Основные источники информации, используемые оценщиком:
· статистическая и прогнозная информация о рынке, отрасли, стране, регионе функционирования предприятия;
· баланс предприятия;
· отчет о прибылях и убытках;
· отчет о движении денежных средств;
· сведения об имущественном комплексе предприятия. Информация, используемая в процессе оценки бизнеса, должна соответствовать требованиям:
· полноты и достоверности финансово-экономической, технико-экономической и управленческой информации, характеризующей деятельность предприятия за период предыстории, а также в будущем периоде;
· точного соответствия целям оценки;
· комплексного учета внешних условий функционирования оцениваемого предприятия.
Информация, необходимая для анализа предприятия в целях его оценки делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом. Внутренняя дает представление о деятельности оцениваемого предприятия.
|
|
Необходимость анализа внешней информации определяется тем, что нормальное функционирование бизнеса (объем продаж, прибыль) во многом определяется внешними условиями функционирования предприятия. К информации этого рода мы может отнести макроэкономические и отраслевые показатели.
Макроэкономические данные — информация о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации, она характеризует инвестиционный климат в стране.
К макроэкономической относится следующая информация:
· стадия экономического цикла;
· экономическая и политическая стабильность;
· социальные факторы: занятость и уровень жизни населения;
· процентные ставки и их динамика;
· налоговое законодательство и тенденции его изменения;
· риски.
Общие макроэкономические закономерности развития экономики оценщик должен учитывать при анализе конкретного предприятия и составлении прогнозов. Например, в периоды спада деловой активности снижается размер получаемой прибыли, увеличивается вероятность банкротства, снижается стоимость бизнеса.
Основные источники макроэкономической информации:
· программы правительства и прогнозы;
· периодическая экономическая печать;
· аналитические обзоры информационных агентств;
· данные Федеральной службы государственной статистики;
· законодательство Российской Федерации.
К отраслевым данным относится информация об отрасли, в которой функционирует оцениваемое предприятие: рынки сбыта, наличие и характеристика конкурентов.
Рынки сбыта анализируются с точки зрения соотношения спроса и предложения, взаимоотношений с поставщиками, стратегии сбыта товаров. Основные направления стратегии сбыта товаров:
|
|
· проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты;
· развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка;
· разработка принципиально новых товаров или модернизация существующих;
· диверсификация производимой продукции для освоения новых рынков.
В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объемов реализуемой продукции.
Цель сбора этой информации — определение потенциала рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах, ретроспектива за последние два — пять лет по оцениваемому предприятию, объем продаж в текущих ценах у конкурентов, прогнозы по расширению рынков сбыта.
При анализе условий конкуренции учитывается тип рынка, наличие ограничений для вступления в отрасль конкурентов, производящих товары-заменители. Анализ должен дополняться сведениями об объеме производства конкурирующего товара в натуральном и стоимостном выражениях, характеристикой продукции конкурентов, данными о доле реализуемой продукции в общем объеме отечественного производства, а также перечнем основных российских импортеров этого товара.
Основные источники отраслевой информации:
· данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;
· данные Федеральной службы государственной статистики;
· отраслевые информационные издания;
· периодическая экономическая печать;
· бизнес-план;
· личные контакты;
· фирмы-дилеры (распространители);
· таможенное управление.
Указанные источники предоставляют информацию, имеющую различную степень достоверности. Поэтому, если на один и тот же вопрос мы получили разные ответы, проводится средневзвешенная оценка с учетом достоверности информации.