меньше уровня 1994 г. (в сопоставимых ценах). Это происходит в условиях, когда капитальные вложения в охрану природы быстро окупаются.

Высокая эффективность капитальных затрат на охрану природы подтверждена, например, расчетами, проведенными Роскомводом по системе водохозяйственных объектов. Стоимость годового ущерба, наносимого загрязнением водных объектов, составляет примерно 6,4 трлн. руб. (в ценах первого полугодия 1994 г.). При этом для ликвидации этого ущерба требуется 657 млрд. руб. годовых затрат. Значит, расчетная эффективность этих затрат равна 9,7 руб. на рубль вложений. Экономическая эффективность охраны других природных объектов по расчетам находится примерно на том же уровне, то есть выше затрат примерно в 10 раз. С учетом того, что ущерб, наносимый народному хозяйству загрязнением водных объектов, не превышает 60 %, расчетная величина общего ущерба должна быть не ниже 9,3 трлн. руб. в год. При общих затратах на охрану природы в размере 530 млрд. руб. расчетный объем предотвращения ущерба составляет примерно 5,0 трлн. руб.

Приведенные данные указывают на то, как необходимо и важно оптимально сочетать в кадастрах информацию о природно-ресурсном потенциале и эколого-экономических аспектах охраны окружающей среды.

В настоящее время на основе существующей правовой и нормативно-методической базы учета и социально-экономической оценки природно-ресурсного потенциала (в том числе и кадастровой) накоплена большая информация о потенциальной ценности запасов некоторых видов природных ресурсов и масштабах их использования. Это помогает научно обоснованно решать проблемы рационального природопользования, разрабатывать и осуществлять систему природоохранной политики и смягчать антропогенное воздействие на окружающую среду.

Комплекс отраслей, разрабатывающих минерально-сырьевую базу (МСБ), представлял собой своеобразный экономический феномен, для которого рост производства являлся самостоятельной и, что самое важное, главной целью. Ни соображения экономической эффективности, ни наличие платежеспособного спроса, ни тем более состояние природной среды в районах добычи и переработки сырья не играли сколько-нибудь заметной роли в определении стратегии развития топливно-сырьевого комплекса. Правда, в ряде случаев централизация, с одной стороны, и отраслевая разобщенность – с другой, приводили к неплохим результатам. Например, выделение геологии в самостоятельную отрасль позволило ускорить расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы преимущественно в районах освоения. Последнее вполне естественно: выполнить задание по приросту запасов там гораздо легче, поскольку именно на первых стадиях геологоразведки, как правило, происходят самые крупные открытия.

Однако плохо скоординированные и не направленные на достижение конечного народнохозяйственного результата собственные цели отдельных подсистем МСК серьезно деформировали структуру экономики, мешали проведению эффективной инвестиционной политики. Этому дана следующая оценка в одной из работ. «Так, геологоразведка по мере повышения степени изученности и обеспечения фронта работ горнодобывающих предприятий опережающими темпами наращивала запасы зачастую в таких природных условиях и такого качества, что их использование или не предвиделось в обозримой перспективе, или требовало непомерных затрат. Кроме того, отраслевая расчлененность приводила к некомплексному использованию извлекаемого из недр сырья и потере многих его ценных компонентов. Создавались новые добывающие производства, хотя в отвалах и хвостах горных предприятий, принадлежащих другим отраслям, имелось необходимое сырье.

Сырье добывалось в таких количествах и в таких условиях, которые выходили далеко за рамки экономической целесообразности. Для освоения новых месторождений, расположенных в основном на необжитых территориях, требовалось перемещение туда рабочей силы и соответственно строительство массы населенных пунктов – от вахтовых поселков до так называемых стационарных железобетонных социалистических городов. Огромные затраты на создание таких городов и поселков и поддержание в них жизнедеятельности не находили отражения в производственных затратах предприятий-работодателей и не влияли на их экономическую эффективность. Кроме того, по мере истощения запасов месторождений возникла острая социальная проблема ликвидации этих населенных пунктов, находящихся зачастую в экстремальных климатических условиях.

Отдавая государству сырье и топливо по установленным им весьма низким ценам, предприятия минерально-сырьевого комплекса получали взамен из госбюджета «беспроцентные» капиталовложения на наращивание добычи. Однако по мере объективного ухудшения условий добычи этих средств становилось недостаточно и отрасли МСК были вынуждены работать с сокращением при консервации своей технической политики и искаженной целевой структуре издержек (производственные, на социальные нужды, на природоохранные мероприятия, развитие непроизводственной инфраструктуры и пр.).

Огромное негативное воздействие на окружающую среду всего цикла освоения минеральных ресурсов – от разведки до транспортировки готовой продукции – вполне очевидно. Тем не менее, в соответствии с концепцией «бесплатности» естественных (природных) ресурсов и присущим идеологии тоталитаризма пренебрежением к человеку игнорировался экологический фактор. К сожалению, несмотря на многочисленные декларации о приоритетности охраны природы, в современной хозяйственной практике экология по-прежнему продолжает относиться к ущербным статьям.

И в настоящее время масштабы МСК продолжают оставаться огромными.

Вот некоторые данные о природных ресурсах Российской Федерации (которые приводит В. Андрианов в журнале «Вопросы экономики», 1997, № 3, с. 128-144).

Россия, занимая по объему разведанных запасов минерального сырья ведущее место в мире, имеет достаточно развитую минерально-сырьевую базу. В России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, В середине 90-х годов валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых страны оценивалась в 28,6 трлн. долларов, а прогнозный потенциал – в 140 трлн. долларов, Россия, несомненно, располагает самыми большими в мире разведанными запасами природного газа, крупнейшими в мире запасами сырой нефти, каменного угля, золота, платины, алмазов и других природных ресурсов, которые активно вовлекаются в разработку. Вполне очевидно, что она играет важную роль в мировом минерально-сырьевом комплексе.

Из общего объема полезных ископаемых, добываемых в мире, на ее долю приходится: апатитов – 55 %, природного газа – 28 %, алмазов – 26 %, никеля – 22 %, калийных солей – 16 %, железной руды – 14 %, цветных и редких металлов – 13 %, нефти – 12 %, каменного угля – 12 %.

Общая потенциальная ценность запасов полезных ископаемых России по состоянию на начало 1995 года имеет следующие оценки.

  Млрд. долларов В %
Всего    
Природный газ   32,2
Уголь и сланцы   23,3
Нефть и конденсат   15,7
Руды черных металлов   6,8
Руды цветных и редких металлов   6,3
Руды благородных металлов и алмазов   1,0
Прочие полезные ископаемые   14,7

Источник: данные Государственного комитета РФ по геологии и использованию недр. Журнал «Вопросы экономики», 1997 г., № 3, с. 134.

Следует добавить, что ежегодно возобновляемые ресурсы речного стока в России составляют в среднем 4,3 тыс. км3 в год. Забор воды из природных источников составил в 2000 году от 2 % до 50 % и более. (Российский статистический ежегодник, 2001 стр.64).

Задачи максимизации прибыли предприятий минерально-сырьевого комплекса и ее наиболее эффективного использования для развития производства имеют целью удовлетворить внутренние и внешнеэкономические потребности страны в природных ресурсах. Успешно решать эти задачи могут только экономически эффективные предприятия на основе самофинансирования. Этого требуют логика реформ и изменения форм собственности. Однако на современном этапе возникли серьезные препятствия в этой области.

Во-первых, кризис неплатежей, при котором задолженность потребителей отраслям комплекса существенно превышает их собственную, исключает возможность проблемы взаиморасчетов в общем виде.

Во-вторых, находясь в начале ценового цикла, рост цен на топливно-сырьевые ресурсы отстает от быстрого роста цен на продукцию в следующих по циклу отраслях. Поэтому любое повышение цен на топливо и сырье чревато для производителей более высоким ростом цен на потребляемую ими продукцию (прежде всего оборудование), что ведет к снижению прибыли и соответственно ее доли, направляемой на поддержание и расширение производства. Это, естественно, будет сокращать возможности самофинансирования добывающих предприятий, так как рентабельность при таких условиях будет положительной, а инвестирование – уменьшаться. Значит, кроме самофинансирования источниками инвестиций в минерально-сырьевом комплексе должны быть централизованные государственные капиталовложения, частный российский капитал и иностранные инвестиции. Экономический и правовой механизмы должны обеспечивать в структуре общих инвестиций долю централизованных государственных капиталовложений и рост других источников финансирования. Должна обеспечиваться роль конкурентности по качеству, цене, экологичности различных сырьевых товаров, регулирующее значение рентного налогообложения.

В связи с указанными вопросами важно отметить, что экономические преобразования переходного периода оказали существенное влияние на российский минерально-сырьевой комплекс. Проявилось это в смене целей функционирования; в увеличении объемов, росте доходов, многообразии форм и отношений собственности (частной, коллективной, государственной, смешанной, при комбинировании отдельных видов); перестройке систем управления МСК; на всех уровнях и вытекающем отсюда изменении приоритетов процедур принятия решений; множественности результатов перехода в новое состояние; инвестиционном кризисе; изменении уровня и структуры цен как на свою, так и на потребляемую продукцию; усилившемся воздействии спроса; формировании новых подходов к экспортно-импортной политике.

В отличие от других секторов экономики, по оценке специалистов, в отраслях минерально-сырьевого комплекса России глубокого кризиса не наблюдается. Правильнее говорить о трудностях переходного периода, структурных перекосах, отсутствии четкой стратегии и о низкой управленческой квалификации, сокращении разведанных запасов полезных ископаемых, ухудшении качества сырьевой базы вследствие истощения наиболее крупных и экономически эффективных месторождений, что требует мер по материало- и энергосбережению в стратегии по обеспечению запасами сырья. Важным фактором развития МСК является взвешенная система мер, путей выравнивания внутренних и мировых цен на продукцию добывающих отраслей при учете их структурного совершенствования и количественного характера, возможного временного замораживания внутренних цен на сырье и топливо на уровне ниже мирового. Либерализация цен изменила абсолютную величину и структуру затрат в отраслях МСК. Положение в каждой отрасли, регионе и даже на предприятиях нередко связано с определенными видами поставляемых оборудования и материалов, транспортными тарифами, уровнем оплаты труда и социальными издержками. В этих условиях важным критерием для определения объема производства (как совокупного, так и на уровне предприятия) является наличие платежеспособного спроса. Спрос и его колебания становятся основными критериями при выработке кратко- и среднесрочной политики развития предприятий и отраслей. Объемы экспорта и импорта должны устанавливаться только исходя из критериев экономической эффективности.

Кадастровая информация очень важна для уточнения и определения главной особенности размещения естественных ресурсов по территории страны и в разрезе регионов. Этой особенностью является неравномерность и структурные различия природно-ресурсного потенциала. В одной из работ приводятся следующие материалы о структуре природного потенциала по трем крупным регионам России (в % к каждому региону).

 

Регион Ресурсы
топливно-энергетические основные минеральные лесные земельные Всего
Север и средняя полоса Европейской части 9,2 8,9 18,2 63,7 100,0
Урало-Поволжье 39,2 4,1 5,9 50,8 100,0
Сибирь и Дальний Восток 66,0 6,9 11,3 15,8 100,0

 

Кадастровая информация, в отличие от приведенных данных, четко показывает, что для природных ресурсов характерно разбросанное размещение по территории, распределение в виде ограниченных ареалов – угольных и нефтегазоносных бассейнов и провинций, металло-рудных поясов и провинций, геохимических узлов и поясов. Вместе с тем их ресурсы, происхождение которых связано с биоклиматическими закономерностями, растительные, почвенные, водные – также распределяются неравномерно. Хотя они имеются практически во всех зонах, но в разной степени концентрации и обладают различной продуктивностью. Так, в Сибири и на Дальнем Востоке преобладают промышленные природные ресурсы (топливно-энергетические, основные минеральные, лесные), в средней полосе Европейской части страны – сельскохозяйственные (земельные), в Урало-Поволжье – промышленные и сельскохозяйственные природные ресурсы размещены, по существу, в одинаковых соотношениях. Но это крупные регионы страны. Они позволяют судить о природно-ресурсном потенциале, месте природных ресурсов в социально-экономической эффективности производства Западной и Восточной зон России в целом.

Однако процесс повышения роли субъектов Российской Федерации, углубление рыночных отношений в экономике, возрастающее значение межрегиональных производственно-хозяйственных связей требуют подробной кадастровой информации в разрезе административно-территориальных образований страны. Этим задачам отвечает программа разработки комплексных территориальных кадастров природных ресурсов. Сведения о природно-ресурсном потенциале каждого субъекта Российской Федерации и разработанные с их использованием региональные программы социально-экономического развития значительно усилят базу экономических взаимодействий по ресурсообеспечению, рационализации грузопотоков между регионами. Это в условиях свободного рынка позволяет внедрять новые способы распределения и использования природных ресурсов на принципах добровольности, взаимной заинтересованности на основе договоров и экономических стимулов с учетом социально-экономического положения различных регионов, возможностей их комплексного развития при ведущей роли отраслевой рыночной специализации. Кадастровая информация о природных ресурсах позволяет осуществлять эффективную межрегиональную увязку по взаимообеспечению недостающими видами ресурсов, исходя из нормативной базы развития и реализации новых рыночных механизмов повышения показателей экономической, социальной и экологической эффективности и безопасности.

На нынешнем этапе российских реформ усиливаются тенденции взаимодействия механизмов рыночного саморегулирования и хозяйственного планирования. В этих условиях возникает большая потребность в информации о правильном учете и оценке имеющихся природных ресурсов. Материалы отраслевых, комплексных территориальных и городских (и других поселенческих) кадастров природных ресурсов могут играть, как система экономико-экологического учета, определяющую, ведущую роль при принятии управленческих решений на всех уровнях с учетом приоритетов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Поэтому КТКПР формируются в административных границах субъектов Федерации и их административно-территориальных образований на основе информации отраслевых (земельного, лесного, водного и других) кадастров природных ресурсов, реестров собственности на недвижимое имущество, а также других данных по учету и инвентаризации природных ресурсов и по оценке состояния окружающей среды, включая данные по экологическому мониторингу, получаемые в рамках ЕГСЭМ (Единой государственной системы экологического мониторинга).

