№ строки | Дата и № документа | Кредит счета 50 «Касса» в дебет счетов: | ||||
№ 51 | № 71 | № 70 | Итого по кредиту | |||
1. | 5.09. №7,8 | |||||
2. | 12.09. № 9 | |||||
Итого: |
Итоговые данные журналов подлежат записи в Главной книге, в которой каждому счету отводится одна страница, причем записи делаются только по дебету каждого счета с указанием корреспондирующего счета по кредиту. По Главной книге выводится сальдо по каждому счету и составляется сальдовый баланс на начало следующего месяца. Оборотный баланс можно не составлять, так как отраженные в нем данные можно видеть в Главной книге.
Пример страницы Главной книги по счету 50 «Касса»:
Месяц | Обороты по дебету | Оборот по кредиту счета | Сальдо | ||||
с кредита счета 51 ж/о 2 | с кредита счета 62 ж/о 8 | Итого по дебету | дебет | кредит | |||
сентябрь | |||||||
октябрь |
Достоинства журнально-ордерной формы:
|
|
- Совмещение синтетического и аналитического учета по ряду счетов, (например, в журнале-ордере №6 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», ж/о №7 «Расчеты с подотчетными лицами»), что обеспечивает повышение производительности труда бухгалтеров;
- Отчетные показатели получают непосредственно из учетных регистров благодаря их компактности.
Недостатки журнально-ордерной формы учета:
- Сложна по структуре журналов-ордеров;
- Ориентирована на ручной труд;
- Трудоемка по заполнению некоторых журналов-ордеров.
Автоматизированная форма бухгалтерского учета
С расширением хозяйственной деятельности предприятия увеличивается объем учетной информации и усложняется обработка ее вручную.
Учетная информация вводится в компьютер из первичных документов бухгалтером. Программы содержат алгоритмы решения задач и формы необходимых учетных регистров. Программы могут быть функциональными (для каждого участка бухгалтерского учета: учет основных средств, учет материалов и т.д.) и универсальными.
Функциональные программы разрабатываются для крупных организаций, где каждый участок учета (основных средств, материалов, кассовых, расчетных операций и т.д.) имеет относительно самостоятельную программу обработки данных, специальные формы документации и регистров синтетического учета. Эти программы могут использоваться независимо друг от друга, или в комплексе, что позволяет в автоматическом режиме получать сводные регистры в виде Главной книги и установленные формы отчетности. Автоматизация отдельных участков учета на базе функциональных программ требует их дополнительного согласования с применяемой в организации формой учета (журнально-ордерной, мемориально-ордерной и др.).
|
|
Универсальные программы состоят из одной или двух частей (модулей) и автоматизируют ведение бухгалтерского учета всех объектов по одним и тем же правилам. Они применимы на малых и средних предприятиях, не зависимо от отрасли и сферы деятельности организации. Учетные регистры таких программ аналогичны применяемым в упрощенной форме учета.
Автоматизация бухгалтерского учета в крупных организациях направлена на создание локальных (местных) вычислительных сетей, когда несколько рабочих мест на базе ПЭВМ соединяются в единую сеть, при этом создаются и используются специальные сетевые программы, обеспечивающие доступ к локальной сети и информации.
Следовательно, все используемые в настоящее время программы автоматизированной обработки информации («1С Бухгалтерия», «Галактика», «БЭСТ», «Турбо-бухгалтер» и др.) могут отличаться формами выходных документов и приемами ввода первичных данных. Вместе с тем, всех их объединяет то, что они функционируют на основе взаимодействия элементов метода бухгалтерского учета: документации, Типового плана счетов, двойной записи на счетах, инвентаризации, оценки и калькуляции, балансового обобщения.
Таким образом, каждая отдельно взятая версия автоматизированной обработки учетной информации представляет собой единство методологических основ бухгалтерского учета, возможностей вычислительной техники и логической последовательности (алгоритма решения) обработки информации, получения выходных данных и возможностью проведения анализа хозяйственной деятельности организации.
Способы исправления ошибок в учете
В процессе ведения бухгалтерского учета возникают различные ошибки, например: хозяйственная операция не отражена в учетном регистре или отражена дважды; неправильно определена корреспонденция счетов, т.е. неверно составлена бухгалтерская проводка; записана в регистре завышенная или заниженная сумма; неверно подсчитаны обороты по счету за месяц и выведено конечное сальдо и др.
С целью выявления ошибок производится сверка оборотных ведомостей по аналитическим счетам с соответствующими синтетическими счетами.
Иногда для выявления ошибки, проводится сверка каждой суммы в учетном регистре с конкретным первичным документом.
В зависимости от существа ошибок, времени их выявления существуют три способа исправления ошибок: корректурный способ; способ дополнительной проводки; способ «красное сторно».
Если в документе или регистре обнаружена ошибка до подведения итогов по счетам и верно составлена бухгалтерская проводка, то такая ошибка исправляется корректурным способом, т.е. зачеркивается одной тонкой горизонтальной чертой так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое, и надписывается правильная сумма, делается оговорка «Исправлено», проставляются дата и подпись бухгалтера и лиц, подписавших документ, т.е. не допускаются стирание записей и неоговоренные исправления.