Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.
Для социально - философского анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».
Индивид – это отдельная особь, которая сочетает в себе уникальный комплекс врожденных качеств и приобретенных свойств.
Индивидуа́льность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность - выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
|
|
Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязей с другими людьми.
Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам.
Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.
Основные характеристики личности. В современном обществознании выделяют такие основные характеристики личности: наличие воли, разума, свободы и чувств, которые в общей сложности ведут к персонализации. Давайте рассмотрим, что значит каждый атрибут личности.
Под волей подразумевается способность человека совершать определенные действия по своему желанию, и возможность нести за них ответственность.
Идейное отношение человека к действиям совершенным благодаря проявлению воли называется свободой.
Способность анализа последствий совершенных действий имеет название разум.
Чувства представляют собой эмоциональный процесс, который сопровождает то или иное сознательное действие человека.
|
|
Существует множество типологий, например: типология людей по темпераменту, типу нервной системы - сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик; по опыту - достигшие пика мастерства и не достигшие; по эмоциональной направленности: интроверты (замкнутые на себя) и экстраверты - контактирующие с внешним миром.
По социальной направленности существуют:
1) ориентированные на традицию люди, характеризующиеся стандартным потреблением,
2) внутренне ориентированные - склонные к пассивной безопасности через уход в личный внутренний мир (стремятся к равновесию в частной жизни, бесконфликтным отношениям),
3) внешне ориентированные, открытые переменам, прогрессу, рискованным предприятиям.
Следует сказать, что основные свои качества человек как личность всегда проявляет в действиях, деятельности. Выделим некоторые важные виды деятельности, определяющие облик человека как личности, роли, которые он выполняет по жизни.
Первый тип личности. Человек разумный, управляющий своим поведением с помощью сознания. Разумность человека проявляется, прежде всего, в творческой, познавательной деятельности, в умении планировать свою деятельность, в способности ставить конечные цели и достигать их. Человек - сложное существо, включающее в себя целую систему взаимосвязанных желаний, влечений, потребностей, идеалов, целей. Разумность человека проявляется, прежде всего, в умении управлять своим внутренним миром через призму существующих, общезначимых общественных норм, правил, законов.
По мнению И. Канта, в сознании каждой личности должна существовать идея нравственного долга, закона, которая и есть свидетельство высшей природы человека. Существование такого нравственного долга позволяет сочетать индивидуальные и всеобщие интересы. При этом высшие общественные ценности воспринимаются как свои, а исполнение нравственного закона получает поддержку не только разума, но и всех человеческих чувств. Таким образом, человек разумный - это, прежде всего личность моральная.
Второй тип личности. Человек делающий, то есть умелый человек, квалифицированный работник, специализирующийся в какой-либо сфере трудовой деятельности. В каждом обществе существует социально-профессиональная пирамида (от грузчика до академика), включающая десятки тысяч специальностей и позволяющая каждой личности найти себя в этой пирамиде. Степень квалифицированности, являющаяся важнейшим показателем сущности человека как личности, задает стиль, уровень, качество жизни (в целом образ жизни) через систему различной оплаты труда, разных требований к уровню образования, общей культуры и т.д. Каждый человек должен все время стремиться к повышению своей квалификации, а в обществе должна существовать система мер, стимулирующая его ко все более совершенному самовыражению через труд.
Третий тип личности. Человек играющий. Наряду с потребностью самовыражения в труде, у каждой личности есть также стремление самореализовать себя целостно, в других сферах жизни, Игра и является одной из таких других форм самоутверждения. В игре, по-своему культурно реализуется еще одна очень важная потребность личности - превосходить в чем-то других. Культурность этой формы самореализации заключается в том, что справедливость победы одного (одних) над другим (другими) признается всеми, если она добыта в честной борьбе - на основе правил игры.
Различают следующие виды игр:
1) игра-борьба, состязание, в частности спорт,
2) игра-жребий с элементами случайности, а также с элементами просчета возможной ситуации (классический пример - азартные игры),
3) игра-подражание: кино, театр, шоу и т.д.,
4) игра с самим собой, со своими возможностями, иногда на грани жизни и смерти: альпинизм, рискованные шоу - ныряние с высокой скалы в воду и др.
|
|
Игра является одной из древнейших форм представления человеку возможности выйти в другой мир со своими правилами, испытать там себя, почувствовать при этом полноту жизни. Кроме того, в процессе игры человек растет как интеллектуально, так и физически (игра в какой-то мере творит человека). Поэтому по мере роста культуры, людской индивидуальности, ценность и роль игры в обществе также растет. При этом сами игры растут как количественно (вширь), так и качественно (вглубь).
Четвертый тип личности, человек творческий - это человек, испытывающий недостаток информации, знаний, умений, навыков в процессе жизни и обладающий способностью создавать что-то новое. Каждому личности присуща продуктивная и репродуктивная деятельность. Репродуктивная деятельность - это воспроизводящая, повторяющая деятельность; продуктивная - изменяющая, порождающая новое.