КТКПР предназначен для обеспечения государственных и муниципальных органов власти, инвесторов и природопользователей информацией, необходимой для:

– разработки стратегии устойчивого социально-экономического развития территорий;

– гармонизации природно-ресурсных отношений между городскими и окружающими их сельскими территориями;

– выравнивания уровня социально-экономического развития районов в пределах территории субъекта Федерации;

– поиска стратегических направлений для государственных и частных инвестиций на территории субъекта Федерации, гарантирующих неистощительное использование его природно-ресурсного потенциала.

Данные КТКПР подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны природных ресурсов, при предоставлении их в пользование, определении эколого-экономической стратегии природопользования, при установлении платежей за пользование природными ресурсами, проведении государственной экологической экспертизы, а также при определении и изменении режимов использования территории с учетом ее экологической ситуации и интенсификации природопользования в переходный период.

Экономическим подходом необходимо охватывать связи между населением, природной средой обитания, природными ресурсами, общественным производством, космической средой. Эти взаимосвязи оказывают решающее влияние на экологическое равновесие между человеком и природой, которое обеспечивает устойчивость и саморегуляцию природных систем.

 

В нашей стране с выдающимся природно-ресурсным потенциалом и сложными проблемами размещения производственных сил природные комплексы и природно-ресурсные районы являются естественной предпосылкой хозяйственной специализации регионов и территориального разделения труда. Роль природной среды и природных ресурсов в экономике регионов, степень интенсификации природопользования ставят различные задачи по осуществлению природоохранных мероприятий. Охрана невозобновимых природных ресурсов должна заключаться в максимальной экономии их расходования и в комплексной переработке природных ресурсов сырья. Охрана возобновимых природных ресурсов означает поддержание нормальных циклов их воспроизводства. Интенсивный путь природопользования связывается с процессом регионального формирования территориально-производственных комплексов, составляя его важнейшую сторону. Экстенсивный же путь освоения природных ресурсов обычно выражается в формировании отдельных хозяйственных очагов, что экономически невыгодно в условиях рыночной экономики; из-за больших затрат на вспомогательные и обслуживающие производства экстенсивный путь природопользования становится неконкурентоспособным на мировом и внутреннем рынках.

Поэтому реализация задач формирования системы комплексных территориальных кадастров природных ресурсов будет способствовать интенсификации и экологизации природопользования.

 

 

3.2. Место отраслевых кадастров
в обеспечении рационального природопользования

 

Концепция комплексного управления природопользованием определяет кадастрам природных ресурсов следующее место в системе экономического механизма природоохранной деятельности:

1) ведение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов, которые позволяют трансформировать имеющуюся информацию по качественным и количественным характеристикам отдельных природных ресурсов на конкретной территории для целей их экономической оценки с учетом спроса, экологической обстановки и поставленных социально-экономических задач по устойчивому развитию территории;

2) на основе кадастровых оценок принимаются решения о приоритетах использования тех или иных природных ресурсов на конкретной территории, после чего обосновываются региональные лимиты их использования с учетом экологической обстановки и прогнозов ее развития;

3) лимиты использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду формируют основу тех требований и ограничений, которые фиксируются в лицензии на комплексное природопользование, выдаваемой каждому природопользователю после экспертизы его намечающейся или ведущейся деятельности;

4) на основании выбранных приоритетов использования природного ресурсного потенциала территории и оценки его состояния определяется плата за пользование природными ресурсами, стимулирующая их рациональное использование и улучшение экологической обстановки в регионе.

Концептуальные основы комплексного управления природопользованием включают кадастры в качестве главного звена этой системы. Под комплексным природопользованием принято понимать такое использование природных ресурсов, при котором эксплуатация одного вида природного ресурса должна сводить к минимуму ущербы другим природным ресурсам и в целом окружающей природной среде. Такого рода условия, экологические нормы и ограничения определяются статьей 18 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». В ней записано, что «Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области (округа), района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров. Лицензия выдается с указанием в ней: видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований».

В настоящее время в законодательных актах РФ предусмотрены два вида лицензий: специальные лицензии и лицензии на комплексное природопользование.

Следует отметить, что специальные лицензии выдаются органами управления природными ресурсами. Они являются формой учета и контроля за пользованием и потреблением природных ресурсов. Специальные лицензии дают право на пользование одним видом природного ресурса. Такого рода лицензии выдаются, например, на пользование ресурсами недр, на выбросы (сбросы, размещение отходов), на землепользование и водопользование, на отстрел охотничьих животных, на вырубку леса и другие. Важно, чтобы содержание специальных лицензий, так же, как лицензий на комплексное природопользование, позволяло осуществлять контроль за соблюдением пользователем экологических требований и ограничений. Реализовать содержание права экологопользования в субъектах Российской Федерации позволяет «Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование» как ведомственный нормативный акт Минприроды России. Указанный документ разработан в соответствии с законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18, 19, 37–39), «О недрах» (ст. 11, 18), «Об изменениях и дополнениях к Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (ст. 81, 84), «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» (ст. 3, 12, 13, 45, 50), Основами лесного законодательства Российской Федерации (ст. 28).

