Двигательный навык

Образование двигательного навыка является одним из центральных вопросов в понимании влияния тренировки на центральную нервную систему. Все спортивные двигательные навыки представляют собой произвольные движения. Процесс образования двигательного навыка протекает по типу сложного, комплексного условного двигательного рефлекса. В основе овладения двигательным навыком лежит образование двигательного стереотипа. Двигательный навык представляет собой приобретенную форму реакции или деятельности организма, выработанную путем упражнений по механизму временных связей.

В процессе "воспитания движением" совершенствуется деятельность центральной нервной системы, так как освоение двигательных навыков, приобретение

мастерства в них связаны с развитием тончайших координационных процессов с

выработкой условных рефлексов. По мере совершенствования функциональных возможностей организма улучшается течение процессов возбуждения и торможения,

что и лежит в основе быстроты, ловкости и экономности затрат энергии при выполнении сложных движений.

Обучение движениям имеет своим основным содержанием физический образ, то есть системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональным

способом управления своими движениями, приобретая таким путем необходимый в жизни фонд двигательных умений и навыков.

Установлена определенная фазность в протекании нервных процессов при формировании двигательного навыка.

Первая фаза (генерализация). Ее особенностью является широкая иррадиация возбудительного процесса в коре больших полушарий. В связи с относительной недостаточностью внутреннего торможения возникшее во многих анализаторах возбуждение широко иррадиирует, вызывая генерализацию возбудительного процесса в эффекторных двигательных клетках коры больших полушарий. Такая фаза характерна для начинающих спортсменов, только приступающих к изучению определенного вида спорта. Так, например, движения начинающего конькобежца не согласованы, он делает большое количество лишних движений, причем движения у него неуверенные, он быстро устает, так как затрачивает большое количество энергии. Наблюдают отсутствие согласованности в работе мышечной системы и внутренних органов.

Вторая фаза (концентрация). Она характеризуется значительным развитием внутреннего торможения. В процессе повторных тренировок происходит специализация условно-рефлекторных связей, в результате чего движения уточняются, иррадиация возбудительного процесса ограничивается, лишние, ненужные движения затормаживаются. Во второй фазе формирования двигательного навыка происходит постепенное становление коркового динамического стереотипа. Однако в этой фазе можно наблюдать срыв тормозного процесса. Необычные сильные раздражители, сопровождающиеся сильным возбуждением, могут ослабить тормозные процессы, в результате чего у спортсмена вновь появляются ошибки в выполнении движений, некоторая скованность их, неточность движений. Все это указывает на непрочное закрепление динамического стереотипа.

Третья фаза (стабилизация). Она характеризуется наличием уже закрепленного коркового динамического стереотипа, лежащего в основе двигательного навыка. В этой фазе процессы возбуждения и торможения чередуются в определенной последовательности: они обусловливают точное выполнение движений. Выполняемые движения отличаются точностью, слитностью, экономичностью. Наступает полная согласованность в работе двигательного аппарата и внутренних органов; – при этом значительно повышается общая работоспособность организма. Стоит только посмотреть на мастерское выполнение упражнений высококвалифицированным спортсменом — гимнастом, конькобежцем, лыжником и т. д., чтобы убедиться в высокой слаженности работы всех систем и органов. Не видно ни одного лишнего движения, ритм дыхания, работа сердечно-сосудистой системы составляют полную гармонию. Изумительная «ювелирная» отделка движений поражает своим совершенством и красотой.

В третьей фазе образование двигательного навыка завершается процессом автоматизации движений, в результате чего возникает состояние спортивной формы, при которой устанавливаются наилучшие взаимоотношения в деятельности всех систем и органов. Между мышечной системой, деятельностью внутренних органов и высшими отделами центральной нервной системы достигается наиболее совершенная функциональная связь,создаются новые стойкие очаги возбуждения. Появление таких центров возбуждения в коре головного мозга помогает подавлять другие патологические очаги возбуждения, связанные, к примеру, с болезнью и поддерживающие ее. Так, при некоторых неврозах физкультура заставляет отступить болезнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: