Мониторинг уровня развития компетентности в двигательной деятельности у детей 3-4 лет

Разработка заданий для отслеживания планируемых достижений и результатов усвоения программы тесно связана с нацеленностью и содержанием самой программы. Характеризуя традиционные направления работы в области физической культуры дошкольников, В.Т.Кудрявцев отмечает, что целью разработанных программ является формирование прочных динамических стереотипов (как основы навыка). Он выделяет схему работы с детьми: прямой показ взрослым (обучающим) образца движения - многократное воспроизведение детьми этого образца в однородных условиях – перенос усвоенного образца в новые ситуации, где соответствующее движение могло бы выполняться вариативно и навык благодаря этому закрепился бы окончательно (2, с.8). При этом он подчеркивает, что изначально жестко заданный и усвоенный эталон едва ли может быть творчески применен в будущем к нестандартным ситуациям.

Для оценки успешности работы в раскрытых направлениях по программам «От рождения до школы», «Детство» и др. главное внимание обращается на количественные показатели выполнения основных движений к концу учебного года, которые определяются при выполнении детьми специально разработанных контрольных двигательных заданий (Е.Н.Вавилова, А.Б.Лагутин, А.П.Усова и др.). В некоторых диагностических методиках предусматривается фиксация не только количественных показателей, но и правильности осуществления элементов техники выполнения основных движений (Т.С.Грядкина, Г.П.Лескова, Н.В.Полтавцева).

В качестве главного положительного результата освоения материала, заложенного в предложенных программах, всегда рассматривается прочно усвоенный двигательный навык и совсем не оценивается умение использовать разученное движение в нестандартных условиях, так как контрольные задания выполняются в специально созданных облегченных условиях, когда движение выполняется изолированно от других движений, ребенок действует наедине с самим собой.

Результативностью освоения детьми образовательной области «Физическая культура», в разработанной нами программе, служит не только уровень физической подготовленности дошкольника, овладение техникой выполнения физических упражнений, но и развитие способности к рациональному решению двигательных задач в игровой обстановке, когда условия действий приспособлены к возможностям детей, и в повседневной жизни, когда ребенок вынужден приспосабливаться к сложившейся ситуации. В связи с этим речь идет о развитии у дошкольников компетентности в двигательной деятельности, которая связана с овладением деятельностью, с обеспечением готовности к решению двигательных задач на основе приобретенных знаний и умений, жизненного опыта, учета внешних и внутренних ресурсов. Умение управлять двигательной деятельностью связано с достижением желаемого результата, способностью видоизменять свою деятельность в зависимости от условий и индивидуальных особенностей, с учетом своих преимуществ и недостатков.

Базой для способности к управлению двигательной деятельностью, к самостоятельному решению стоящих двигательных задач являются знания о разнообразных способах выполнения различных движений, познание общих правил, положений выполнения двигательных действий, рациональное использование разученных движений в зависимости от условий. Выявление наличия этих параметров должно быть содержанием заданий для мониторинга.

Как правило, в двигательной деятельности дошкольников присутствуют партнеры, поэтому потребуется установление взаимоотношений между играющими. Доброжелательные отношения легче складываются, если дети в своем поведении руководствуются установленными правилами.

Важно владеть умением объективно оценивать полученный результат, чтобы в случае неудачи внести коррективы для обеспечения в дальнейшем успеха. Требуются и умения создавать условия для осуществления двигательной деятельности. Наличие этих личностных качеств обеспечивает успешность в совместных играх со сверстниками и через разработанные задания могут быть выявлены при осуществлении мониторинга.

Вышеназванные качества являются базисной характеристикой личности для компетентности в двигательной деятельности и складываются они на протяжении всего дошкольного возраста, намечая в каждом возрасте содержание программы информационной, технологической, организационной, социально-коммуникативной компетентности. Для их выявления необходимо разработать специальные двигательные задания. В настоящее время нами создана программа становления базисных качеств у детей 3-х лет.

Реализация разработанной программы осуществляется в следующем направлении: на 1-2 занятиях идет познание основ техники выполнения основного движения, выделение общего правила действия, а в последующем создаются условия для руководства этим правилом при вариативном выполнении разучиваемого движения через действия с новым предметом и в новых ситуациях. Например, разучивается исходное положение для ног при бросании маленьких предметов одной рукой. Дети усваивают два правила: действовать по плану (сначала приготовиться, а потом бросать) и ту ногу, которая рядом с предметом, отставить назад (опустить руку с предметом вниз, постучать предметом по ноге и эту ногу отставить назад). После знакомства с новым движением и овладения им в общих чертах используются разные предметы для бросания (маленький мяч, мешочек, деревянные, целлулоидные, полиэтиленовые, бумажные шарики и т.д.), применяются разные задания («Прокати мяч до стены», «Забрось шарик на мат» и т.д.), но в этих заданиях отсутствует показ, в крайнем случае используется косвенная подсказка: «Прежде чем бросить, что нужно сделать? Проверь, какую ногу нужно отставить?»

Чтобы оценить овладение намеченными знаниями, умениями и навыками были разработаны задания для мониторинга промежуточных результатов функциональной линии развития. Если в процессе обучения знания и умения формировались с применением прямых заданий, то в мониторинге предусматривалось использование этого двигательного опыта в новых игровых условиях. Важно выявить способность детей на этом этапе обучения к самостоятельным действиям по известным правилам в подсказывающей обстановке, насколько ребенок руководствуется познанными правилами в своей деятельности в непривычной ситуации.

Рассмотрим содержание заданий для мониторинга, методику их проведения, фиксацию и анализ полученных результатов при обследовании уровня овладения разными основными движениями у детей младшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы выяснить, насколько привычным стал легкий бег при обычном его использовании, сколько детей и кто еще нуждается в напоминании о легком беге, а для кого даже в ситуации погони легкий бег стал привычным, разработан сценарий. Условия выполнения бега: на одном конце физкультурного зала шнурами ограничивается полоска (шириной 1,5 м.), на которой размещаются макеты деревьев – это «лес». Недалеко от этой полоски сбоку размещается детский стул, под которым лежит игрушечный медведь. На противоположной стороне на 4 детских стульях, стоящих в ряд, располагается по коробке, в которой лежат 4 – 6 гриба (картонные или объемные из счетного материала).

Инструктор по физической культуре вместе с детьми подходит к «лесу» и отмечает: «Какой красивый лес, здесь много деревьев». Затем идут на противоположную сторону и педагог обращает внимание на коробки, в которых лежат грибы. «Нужно взять один гриб из любой коробки и отнести его в лес, показать, где он рос, где его домик. Разместить в лесу нужно все грибы». Когда все грибы переселятся в лес, отмечается, сколько много грибов, они прячутся под деревьями и растут на полянке. «А кто еще живет в лесу? (Медведь). Посмотрите, а кто здесь в «берлоге» спит? Побежали быстрее отсюда, чтобы не разбудить его». Возвращаются на противоположную сторону. «Посмотрите, коробки пустые. А где грибы? Принесите их в коробки, но брать можно только по одному, помните, что там «медведь спит», бегайте так, чтобы не разбудить его. После того, как дети сделают 2-3 пробежки, «медведь» просыпается и догоняет детей (игрушку берет в руки воспитатель).

Этот сценарий позволяет проверить выполнение бега в трех ситуациях: во-первых, дети используют бег в привычных условиях (отнеси – принеси), когда относят грибы в лес, свободно размещают их; во-вторых, применяют бег в игровой ситуации («медведь» спит, бегать так, чтобы не разбудить его); в-третьих, бежать в ситуации погони, в экстремальных условиях, спасаясь от «медведя». Выполнение задания представлено не в форме прямого задания, а ориентирует детей на необходимость действия в определенной обстановке. Ребенок не сосредотачивается на беге, он занят грибами, а поэтому использование бега является средством решения ведущей задачи и выявляется привычный для ребенка способ выполнения бега.

Первый мониторинг был проведен в декабре 2013 г. Количество детей, одновременно участвующих в мониторинге, связывается с числом педагогов, ведущих наблюдение (каждый педагог может фиксировать одновременно поведение 2 – 3 детей). Игра длится 10-15 минут, а поэтому можно задействовать обоих воспитателей группы, психолога, музыкального руководителя, методиста детского сада. Мониторинг можно проводить с подгруппами детей.

Фиксация выполнения бега проводится по двум показателям – легкость бега, которая является значимой для предупреждения плоскостопия, и отсутствие столкновений при перемещении в разных направлениях, влияющее на предупреждение травматизма и установление взаимоотношений между детьми. Эти данные заносятся в таблицу, а при обработке материала оцениваются в баллах.

Рассмотрим правила фиксации поведения ребенка. Сначала заполняется раздел таблицы «Бег в привычной обстановке». Ребенок выполняет 3-4 пробежки при перенесении грибов в лес. Если он постоянно демонстрирует легкость в беге, то в соответствующей графе ставится один «+», сколько бы пробежек не было. Если ребенок пользуется то легким бегом, то топающим шагом, в этой графе ему ставится два знака – «+» и «-». Если во всех пробежках у ребенка наблюдается топающий бег, то в графе ставится знак «-». Точно так же заполняются графы разделов «Бег в игровой ситуации», «Бег в ситуации погони».

При обработке полученного материала результат оценивается в баллах. За наличие в графе одного знака «+» засчитывается 1 балл, наличие двух знаков в графе позволяет начислить 0,5 балла; наличие в графе одного знака «-» позволяет зафиксировать 0 баллов. Подсчитывается число баллов, набранного каждым ребенком, при действиях в каждой ситуации, а затем определяется общее количество баллов. Таблица № 1 позволяет проанализировать действия каждого ребенка в названных ситуациях.

При обработке полученных результатов было выделено 3 подгруппы детей: к первой подгруппе отнесли детей, которые исследуемую сторону выполнения движения проявляли постоянно; во вторую подгруппу внесли детей, у которых эта сторона выполнения движения проявлялась нестабильно; третья подгруппа детей характеризовалась отсутствием проявления исследуемой стороны выполнения движения.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: