Бухгалтерские счета и двойная запись на счетах. На каждый объект учета открываются специальные счета. Счета перечислены в плане счетов бухучета. Счета бывают активные (в основном для учета хозяйственных средств) и пассивные (для учета источников), и активно-пассивные.
Схема активного счета.
Дебет | Кредит |
Сальдо на начало месяца | |
Все хоз. операции вызывающие увеличение хоз. средств | Все хоз. операции вызывающие уменьшение хоз. средств |
Оборот Д = S хоз. операций по Д | Оборот К = S хоз. операций по К |
Сальдо на конец месяца = сальдо на начало месяца + оборот по Д – оборот по К |
Схема пассивного счета
Дебет | Кредит |
Сальдо на начало месяца | |
Все хоз. операции вызывающие уменьшение источников | Все хоз. операции вызывающие увеличение источников |
Оборот Д = S хоз. операций по Д | Оборот К = S хоз. операций по К |
Сальдо на конец месяца = сальдо на начало месяца + оборот по К – оборот по Д |
Каждая хозяйственная операция вызывает изменения как минимум двух объектов бухгалтерского учета. Это фиксируется на двух счетах: по дебиту одного счета и по кредиту другого. Такой прием называется двойной записью. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственная деятельности в учете и играет контрольную роль: в конце отчетного периода подсчитываются суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов, они должны быть равны. Взаимная связь между счетами, отражающими одну операцию, называют корреспонденцией счетов.
|
|
Счета бывают синтетические и аналитические. Синтетические предназначены для укрупненного учета в стоимостном выражении. Учет, называемый синтетическим, осуществляется путем двойной записи на счетах бухучета. По синтетическим счетам можно открывать субсчета.
Аналитические счета открывают в развитии синтетических, если требуются детальные сведения, подробно характеризующие деятельность предприятия. Учет называется аналитическим.
Различают два способа записи в учетных регистрах: хронологическую и систематическую.
Хронологическая – запись последовательности совершения хоз. операций независимо от их содержания.
Систематическая запись – регистрация тех же операций, но согласно их содержанию на счетах бухучета посредствам двойной записи.
Метод бухучета – совокупность способов и приемов ведения учета.
Главные приемы и способы ведения учета:
Ø Документирование – регламентируются положения о документах и документообороте в бух. учете.
Ø Инвентаризация – сопоставление фактически имеющихся материальных ценностей, денег и финансовых обязательств и того, что зарегистрировано.
|
|
Ø Денежная оценка.
Ø Калькуляция – применяется при составлении сметы затрат и калькуляции себестоимости.
Ø Группировка объектов учета на счетах бух. учета методом двойной записи.
Обобщение данных учета – составление бухгалтерского баланса и бухгалтерской отчетности.