Организация мониторинга природной среды в Российской Федерации

Для управления природопользованием и охраной окружающей среды используется многообразная информация, получаемая путем осуществления экологического мониторинга. Экологический мони­торинг - это система наблюдения и контроля за изменениями при­родной среды, вызванными деятельностью человека. Он осуществля­ется посредством ряда действий: определения объекта наблюдения, его обследования, разработки информационной модели, планирова­ния измерений, оценки состояния объекта в сравнении с моделью, прогнозирования его дальнейших изменений, предоставление информации пользователям.

Важнейшим аспектом мониторинга является оценка окружаю­щей среды, В настоящее время о ее качестве судят по содержанию за­грязняющих веществ, перечень которых насчитывает около шести тыс. наименований. В основе индикаторов состояния среды лежат индексы загрязнения ее отдельных частей, которые рассматриваются на глобальном, национальном, региональном, локальном, отраслевом уровнях и уровне отдельных населенных пунктов. В процессе оценки устанавливается ущерб от негативного влияния на среду обитания нескольких типов: ущерб для здоровья, ущерб для элементов био­сферы, экономический, эстетический, психологический ущерб.

Государственные органы охраны природы, санитарного и эпиде­миологического надзора утверждают нормативы предельно допус­тимых концентраций вредных веществ (ПДК), при нарушении которых выбросы могут быть приостановлены, ограничены или прекращены специальным предписанием. Кроме ПДК устанавливаются так­же предельно допустимые уровни выбросов и сбросов по химическим веществам и микроорганизмам, радиационному воздействию, содер­жанию радиоактивных веществ, предельно допустимого шума, магнитных полей и др.

В целях упорядочения информации по хозяйственным объектам и территориям разрабатываются экологические паспорта предпри­ятий и территорий. Экологический паспорт предприятия содержит нормативно-справочные, фактографические и отчетные данные о природоемкости производства, затратах на природоохранные меро­приятия. Он позволяет осуществить экологическую аттестацию хозяйственного объекта. Экологический паспорт территории представляет собой систематизированную сводку данных о современном состоянии природных комплексов, воздействующих на них факторах.

Важной мерой охраны окружающей среды является государст­венная экологическая экспертиза предплановых, предпроектных и проектных материалов, экологических обоснований лицензий и сер­тификатов. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам осуществляется только при наличии положитель­ного заключения государственной экологической экспертизы.

Макропланирование природопользования

Макропланирование природопользования и охраны окружающей среды включает в себя разработку ряда плановых документов: долгосрочной государственной стратегии, долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, федеральных, региональных и отраслевых программ.

Особенности объекта планирования - взаимодействия человека с окружающей средой - обусловливают специфические особенности стратегического планирования природопользования: необходимость уюта многообразия средств воздействия на природу и его последствий, преимущественно региональный характер, недостаточную изу­ченность многих процессов. В методике преобладают методы сис­темного анализа и синтеза, экспертных оценок. Значительное место в плановой работе отводится фондам и балансам природных ресурсов в натуральном выражении, государственным кадастрам: земельному, модному, лесному и др.

Необходимость планирования природопользования вытекает из требований реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

План в обычном понимании - это документ, в котором представлена система взаимосвязанных действий, направленных на достижение каких-либо целей и решение конкретных задач (например, рационального природопользования), а также последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий с указанием сроков их выполнения. В плане могут быть отражены содержание, объемы и способы выполнения работ, раскрывающие пути реализации плана. Подобного рода документы в области природопользования могут создаваться в масштабах государства, региона (группы или субъекта федерации, территорий, муниципальных образований, отдельных предприятий). Планы могут определять решение проблем природопользования топливно-энергетического, горно-металлургического, агропромышленного комплексов и др. В некоторых случаях проблемы природопользования решаются на основе программно-целевого планирования. Планы, в зависимости от сроков их действий, подразделяются на краткосрочные (1 - 3 года), среднесрочные (4 - 9 лет) и долгосрочные (10 и более лет). Создание того или иного типа плана диктуется сложившейся экологической обстановкой и требованиями по ее улучшению.

Принципиально важным становится сочетание территориальных и отраслевых планов природопользования, основу которых составляют договорные отношения между предприятиями и местными органами самоуправления (к примеру, долговременные экономические нормативы по природопользованию: плата за пользование ресурсами, плата за выбросы загрязняющих веществ, поступления в целевой фонд местного бюджета этих средств и пр.). В результате развития и укрепления связей предприятий с местными органами самоуправления на территории достигается комплексное социально-экономическое развитие, которое обеспечивает рациональное использование территориальных ресурсов, а также создание экологических объектов для многих предприятий, расположенных в городе или промышленном узле. Общая заинтересованность в снижении антропогенных нагрузок на природную среду способствует ускорению внедрения достижений научно-технического прогресса природопользования, составляющих базу наукоемких, высокотехнологичных, природосберегающих производств и технологий.

Хорошо организованное взаимодействие территорий и предприятий позволяет создать предпосылки экономного бережного отношения к природным ресурсам за счет минимизации отходов на всех этапах производства. Такими этапами являются: изъятие ресурсов из природной среды, их использование (снижение удельных норм), утилизация (повторное и последовательное использование единицы ресурса в интересах многих потребителей, как на данном предприятии, так и в процессе кооперирования предприятий для рационального природопользования).

Независимо от значимости экологических проблем и задач, объемов работ, связанных с их решением, планы природопользования должны предусматривать:

- неистощительное использование невозобновимых ресурсов;

- рациональное использование невозобновимых ресурсов.

Реализация таких подходов способна гарантировать внедрение комплексного природопользования, ориентированного на достижение целей устойчивого развития Российской Федерации и предусматривающего научно обоснованные экологические методы разработки минеральных, водных, земельных, лесных и других ресурсов.

Внимание разработчиков планов природопользования должно быть сосредоточено на максимально полной выработки извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов за счет сокращения отходов, образующихся при их добыче и переработке, до минимума.

Планирование природопользования всегда должно быть направлено на снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, что предполагает уменьшение выбросов в атмосферу, сбросов в водные источники, а также отходов, размещаемых в литосфере. Параллельно в планах большое внимание уделяется реализации проблем ресурсосбережения, в частности, снижению удельных показателей по энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг, а также производству товаров, рассчитанных на длительное использование до наступления износа.

Работа по созданию планов природопользования будет считаться успешной, если их реализация обеспечить качество атмосферного воздуха, воды и почвы в соответствии с нормативными требованиями.

В планах природопользования значительное место должно уделяться разработке мероприятий по решению энергетических проблем, острота которых в Российской Федерации определяется, с одной стороны, повышенной энергоемкостью промышленного производства и социальных услуг, а с другой - ограниченностью топливных ресурсов, их неравномерным распределением по территории страны.

В последнее время большую весомость приобретают проблемы, обусловленные негативным воздействием транспорта на окружающую среду.

В этой связи необходимо включение в планы природопользования мероприятий по модернизации и развитию экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и систем контроля, а также новых видов топлива, в том числе неуглеродного.

Планирование, как процесс, всегда начинается с анализа исходного и прогнозируемого состояния окружающей среды и использования природных ресурсов, что позволяет определить ключевые экологические проблемы. Исходные материалы и данные для такого анализа могут быть получены на основе оценки воздействия на окружающую среду.

Важным этапом планирования, базирующимся на результатах анализа, является ранжирование проблем охраны окружающей среды и природопользования, определяющих стратегические цели экологической политики на основе критериев с учетом степени риска, обусловленного загрязнением окружающей среды. При этом могут быть использованы следующие критерии:

- ущерб здоровью людей;

- ущерб продуктивности природных ресурсов;

- ущерб экосистемам;

- ущерб производственным мощностям и объектам жизнедеятельности.

Следующий этап планирования связан с оценкой и ранжированием мероприятий (инвестиционных проектов), направленных на решение проблем охраны окружающей среды и природопользования.

Для этого обычно применяются следующие характеристики:

- экологическая эффективность мероприятий;

- экономическая осуществимость мероприятия;

- организационная обеспеченность мероприятия.

Значительную часть работы при планировании природоохранной деятельности составляет определение источников и механизмов финансирования конкретных природоохранных мероприятий (инвестиционных природоохранных проектов).

В качестве механизмов финансирование наиболее часто используются безвозмездные субсидии, предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям из бюджета разных уровней.

В плане природопользования следует уделять внимание и тем трудовым ресурсам, которые связаны с реализацией плана, предусмотрев для этого непрерывное совершенствование экологических знаний производственного персонала, а в случае необходимости - переподготовку или повышение квалификации участников внедрения запланированных мероприятий.

Для анализа материалов в ходе планирования природопользования могут использоваться не только расчетные методы, но и методы экспертных оценок.

В заключение необходимо подчеркнуть, что на всех этапах создания плана природоохранной деятельности следует обеспечивать согласованность разрабатываемых мероприятий с действующими целевыми программами, как по содержанию самих мероприятий, так и по срокам их реализации.

Мероприятия по охране природы требуют значительных затрат. Поэтому важное значение в стратегическом планировании придается оценке экономической и социальной эффективности инвестиций в природоохранную сферу. Социальная эффективность мероприятий по охране окружающей среды измеряется отношением натуральных показателей, отражающих социальный результат, к затратам, тре­бующимся для его достижения. Экономическая эффективность опре­деляется путем отнесения первичных эффектов к вызвавшим их затратам. Первичные эффекты, в свою очередь, рассчитываются по разности показателей отрицательного воздействия на окружающую среду и разности показателей состояния окружающей среды до и по­сле проведения мероприятий. При расчетах на длительную перспек­тиву учитывается роль факторов, влияющих на изменение эффекта и затрат: рост производства, изменение численности населения, науч­но-технический прогресс и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: