1) Понятие и виды финансовых правовых норм. Особенности этих норм, их структуры;
2) Понятие финн правоотношений, их особенности и виды;
3) Юридические факты в ФП;
4) Субъекты финн правоотношений и их классификация. Критерии, предъявляемые к субъектам;
5) Способы правовой охраны интересов субъектов финансово-правовых отношений. Методы принуждения и убеждения в ФП;
6) Санкции, применяемые за нарушение норм ФП и их особенности.
1) Финансовая правовая норма - это установленная государством и обеспеченное мерами гос принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Это исходные первичные элементы, из которых финансовое право состоит как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присуще и особенности. ФПН – это писанные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме, в точно установленный срок, регулируют содержание права и обязанности субъектов. Основная особенность ФПН состоит в том, что они носят императивный характер. Вторая особенность: реализация большинства из них политически направлена, т.е. реализация многих норм ФП, в частности бюджетного, налогового, валютного призвана обеспечить фактические интересы субъектов только в русле государственной финансовой политике, т.к. финн деят-ть государства – это политически зависимая деят-ть. ФПН содержат признаки как общие (для всех правовых норм), так и специфические, характерные только для ФП.
|
|
Общие признаки:
· Нормы устанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечивает принудительное силой государства;
· Правило поведение общего характера обращенное ко всем участникам, регулируемых ею общественных отношений;
· Норма ФПН возлагает на участников отношений юридические обязанности и предъявляет им субъективные права;
· ФПН всегда выражена, в каком-либо правовом нормативном акте (закон, указ, призаз и т.д.).
Специфические признаки ФПН обусловлены особенностями предмета или метода финансово-правового регулирования:
· У ФПН целевое назначение – это плановое распределение, использование;
· ФПН редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом правовой нормы;
· ФПМ являются средством реализацией публичных, а не частных интересов;
· Имеют нестабильный характер;
· Существуют нормы расчета.
Классификация ФПН важна для понимания особенностей финансово-правового регулирования и уровня финансового законодательства:
|
|
1. По способу воздействие (в зависимости от функций)
1.1.Регулятивные
А)обязывающие
Б) запрещающие
В) управомочащие
2. ФПМ выделяются в зависимости от их содержания
1.1. материальные
1.2. процессуальные
3. ФПН делятся в зависимости от того какую операцию выполняют в процессе правового регулирования, по специализации
3.1. общезакрепительные
3.2. нормы дефиниции
3.3. нормы, принципы
3.4. императивные нормы
3.5.нормы коллизионные
4. Рекомендательные нормы.
5. Нормы по объему действия:
5.1. общие;
5.2. специальные.
6. по территории.
7. по времени действия.
ФПМ имеет определенную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Структура ФПН – это ее внутреннее строение, ее составные части. Финансовая правовая норма не всегда тождественна статье финансового правового акта, как правило, все элементы из которых состоит ФПН не содержится в статье, а обычно размещается в статьях (83, 116 налогового кодекса).
Налоговое правонарушение.
Внутренний финн контроль; независимый финн контроль