История арбитражного судопроизводства в России

Издревле в Российском государстве существовали суды для рассмотрения споров, связанных с коммерческой деятельностью. Первое упоминание о торговом суде на территории Руси в уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславовича встречается в 1135 году. Особые таможенные суды, состоявшие "из лучших торговых людей", были учреждены в 1667 году[1]. Первый коммерческий суд был основан в Одессе в 1808 году. А спустя 24 года указом императора Николая 1 были утверждены учреждения коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства, которые действовали вплоть до 1917 года. Советская власть упразднила коммерческие суды декретом №1 и с этого момента все споры между государственными организациями решались в административном порядке. После октябрьской революции, разногласия, возникающие между предприятиями и организациями, решались в административном порядке вышестоящими органами управления. Однако с развитием хозяйственных отношений, возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. Создание органов государственного арбитража датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями" (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1922 г., № 60, ст. 769). Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах - арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях. Создание специальных органов для разрешения имущественных споров между государственными организациями было связано с проведением мероприятий по укреплению социалистической законности, внедрению хозяйственного расчета в деятельности этих организаций в период осуществления новой экономической политики. В связи с образованием Союза ССР ЦИК и СНК СССР б мая 1924 г. утвердили Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1924 г., № 62, ст. 618), которым была определена ее компетенция и важнейшие принципы арбитражного процесса. В Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик (СЗ СССР, 1924 г. № 23, ст. 203) указывалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются: Высшей арбитражной комиссией при СТО СССР; Высшими арбитражными комиссиями при ЭКОСО союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК АССР, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполнительных комитетах областей и губерний. Постановлением Совнаркома СССР от 20 марта 1931 г. № 229 "Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах" было установлено, что все споры, возникающие между хозорганами по заключенным договорам и связанные с материальной ответственностью одного из них перед другим, разрешаются органами Госарбитража (СЗ СССР, 1931, № 18, ст. 166). Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298 (СЗ СССР, 1931, №26, ст. 203) было утверждено Положение о государственном арбитраже. Оно определило организационное построение органов государственного арбитража в СССР; регламентировало важнейшие вопросы деятельности органов арбитража по разрешению споров, осуществлению надзора за законностью и обоснованностью их решений, исполнению решений и предупреждению хозяйственных правонарушений. СНК СССР принял постановление от 6 декабря 1931 г. (СЗ СССР, 1931г., №70, ст. 470), которым расширил компетенцию Государственного арбитража при Совете народных комиссаров СССР, возложив на него инструктирование арбитражей, состоящих при Советах народных комиссаров союзных республик и ведомствах СССР, а также поручил Советам народных комиссаров союзных республик возложить на соответствующие государствен­ные арбитражи инструктирование местных и ведомственных арбитражей союзных республик.

Арбитраж развивался с введением хозрасчета, договора, как формы оформления хозяйственных связей. В мае 1931 года был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями. С развитием народного хозяйства и договорных связей между предприятиями и организациями компетенция органов государственного арбитража продолжала расширяться. В частности, постановлением Совнаркома СССР от 19 декабря 1933 г. "О заключении договоров на 1934 год" (СЗ СССР, 1933 г., № 73, ст. 445) на органы государственного арбитража, кроме рассмотрения имущественных споров, было возложено рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем; постановлением СНК СССР от 5 декабря 1939 г. "О заключении договоров на 1940 год" (СП СССР, 1939 г., № 58, ст. 618) на Госарбитраж было возложено рассмотрение споров, возникающих при согласовании Основных условий поставки товаров.

Новая история арбитража начинается в 1991 году, когда был принят Закон "Об арбитражном суде", создавший систему государственных арбитражных судов, которые действовали как самостоятельная ветвь судебной власти. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, легализации существования нескольких форм собственности. Временем начала деятельности Высшего арбитражного суда Российской Федерации и нынешней системы арбитражных судов можно считать февраль 1992 года. В рамках судебной реформы, в частности в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", в стране создана единая судебная система[2].

Арбитражные суды создают гарантии защиты права в равной мере гражданам-предпринимателям и предприятиям, организациям и учреждениям. Принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ, 1 части Гражданского кодекса и других основополагающих нормативных актов выявило потребность в разработке и принятии нового Закона "Об арбитражных судах в РФ" и нового Арбитражного процессуального кодекса РФ. Данные нормативные акты в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Правовое регулирование арбитражной системы:

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом о судебной системе, настоящим федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами[3].


1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., (с изм. 1 марта 2008 г.)

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1- ФКЗ (с изм. от 5 апреля 2005) "О судебной системе Российской Федерации"

3. Федеральный конституционный закон от 5 апреля 1995 г. №1-ФКЗ (с изм. от 12 июля 2006г.) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

4. Федеральный конституционный закон от 30 апреля 2001 г. (с изм. от 30 июня 2003 г.) "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"

5. Арбитражный процессуальный кодекс от 24 июля 2002 г. №96-ФЗ М., 2005

6. Регламент арбитражных судов Российской Федерации

7. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: