Принцип сбалансированности бюджета (ст.33 БК РФ)

Мы сказали, что это количественное соотношение доходов и расходов бюджета. В любом случае, это предусматривает, что каждый ежегодный закон о бюджете должен предусматривать источники, механизмы сбалансированности бюджета. Если бюджет не сбалансирован, то это неправомерно.

Законодатель говорит: общая сумма расходов = доходы + источники финансирования дефицита.

Мы можем принимать бюджет с дефицитом, но мы должны сбалансировать бюджет, определив источники финансирования дефицита.

Бюджетное законодательство специальным образом определяет источники финансирования бюджета. Могут быть МБТ (для внебюджетных фондов, особенно), заимствования (внутренние и внешние). Заем можно взять у физических лиц (путем выпуска облигаций), у юрлиц, у иностранных организаций. Для ГВФ остатки денежных средств могут тоже являться источником финансирования дефицита. Источники определены, короче.

А если профицитный бюджет? Зачем принимать профицитный бюджет? Куда направить излишки? У нас реального профицита не было, был только технический профицит.

Нужно понимать, что мы планируем доходы и расходы в течение финансового года. В реальности поступление доходов и осуществление расходов происходит неправомерно. В начале финансового года доходов мало, как правило. А в конце финансового года, когда нужно осуществить расходы, ситуация такая: денежные средства есть, но их не можем освоить (их слишком много).

Конечно, БК не детализирует принцип сбалансированности, но задача органов исполнительной власти (которые исполняют бюджет), заключается в том, чтобы максимально использовать механизмы для сбалансированности бюджета. Чтобы не было кассового разрыва (это когда нужно расходы осуществить, а денег к сроку нет, они позже появятся), это необходимый элемент планирования (кассовый план поступлений и выплат из бюджета).

Поэтому, не столько даже вопрос сбалансированности бюджета на момент его принятия важен, сколько он важен в течение фактического периода его исполнения.

Этот принцип предполагает, что если мы принимает дефицитный бюджет, у нас в БК есть ограничение количественного дефицита. Принцип сбалансированности исходит из минимализации дефицита.

Для субъектов РФ и МО (там количественные пределы дефицита) эта норма обязательная. Если будет принят закон о бюджете субъекта (или решение о местном значении) с превышением этого ограничения, то РФ может принять меры принуждения в финансовой сфере. Несоблюдение ограничения дефицита является нарушением условий предоставления МБТ, поэтому МБТ могут быть сокращены. Прокуроры могут пойти в СОЮ с требованием о признании незаконным закона о бюджете субъекта РФ (несоответствие требованиям БК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: