Основной задачей аптеки является обеспечение населения лекарственными средствами, предметами санитарии, гигиены и ухода за больными, перевязочными материалами, дезинфекционными средствами и другими изделиями медицинского назначения. Аптека осуществляет производственную, снабженческую, торговую, финансовую и хозяйственную деятельность.
Объем работы аптеки определяется двумя показателями:
1. Рецептурой, то есть количеством лекарственных средств, отпущенных по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений;
2. Товарооборотом.
В зависимости от объема выполняемой работы в аптеке могут быть организованы следующие самостоятельные структурные подразделения.
1. Отдел запасов (в крупных аптеках) (03).
2. Рецептурно-производственный отдел (РПО).
3. Отдел готовых форм (лекарственных средств) (ОГФ, ОГЛС).
4. Отдел по безрецептурному отпуску (ОБО).
5. Отдел оптики.
Структурными подразделениями аптеки также являются аптечные пункты и аптечные киоски, находящиеся за пределами аптеки.
|
|
Рассмотрим подробнее функции, осуществляемые аптекой.
· Производственная деятельность аптеки осуществляется на базе рецептурно-производственного отдела и заключается в изготовлении лекарственных средств по рецептам врачей и фасовке лекарственных средств в индивидуальные упаковки.
· Снабженческая функция аптеки осуществляется в том случае, если аптека поставляет лекарственные средства и прочие товары аптечного ассортимента в лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники и др.).
· Торговая функция аптеки является преобладающей. Она заключается в отпуске покупателям (физическим и юридическим лицам) товаров за наличный расчет, в порядке оптового отпуска, а также по льготным и бесплатным рецептам.
· Финансово-хозяйственная деятельность аптеки заключается в создании оптимальных условий для получения максимального объема прибыли.
Несмотря на то, что в настоящее время, аптека по сути является торговым предприятием, все же существует ряд особенностей, не позволяющих однозначно отнести аптечный бизнес к торговле. Основной причиной этого является специфический характер ассортимента товаров, реализуемых в аптеке. Это обстоятельство оказывает влияние на:
· 1. уровень торговой надбавки;
· 2. структуру ассортимента;
· 3. величину и структуру издержек.
Частные аптеки, как правило, не занимаются изготовлением и фасовкой лекарственных средств, а также отпуском наркотических, сильнодействующих и ядовитых лекарственных препаратов. В ассортименте таких аптек редко встречаются специфические лекарственные средства. Кроме того, частные аптеки не реализуют медикаменты в порядке льготного и бесплатного отпуска. Ассортимент данной группы аптек полностью ориентирован на получение прибыли.
|
|
В зависимости от формы собственности, объема и видов деятельности аптеки и ряда других факторов, по-разному будут расставлены акценты в общей системе управления аптекой.
Выделим ряд наиболее важных элементов системы управления:
1. Экономический анализ деятельности предприятия;
2. Управление персоналом;
3. Бизнес-планирование;
4. Проведение маркетинговых исследований.
Экономический анализ деятельности аптеки помимо самостоятельного значения также является базой для последующего составления бизнес-плана.
Для того чтобы понять место экономического анализа в системе управления аптекой, вначале необходимо рассмотреть движение информационных потоков на предприятии.
На данном этапе управленческий персонал осуществляет следующие функции:
1. оперативно отслеживает изменения в законодательстве с целью внесения, соответствующих корректив в деятельность предприятия;
2. осуществляет контакты с местными и вышестоящими органами управления фармацевтической деятельностью;
3. контролирует соблюдение налоговой дисциплины;
4. ведет работу с акционерами;
5. на макроуровне решает вопросы о поставках товаров.
Передача данных статистической отчетности в органы государственной статистики, а также взаимодействие с единой информационной сетью (справка о наличии медикаментов), как правило, не требует вмешательства управленческого персонала.
Аптека представляет собой сравнительно небольшое предприятие, и управленческие функции осуществляются непосредственно директором аптеки. Если аптека крупная и имеет много подразделений, то часть управленческих функций может выполняться заместителями руководителя.
К руководителю информация поступает как от внешних, так и от внутренних источников. По отношению к директору внутренними источниками информации являются бухгалтерия, подразделения аптеки и персонал предприятия.
Внешними источниками информации являются органы государственной власти, акционеры или собственники аптеки (не принимающие непосредственного участия в деятельности предприятия), покупатели, а также фирмы-поставщики и прочие контрагенты (например, фирмы, оказывающие информационные, консалтинговые, ремонтные, строительные и другие услуги).
Рассмотрим схему информационных потоков между руководителем аптеки и источниками управленческой информации:
1. Директор - бухгалтерия. В бухгалтерии любого предприятия собирается всесторонняя информация о его деятельности. С точки зрения пригодности для целей управления директору могут понадобиться:
· данные бухгалтерской отчетности;
· данные о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями;
· данные о товарообороте;
· данные об издержках;
· информация о финансовой деятельности предприятия;
· другая информация учетного характера.
2. Директор - подразделения. На данном этапе директору может потребоваться следующая информация:
· данные о товарообороте данного подразделения;
· данные о структуре ассортимента данного подразделения;
· информация о трудозатратах в данном подразделении;
· данные о качестве обслуживания в данном подразделении;
· другая информация управленческого характера.
3. Директор - персонал. На этом этапе директор контролирует трудовую деятельность коллектива в целом. Одновременно решаются вопросы подбора и перестановки кадров.
4. Директор - поставщики. В рамках данного информационного потока директора может интересовать следующая информация:
· общее количество организаций, обеспечивающих поставку товаров в аптеку;
|
|
· величина и динамика абсолютных показателей кредиторской задолженности;
· удельный вес доли каждого поставщика в общем объеме кредиторской задолженности;
· условия поставок и расчетов, сложившиеся на предприятии;
· другая информация о поставщиках.
5. Директор - покупатели. Если рассматривать данный информационный поток в широком понимании, то в его рамках директор получит следующую информацию:
· структуру и динамику покупательского спроса;
· состояние расчетов с покупателями (особенно расчетов за медикаменты, отпущенные по бесплатным и льготным рецептам);
· абсолютную величину, структуру и динамику дебиторской задолженности;
· информация о масштабах неудовлетворенного спроса;
· структуру реализации (информация об удельных весах разных видов реализации в товарообороте аптеки).
6. Директор - органы власти. Информационное взаимодействие с органами власти подразумевает своевременное доведение до сведения дирекции изменений в налоговом, гражданско-правовом законодательстве, а также принятия разнообразных подзаконных нормативных документов (например, писем местного комитета фармации).
Рассмотрим подробнее информационные потоки внутри аптеки.
Каждое подразделение получает информацию и из внешних и из внутренних источников. Но информация, получаемая, например, от поставщиков подразделением аптеки, бухгалтерией и директором буде разной. Каждое подразделение накапливает "свою" информацию. Далее разные информационные "блоки" складываются и дают полную картину деятельности аптеки в широком смысле.
Информационный поток, предназначенный для дирекции, рассмотрен выше, поэтому подробнее остановимся на двух других звеньях системы.
К "Подразделениям" отнесены все отделы аптеки, занятые основной деятельностью.
Рассмотрим подробно содержание каждого информационного потока, замыкающегося на подразделении аптеки.
1. Подразделение - дирекция. Нисходящий информационный поток к подразделению заключается в руководстве его деятельностью дирекцией. От подразделения руководству передается следующая информация:
|
|
· объем реализации;
· данные о неудовлетворенном спросе;
· структура реализации.
2. Подразделение - бухгалтерия. Взаимодействие с бухгалтерией заключается в передаче данных о поступивших и реализованных товарах. Все подразделения составляют товарные отчеты. Каждый товарный отчет содержит информацию, как правило, за три календарных дня. Принятые отделом льготные и бесплатные рецепты подлежат отдельному учету внутри подразделения. Данные из рецептов должны ежедневно вноситься в специализированную программу учета льготных рецептов. Полученная база данных по льготному отпуску представляет аналитический интерес. Её ценность с точки зрения экономического анализа будет рассмотрена ниже.
По данным отпуска по льготным и бесплатным рецептам за каждый день автоматически формируются реестры, которые затем вместе с рецептами передаются в бухгалтерию.
3. Подразделение - другие подразделения. В аптеке нередко бывает ситуация, когда товар в подразделение поступает от других подразделений. Если в аптеке имеется отдел запасов, то товар от поставщиков вначале поступает в него. Затем из отдела запасов товар по накладным передается в подразделения, где и подлежит реализации. В случае, если товар длительное время не реализован, то он возвращается в отдел запасов, который далее либо, если это возможно, возвращает товар поставщику, либо ищет другие варианты реализации.
Если отдел запасов в аптеке отсутствует, то заказом товара у поставщиков занимается руководство каждого подразделения. В этом случае нередко движение товаров между отделами, которое оформляется накладными на внутреннее перемещение.
4. Подразделение - поставщики. Этот информационный поток содержит данные о поставщиках, вариантах предлагаемых ими условий поставок, расчетов, сравнительный анализ прайс-листов и т. д
5. Подразделение - покупатели. Подразделение предоставляет покупателям информацию:
· о наличии товаров в аптеке,
· о наличии товаров в аптеках населенного пункта;
· о ценах на товары, их синонимы, аналоги.
От покупателей поступает информация о структуре и динамике спроса, а также о неудовлетворенном спросе.
Бухгалтерия аптеки является максимально информационно насыщенным звеном аптеки.
Сюда стекается учетная информация от всех подразделений, здесь поступившая информация обобщается, регистрируется, систематизируется, анализируется. Представленная в требуемом формате учетная информация служит в дальнейшем для принятия управленческих решений.
С целью дальнейшего использования для решения аналитических задач, бухгалтерская информация может быть систематизирована по следующим блокам:
· расчеты с поставщиками;
· расчеты с покупателями;
· расчеты с персоналом по оплате труда;
· основные фонды аптеки;
· движение товаров и товарные запасы;
· издержки обращения;
· бухгалтерская отчетность.
Все эти блоки имеют самостоятельное аналитическое значение.
Получив представление о том, как проходят информационные потоки в аптеке, следует обозначить на каком этапе какие аналитические исследования следует проводить.
Во избежание излишней на данном этапе изложения детализации, за основу примем схему внутреннего информационного потока в аптеке. Аналитические исследования должны проводиться не только на этапе передачи данных из одного блока в другой, но и внутри каждого блока.
В подразделениях реализуются следующие направления анализа:
· анализ структуры и динамики товарных запасов;
· анализ трудозатрат сотрудников подразделения и эффективности его деятельности;
· элементы анализа спроса и предложения.
В бухгалтерии осуществляются следующие виды анализа:
· анализ расчетов с поставщиками и покупателями;
· анализ эффективности использования активов аптеки, в особенности, оборотных активов;
· анализ структуры и динамики издержек обращения:
· анализ бухгалтерской отчетности аптеки.
В дирекции аптечного предприятия должна анализироваться динамика развития аптеки в целом. Так как неотъемлемой функцией дирекции является перспективное планирование деятельности предприятия, на этом участке осуществляется прогнозный анализ, который далее ложится в основу бизнес – плана.
Вся информация, изложенная выше является информационной базой для проведения функционально – стоимостного анализа. Первым этапом проведения ФСА является выделение основных бизнес – процессов. Основными бизнес – процессами в ООО «Фармация» являются:
1. Проведение анализ деятельности аптеки;
2. Управление персоналом;
3. Планирование деятельности (бизнес – планирование, бюджетирование, маркетинговые исследования);
4. Снабжение аптеки лекарственными средствами;
5. Реализация товаров через торговые подразделения;
6. Выполнение финансовых операций.
Теперь рассмотрим бюджет затрат ООО «Фармация» на 9 месяцев 2004 года:
Бюджет затрат (руб.) Таблица 1.
Наименование затрат | Предполагаемые затраты за месяц | Планируемые затраты на I кв. 2004 г. | Планируемые затраты на II кв. 2004 г. | Планируемые затраты на III кв. 2004 г. | Планируемые затраты на 9 месяцев 2004 г. |
Переменные затраты | |||||
Закупка медикаментов | 2606,94 | 7820,82 | 7820,82 | 7820,82 | 23462,42 |
Транспортные расходы | |||||
Затраты на электроэнергию | |||||
Постоянные расходы | |||||
Расходы на рекламу и продвижение | |||||
Командировки | |||||
Зарплата персонала | |||||
Начисления на зарплату персонала | 1763,05 | 5289,15 | 5289,15 | 5289,15 | 15867,45 |
Коммунальные услуги | |||||
Канцелярские товары | |||||
Телефон | |||||
Аккредитация и разрешительные документы | |||||
Охранная и пожарная сигнализации | |||||
Оплата банковских услуг | |||||
Амортизация | 1752,92 | 5258,76 | 5258,76 | 5258,76 | 15776,28 |
Рис. 1. Распределение месячных трудозатрат, связанных с выполнением бизнес – процессов в ООО «Фармация».
Благодаря данному типу оценок можно сделать вывод, что наиболее емким бизнес-процессами в фирме являются реализации товаро и снабжение, что вполне закономерно для торговых организаций.
Следующий этап – оценка трудозатрат структурных подразделений (рис. 11.):
· администрация (проведение анализа деятельности, управление персоналом);
· финансовый отдел (выполнение финансовых операций);
· коммерческий отдел (планирование деятельности, снабжение);
· непосредственно аптека (реализация).
Рис. 3. Оценка трудозатрат структурных подразделений ООО «Фармация» за месяц.
Из данной оценки можно сделать вывод, что загруженными являются все отделы, за исключением финансового.
В ООО «Фармация» выделены следующие центры ответственности:
· центры дохода (аптека);
· центры прибыли (коммерческий отдел);
· центры затрат (администрация, финансовый отдел).
На Рис. 13 приведена диаграмма оценки по центрам ответственности, на которой представлены планируемые показатели доходов, затрат и прибыли фирмы на определенный промежуток времени, а именно на 9 месяцев 2004 года.
Рис. 5. Оценка центров ответственности ООО «Фармация».
Из рисунка 13 видно что в стоимостном выражении размер прибыли невелик, однако если мы проанализируем соотношение прибыль/затраты, то мы увидим что полученная прибыль до уплаты единого налога является наценкой, установленной в размере 37,5%. Законодательно установленный предел наценки для аптечных учреждений составляет 40%, поэтому делаем вывод что полученный результат не так уж плох.
Любая аналитическая деятельность, как правило, основывается на представлении объектов исследований в виде моделей, служащих для исследования поведения объекта в различных условиях. Характер модели зависит от вида описания системы. В ФСА приняты следующие описания объектов анализа: структурное, функциональное и функционально-структурное. Каждому из них соответствует определенный результат: структурная (структурно-элементная), функциональная и функционально-структурная (совмещенная) модели, определения которых приводились ранее.