Положение с учетом региональных особенностей может быть принято в субъектах Федерации и в последующем должно изменяться по ходу вновь принимаемых законодательных актов Российской Федерации, в которых определяется порядок выдачи лицензий на пользование природными ресурсами. Лицензии на комплексное природопользование и специальные лицензии могут объединяться в одну при решении органов власти и управления субъектов Федерации.

Прямая и непосредственная связь кадастров природных ресурсов с лицензированием природопользования в том, что в систему комплексного управления природопользованием на территориальном уровне входят: кадастровые экономические оценки и учет природных ресурсов, лицензирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности, платежи за пользование природными ресурсами, установление региональных лимитов, контроль за качеством окружающей среды, механизм финансирования природоохранных мероприятий. Лицензии должны быть научно обоснованно увязаны с кадастровой информацией о природных ресурсах.

Кадастровый учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов предусмотрены статьей 16 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Эта статья Закона гласит:

1. Государственные природоохранные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку.

2. На государственные природоохранные органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.

На нынешнем этапе российских реформ, когда в экономике природопользования действуют рыночные механизмы, кадастры природных ресурсов служат основой для дифференциации платы за использование природных ресурсов и являются главным элементом системы управления природоохранной деятельностью.

Исходя из указанного значения рассмотрим содержание основных отраслевых природно-ресурсных кадастров, которые длительное время велись и в той или иной мере использовались в государственной народнохозяйственной практике с учетом их экономического и экологического значения.

Государственный земельный кадастр. Земля всегда занимала главное место в составе элементов природы. В экономическом аспекте земля (почва) является основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и пространственным базисом для всех отраслей и сфер деятельности народного хозяйства. Экологическое значение земли в том, что ее поверхностный слой, почва, обладает естественным и экономическим плодородием, является главным звеном биосферы, питательной средой для растительного и животного мира. Земля – основа жизни людей, сфера производства продовольствия для человечества – является крупнейшим и важнейшим объектом собственности.

В настоящее время в соответствии с целевым назначением все земли в государстве (образующие государственный земельный фонд) подразделяются на семь категорий:

1) сельскохозяйственного назначения;

2) населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);

3) промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения (несельскохозяйственного);

4) особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения);

5) лесного фонда;

6) водного фонда;

7) запаса.

Современные задачи и методы кадастровой оценки земли в Российской Федерации важно рассмотреть в историческом аспекте.

История детального изучения почв как естественно-исторического тела и на основе данных экономико-статистических обследований позволила накопить огромное количество сведений о землях и закономерностях их пространственного распространения. Проводившаяся в России земельная реформа увеличивает потребность в разработках земельных кадастров. Накопленный опыт показывает, что основой всех оценочных, прогнозных, экологических, мелиоративных мероприятий являются почвенные карты различного масштаба. В земельных кадастрах сейчас требуется расширение «вклада» антропогенного почвообразования в систему природных закономерностей. При наличии современных сведений и представлений о почвенном покрове, полученных новейшими методами, возможны новые оценки факторов почвообразования и методов учета качества земель. В докучаевский период и в последующем в дореволюционное время, а также в период существования СССР было много сделано в области проведения кадастровых работ. Эти исследования послужили основой русского подхода к агрономической оценке и бонитировке земель с учетом генетических типов почв, их физических и химических свойств.

Необходимость уделять особое внимание в нашей российской переходной экономике комплексному изучению, оценке, эффективному использованию земельных ресурсов является важной задачей. В каждой стране тем или иным путем осуществляются указанные задачи. В бывшем СССР и современной России много внимания уделяется созданию Государственного кадастра земель. Основная цель кадастра земель – обеспечить государство всей необходимой информацией для организации рационального использования земельных ресурсов.

В России работа по кадастрированию земель регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», а также «Положением о порядке ведения государственного земельного кадастра» от 25 августа 1992 г. № 622, утвержденным Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства предусмотрено, в частности, провести в короткие сроки (1992– 1995 гг.) на всей территории Российской Федерации поэтапный переход на автоматизированный метод получения, обработки, хранения и предоставления данных государственного земельного кадастра. Мероприятия по внедрению автоматизированного метода работы с земельно-кадастровой документацией финансируются за счет централизуемых средств от взимания земельного налога. Для кадастрирования земель важное значение имеют следующие положения постановления:

п. 4. Получение исходной информации для ведения государственного земельного кадастра обеспечивается проведением необходимых космоаэросъемочных, топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий. Для оперативного обновления земельно-кадастровой информации используются материалы текущих обследований, съемок и мониторинга земель.

п. 6. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, их изъятии и предоставлении, определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности, осуществлении государственного контроля и других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.

п. 9....Учет количества и качества земель ведется по их фактическому состоянию и использованию; все изменения фиксируются после того, как они произошли в натуре. Учет земель ведется по объектам земельной собственности, землевладения, землепользования, аренды земель, сельским населенным пунктам, поселкам, районам, городам, автономным образованиям, краям, областям, республикам и Российской Федерации в целом. При этом выделяются места проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, участки, занятые особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами...

При ведении учета земель устанавливается степень ценности продуктивных земель, выделяются нерационально используемые, нарушенные и малопродуктивные земли, деградированные, с учетом арендной платы за землю. В условиях проведения земельной реформы предусмотрено повышение достоверности и оперативности сбора земельно-кадастровой информации в целях совершенствования ведения государственного земельного кадастра.

Положением о порядке ведения государственного земельного кадастра определены цели, содержание и порядок ведения этой важной государственной документации.

 

Пункты положения, определяющие методологические и методические основы земельного кадастра, целесообразно привести полностью.

п. 1. В Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом РСФСР ведется государственный Земельный кадастр, содержащий систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и ценности земель.

п. 2. Государственный земельный кадастр содержит информацию о землях всех категорий и ведется по единой для Российской Федерации методике в тесной взаимосвязи и с соблюдением принципа совместимости с территориальным, лесным, водным кадастрами и кадастрами других видов природных ресурсов.

п. 3. Государственный земельный кадастр ведется в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов и создания эффективной основы для цены земли, земельного налога, арендной платы.

Программой мониторинга земель наряду с другими мероприятиями предусмотрено обследование земель сельскохозяйственного назначения с выявлением и оценкой процессов водной и ветровой эрозии, заболачивания, закустаривания и засоления почв, изменения запасов гумуса и других негативных явлений: загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклеидами, другими токсичными веществами.

При всех формах обследования сельскохозяйственных земель как на территориях с лучшим, так и худшим почвенным покровом очень важно учесть некоторые процессы, связанные с непосредственным ухудшением почвенного покрова сельскохозяйственных угодий в связи:

1) с вовлечением в сельскохозяйственный оборот земель нового освоения: лесов, кустарников, болот, почв солонцовых комплексов и т.д. Вновь осваиваемые земли пополняют в основном угодья с заболоченными, переувлажненными, кислыми, солонцеватыми и солонцовыми почвами;

2) с чрезмерно высоким уровнем распаханности земель в районах с интенсивно развитым земледелием, осуществляемым при отсутствии или недостаточно эффективных мерах по защите почв от водной и ветровой эрозии и т.д.;

3) с вторичным засолением почв в условиях недостаточно регулируемых поливов сельскохозяйственных угодий в зонах орошаемого земледелия.

Результаты обследований накапливаются в банках данных автоматизированной информационной системы.

Сельскохозяйственные угодья, а также земли, загрязненные опасными веществами и подверженные биогенному заражению. Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирование, классификацию земель, характеристику их по экологическим, технологическим и градостроительным свойствам, группировку почв.

В кадастрах земель сельскохозяйственного назначения будет играть важную роль информация Государственной программы мониторинга земель Российской Федерации на 1993–1995 гг. Программа предусматривает создание информационной базы данных о состоянии земельного фонда. Это позволит обоснованно судить о степени суммарного воздействия негативных процессов и явлений, вскрывать закономерности в развитии и своевременно проводить диагностику и оценку этих процессов и явлений, разрабатывать меры по предупреждению и устранению последствий негативных влияний техногенного и природного характера, на более высоком качественном уровне осуществлять контроль за состоянием земель, их использованием и охраной.

Начиная с 1996 года в Российской Федерации создается многоуровневая информационная база мониторинга земель, налаживается постоянно действующая система прогноза предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.

В земельных кадастрах важно развивать углубление хозяйственной направленности и территориальной ограниченности, отдавать приоритет экологической информации о земле в ее содержании с конкретным субъектом – пользователем в лице органов контроля и охраны природы и административно-хозяйственных органов.

Рыночные отношения и предпринимательство в экономике и аграрной сфере формируют рынок природных ресурсов, в том числе земельный рынок, что диктует необходимость постепенного введения части земельно-оценочных кадастровых работ на сопоставимую международную основу. Это необходимо для интеграции экономики России с мировой экономической системой.

Кадастровая информация входит в механизм экономического регулирования и стимулирования рационального использования земель, включая налоговую и ценовую политику, меры повышения продуктивности земель и экономические санкции за ухудшение экологического состояния земель.

Данные земельного кадастра определяют цену земли, уровни земельного налога и арендной платы.

Цена земли, налоговые ставки земельного налога, размеры арендной платы имеют рентную основу, зависят от плодородия, местоположения и других объективных данных.

В соответствии с земельным законодательством ведение земельного кадастра поручено Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзему). Государственный земельный кадастр как инструмент земельных отношений и организации земельного хозяйства содержит систему следующих необходимых положений, сведений, документов и механизмов: о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель и земельным угодьям, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель.

Данные земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании и прогнозировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.

Земельный кадастр выступает основным регулирующим средством при установлении способов использования земли, форм землевладений и их структуры, размеров земельных наделов, состава землеохранных мероприятий и свойств земельных участков. Практическое решение вопроса о цене земли должно базироваться на земельном законодательстве. При наличии рынка на землю ее цена определяется по закону спроса и предложения. Рынок земли, основанный на спросе и предложении, как показывает мировой и российский опыт, имеет значительные колебания цен на землю во времени и пространстве (по годам и территориям).

Кадастровая информация позволяет полнее реализовать принципиальное положение о содержании земельного налога, который складывается из двух частей: ежегодной платы за предоставление земель, устанавливаемой независимо от целевого назначения и качества земель, и дифференцированной части налога, устанавливаемой в зависимости от качества и местоположения земельных участков. Для несельскохозяйственных земель вторая часть определяется местоположением и уровнем инженерного обустройства, экологической ценностью земельных участков.

Земельные кадастры значительно увеличивают возможности реализации положений земельного законодательства, противодействующих расхищению, разбазариванию, растрате потенциала продуктивных сельскохозяйственных земель, которые направлены на:

– ужесточение практики отводов земель для несельскохозяйственных целей путем передачи распорядительных функций субъектам Федерации и выделения по зонам страны групп особо ценных земель, не подлежащих передаче для использования в промышленности и строительстве;

– введение механизма компенсации затрат на воспроизводство плодородных почв и платность землевладения и пользования, ориентирующего на поддержание экономически обоснованного уровня продуктивности угодий и их качественного состояния, на ресурсосбережение;

– правовое принуждение и экономическая заинтересованность землевладельцев и землепользователей в осуществлении комплекса земельноохранных работ по защите земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, загрязнения и иных вредных процессов.

В ходе проведения аграрной и земельной реформ потребовалась организация современных методов ведения государственного земельного кадастра как эффективного инструмента управления земельными ресурсами в условиях нового типа земельных отношений и формирования рынка земли.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых. Минеральные сырьевые ресурсы – первоисточник естественной основы производства. Любой природный минеральный ресурс, пока он в недрах, представляет для человека лишь потенциальную потребительскую стоимость.

Созданные природой минеральные ресурсы скрыты в глубине недр; их количество, свойства и местоположение неизвестны заранее. Поиски залежей начинаются, по существу, с нулевой информации, которая нарастает по мере поисковых и геологоразведочных работ и становится полной лишь после извлечения полезного ископаемого на поверхность. Поэтому одна из важнейших характеристик конкретных залежей минеральных ресурсов – степень их надежности. Она является одним из основных параметров, принятых в основу классификационного разделения минеральных ресурсов на «запасы» («резервы») и собственно ресурсы. По мере разведочных работ все большая часть потенциальных ресурсов переходит в категорию «запасов», хотя этот переход никогда не бывает полным: риск неподтверждения прогнозных ресурсов, как правило, бывает довольно большим.

Важной характеристикой месторождений минерально-сырьевых ресурсов, которая отражается в кадастровой информации, является их потенциальная экономическая эффективность. Это зависит в первую очередь от условий залегания, качества и территориального (географического) размещения сырьевых ресурсов. Указанные факторы определяют размеры затрат на промышленное освоение, вовлечение и использование минеральных ресурсов. Величина оценки природных ресурсов так или иначе связывается с затратами на их освоение (воспроизводство) и с эффектом от их эксплуатации (учет ренты), разнообразием ресурсооценочных условий и факторов, различием затрат и денежной ценности вырабатываемых полезных продуктов из минерального сырья. Высокая природообусловленная вариантность значений основных технико-экономических показателей порождает проблему выбора для вовлечения в хозяйственный оборот наиболее экономичных месторождений. Такой подход обеспечивает наиболее эффективное использование минеральных ресурсов для промышленного развития. Вот данные, подтверждающие указанное положение.

Например, содержание металла в разрабатываемых и намечаемых к отработке рудах изменяется в широких пределах: по меди – в 10 раз, вольфраму – в 7 раз, никелю – в 8 раз. Соотношение меди и никеля в сульфидных медно-никелевых рудах колеблется в пределах от 0,5 до 10 раз, свинца и цинка в свинцово-цинковых рудах – от 3 до 12 раз и т.д.

Не менее существенны колебания главных экономических показателей, отчасти обусловленные различиями в содержании полезных компонентов в месторождениях цветных металлов: диапазоны колебаний себестоимости добычи 1 т медной руды – 14 раз, обогащения – 3 раза; приведенные затраты в расчете на 1 т условной меди изменяются в диапазоне 3,3 раза, ценность попутной продукции в руде – в 43 раза. Значительны колебания технико-экономических показателей и в свинцово-цинковой подотрасли: себестоимость добычи 1 т руды колеблется в пределах 12 раз, обогащения – 4, удельные капитальные вложения на 1 т руды – 5, суммарная ценность полезных компонентов, содержащихся в 1 т руды, – 11 раз.

Наряду с широким диапазоном значений отдельных показателей высокий уровень вариантности решений предопределен большим количеством комбинаций транспортно-производственных связей даже в рамках внутриотраслевых связей отдельной подотрасли. Например, в медной подотрасли необходимо рассматривать в единой оптимизационной задаче транспортно-производственные связи более 100 рудников и обогатительных фабрик, около 30 медеплавильных и рафинировочных заводов; в алюминиевой подотрасли насчитывается не менее 200 сопоставляемых потенциальных вариантов развития и размещения глиноземных и металлургических производств.

Важнейшая задача и особенность кадастров минерально-сырьевых ресурсов – выразить неразрывные связи добывающих отраслей с процессами освоения богатств недр. К ним относятся не только технологические процессы добычи минеральных ресурсов, но все работы, связанные с поисками и разведкой полезных ископаемых и определением их качественных технологических свойств и эколого-экономических характеристик. При этом всегда остается проблема неопределенности обнаружения новых залежей и богатств полезных ископаемых. Это требует разработки новых геологических гипотез, расширения сферы поисков и разведки, накопления количественной и качественной информации, экономических характеристик о месторождениях минерального сырья. Накопление кадастровой информации о запасах сырьевой базы сдерживается прежде всего степенью разведанности запасов полезных ископаемых и результатами новых поисков и открытий.

При разработке кадастров полезных ископаемых следует учитывать, что по данным специальных исследований, например, на выбор рационального варианта развития горно-металлургических объектов оказывают воздействие многочисленные факторы:

1) запасы руд и возможный уровень годовой производительности рудника, сроки службы рудников, сроки начала их строительства и его продолжительность;

2) качественная характеристика руд: содержание ценных металлов и неметаллов, наличие нежелательных примесей, комплексный характер сырья, технологические возможности извлечения полезных компонентов;

3) горно-технические и горно-геологические условия разработки месторождения: характер залегания и конфигурация рудных тел, физико-химические характеристики рудных тел и вмещающих пород, возможность применения высокопроизводительной горной техники; обогатимость руд; варианты технологий в обогащении и металлургии;

 

4) экономико-географические характеристики: район расположения горных предприятий и перерабатывающих производств, его освоенность, наличие и состояние транспортных коммуникаций и других объектов инфраструктуры, наличие рабочей силы, водных и энергетических ресурсов, климатические условия и другие;

5) экономические параметры: удельная капиталоемкость, соотношение текущих и капитальных затрат, долевое участие в региональных инвестиционных программах, комплексность использования сырья. Следует добавить поиск новых рыночных механизмов, в том числе через межрегиональные ассоциации.

Очень важно обеспечивать учет интересов природоохранных комплексов при разных вариантах использования минерально-сырьевых ресурсов, предусматривать решение экологических проблем, охрану недр и окружающей среды, на уровне организации территории и отдельных природных систем определять эффективность разных вариантов использования минерально-сырьевого потенциала и сочетаний горного комплекса с другими типами природопользования, например, при совместном использовании отдельных источников минерального сырья. Кадастровая информация должна помогать выбирать рациональные варианты развития минерально-сырьевых отраслей и предприятий с учетом совокупности ресурсных, экономических, экологических и географических факторов, роли экспорта минерального сырья.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Комитетом по геологии и использованию недр РФ на основе геологической информации, предоставляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с Законом о недрах, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, предоставляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Основные положения содержания и ведения Государственного кадастра месторождений и сведения о полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых определены в Законе РФ «О недрах». Статья 30 Закона устанавливает: Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых. Статья 31 Закона определяет сущность государственного баланса запасов полезных ископаемых. С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, о добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

Статья 32 Закона определяет порядок составления и ведения Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запаса полезных ископаемых. Эти документы составляются и ведутся на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с Законом РФ «О недрах», а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых ведется и составляется, чтобы определить государственные балансы запасов полезных ископаемых в целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач.

Государственную регистрацию работ по изучению недр и учету геологических работ, сбору кадастровых данных осуществляют Российский геологический фонд и территориальные геологическ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: