(Работу проводите в вытяжном шкафу!)
Соберите прибор по рисунку. В колбу Вюрца положите немного медных стружек, в капельную воронку налейте конц. азотной кислоты. Небольшими порциями приливайте в колбу кислоту. Соберите выделяющийся газ в 3 цилиндра (две банки и пробирку), закрыв их стеклянными пластинками.
Получение NO2: ……………………………………………………………………………..
Испытайте, горят ли в NO2 тлеющая лучина и зажженный красный фосфор.
Уравнения реакций: ………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Оксид азота(…) в сравнении с оксидом азота(…) легче отдает кислород.
Опустите цилиндр (пробирку) с NO2 в ванну с водой и под водой снимите стеклянную пластину. Покачайте сосуд. Когда уровень воды перестанет подниматься, закройте сосуд стеклянной пластинкой и выньте из ванны. Испытайте полученный раствор индикатором.
Уравнение реакции: ………………………………………………………………………..
|
|
Опыт 8Л. Окислительно-восстановительные свойства нитрит-иона
а) Налейте в пробирку немного раствора перманганата калия, подкислите его серной кислотой и добавьте раствор нитрита натрия. Слегка нагрейте.
Уравнение реакции …………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
NO2- - ион проявляет ………………............ свойства.
б) Налейте в пробирку немного раствора нитрита натрия, подкислите его серной кислотой и добавьте раствор иодида калия. Наблюдайте выделение иода. Повторите опыт с раствором бромида калия. Протекает ли реакция в этом случае? Дайте объяснение.
HNO2 + e- + H+ ↔ NO + H2O; φ0 = ……………………
I2 + 2e- ↔ 2I-; φ0 = ……………………
Br2 + 2e- ↔ 2Br-; φ0 = ……………………
Уравнения реакций: ………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Вывод: ……………………………………………………………………………………….............
…………………………………………………………………………………………………………..
Опыт 9Д. Окислительные свойства азотной кислоты
(Работу проводить в вытяжном шкафу!)
а) Взаимодействие HNO3 с металлами. Поместите в пробирку немного железных опилок или стружек и прибавьте умеренно разбавленной HNO3. Наблюдайте за происходящим.
Поместите в пробирку немного цинковой пыли (кусочек металла) и прибавьте очень разбавленный раствор HNO3. Энергично взбалтывайте смесь в течение нескольких минут. По запаху (Осторожно!) определите, какой газ выделяется. (Слейте раствор с непрореагировавшего металла и докажите наличие в растворе ионов NH4+).
|
|
Уравнения реакций:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
б) Взаимодействие HNO3 с неметаллами. В фарфоровую чашку налейте немного конц. раствора азотной кислоты, положите в нее кусочек серы и осторожно нагрейте, поставив чашку на асбестовую сетку. Наблюдайте за происходящим. Охладите реакционную смесь, перелейте жидкость в пробирку и прибавьте раствор соли Ва2+ (с какой целью?).
Уравнения реакций:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8
Фосфор и его соединения
Цель работы: Познакомиться со свойствами фосфора, его оксидов, кислот и солей.