Общие сведения

Ведущие мосты представляют собой объединенные в одну сбо­рочную единицу механизмы коробки перемены передач, механизма трансмиссии, предназначенные для трансформации, распределения и переноса вращательного движения от вторичного вала коробки пере­мены передач или раздаточной коробки к ведущим колесам, а так же для переноса поступательного движения от ведущих колес к несущей системе (остову).

Ведущие мосты колесных тракторов состоят из главной переда­чи, дифференциала, валов ведущих колес (полуосей) и конечных пе­редач.

Число ведущих мостов зависит от колесной формулы трактора (ЗК2; 4К2; 4К4), где первая цифра означает общее число колес, а вто­рая - число ведущих колес.

На полно приводные тракторы (Т-ЗОА; Т-40АМ; МТЗ-82; МТЗ-102; Т-150К; К-701) с колесной формулой 4К4 устанавливаются два веду­щих моста - передний и задний, а на остальные тракторы (Т-16М; Т-25А; МТЗ-80) с колесной формулой 4К2 - только задний ведущий мост.

У тракторов тягового класса 0,6... 1,4 задний ведущий мост явля­ется агрегатом силовой передачи, в котором размещены промежуточ­ная (главная) передача и дифференциал. С задним мостом конструк­тивно объединены механизмы тормозов, конечных передач, и вала (валов) отбора мощности. Задние мосты тракторов МТЗ-80 и ЮМЗ-6 отличаются от задних мостов тракторов Т-40,Т-25 и Т-16 тем, что у первых механизмы конечных передач смонтированы непо­средственно в корпусе заднего моста, а у второй группы машин они представляют собой одноступенчатые редукторы, присоединённые к рукавам полуосей. Вал большой (ведомой шестерни) каждого редуктора служит осью ведущего колеса, а вал малой (ведущей), шестерни связан с дифференциалом. У тракторов ЮМЗ-6, Т-40, Т-25 и Т-16 кор­пус заднего моста является так же и общим корпусом для размещения механизмов коробки перемены передач. У всех тракторов механизм дифференциала блокируется соединением левой полуоси с корпусом дифференциала кулачковыми или зубчатыми муфтами, кроме тракто­ра МТЗ-80, у которого он имеет фрикционную муфту с гидроприводом.

В отличие от тракторов МТЗ-80 и ЮМЗ-6, имеющих одинарную промежуточную (главную) передачу (две шестерни: ведущая и ведо­мая), у тракторов Т-40, Т-25 и Т-16 она двойная и состоит из двух пар шестерён: конических, расположенных перед коробкой передач и ци­линдрических - после коробки.

Тормоза тракторов МТЗ-80 и ЮМЗ-6 установлены в отдельных корпусах. У первого они дисковые, а у второго колодочные. Трактора Т-40, Т-25 и Т-16 имеют ленточные тормоза, размещённые в рукавах полуосей, соединяющих конечные передачи с корпусом заднего мос­та.

Главная передача служит для увеличения передаточного числа трансмиссии и крутящего момента, изменения на угол 90° направле­ния передаваемого вращательного движения и переноса его к межко­лесному дифференциалу.

По числу пар зубчатых колес различают одинарные и двойные главные передачи, а по конструкции - конические со спиральными зубьями, гипоидные и цилиндрические.

Одинарные главные передачи представляют собой, как правило, пару конических зубчатых колес со спиральными зубьями или гипоид­ную передачу. Применение последних позволяет по сравнению с ко­нической передачей при одних и тех же размерах зубчатых колес уве­личить передаваемое усилие, повысить долговечность, снизить уро­вень шума. Оси зубчатых колес гипоидных передач не пересекаются.

Одинарные главные передачи с коническими зубчатыми колеса­ми применяют в ведущих мостах колесных тракторов МТЗ-80, МТЗ-100, Т-150К, К-700.

Одинарные главные передачи, состоящие из пары цилиндриче­ских зубчатых колес, применяют в тех случаях, когда оси валов коро­бок передач расположены перпендикулярно к продольной оси тракто­ра. Их устанавливают на тракторах Т-16М и Т-25А.

Задний мост трактора Т-25А выполнен в едином корпусе с короб­кой перемены передач (КПП) и главной передачей имеющий общий масляный картер (рисунок 5.1).

КПП получает вращение от первичного вала, который оканчи­вается конической шестерней, выполненной заодно с валом. Затем через механизм реверса получает вращение вторичный вал, а через цилиндрические прямозубые шестерни и главная передача, состоящая из пары цилиндрических прямозубых колес, которые через диф­ференциал предают крутящий момент на полуоси, а те, в свою оче­редь через бортовые редукторы - на колеса трактора.

На механизмы задних мостов и конечных передач воздействуют те же силы, что и на коробку перемены передач, что приводит к нару­шению правильного зацепления и сколам зубьев шестерён, зубчатых и кулачковых муфт, износу деталей дифференциала, шлицевых со­единений, подшипников, манжет, дисков фрикционных муфт, меха­низмов блокировки дифференциала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: