Социально-психологической дезадаптации студентов

При исследовании студентов, находящихся в состоянии психо­логического кризиса, были выявлены следующие факторы, способ­ствующие их дезадаптации: изменение привычного стереотипа жизни, непереносимость высоких учебных нагрузок, наличие конф­ликтов с сокурсниками, преподавателями и администрацией ин­ститута, появление травмирующих переживаний в личной и интим­ной жизни, возникновение или обострение соматических или нерв­но-психических заболеваний.

Несмотря на обилие видимых причин и разнообразных мотивов, которыми можно объяснить наблюдаемую дезадаптацию, во всех случаях обнаруживается сочетание экзогенных влияний с определенными личностными особенностями, создающими благоприятную поч­ву для возникновения различной степени выраженности реакций, состояний и развитий с суицидальным поведением, способствую­щих появлению новых конфликтных ситуаций, затрудняющих про­цесс обучения и вызывающих определенные социальные ограниче­ния.

Выявляется относительное преоблада­ние определенных условий, способствующих возникновению труд­ностей в учебном процессе, важнейшие из которых можно условно разделить на личностные особенности, психогенные влияния, соматогении.

1. Личностные особенности. Н.Д. Кибриком и В.М. Кушнаревым выделены три подгруппы, при которых обнаружено определенное несоответствие между лич­ностными особенностями студентов и теми социальными требова­ниями, которые предъявляются к ним в процессе обучения.

а) В эту группу вошли лица, у которых выявилось несоответ­ствие структуры личности, особенно эмоционального и интеллек­туального ее компонентов, контрастирующих с выбором учебного заведения. Указанное несоответствие вызывало патологические реакции, возникающие благодаря конфликту между динамическим стереотипом личности (ее склонности, интересы, ценностно-жиз­ненные ориентации) и стереотипом обучения (методика преподава­ния, содержание учебных программ, теоретическая и практическая значимость будущей профессии) как всех, так и ведущих дисцип­лин (И. Темков 1976). Это чаще было связано со случайным выбором данного учебного заведения, невозможностью получения образования иного профиля, незнакомство с характером и содер­жанием изучаемых дисциплин. При этом определенную роль игра­ло настойчивое стремление родителей дать данное профессиональ­ное образование, а также поступление с помощью протекции, це­левое направление с мест предыдущей работы, без учета желания студента.

Наличие психотравмирующего внутреннего конфликта вызвало нарушение адаптации в условиях учебного процесса преимущест­венно у студентов I курса и выражалось различными степенями тяжести дезадаптации, проявляясь преимущественно психовегета­тивными расстройствами (вегетососудистая дистония), психосома­тическими заболеваниями (язвенная болезнь, колит, и т. д.), а также разнообразными астеническими и аффективными прояв­лениями, расстройствами сна. Суицидальная готовность обнару­живалась в высказываниях о неустроенности жизни, отсутствии перспективы, нежелании «продолжать подобное существование». При нарастании конфликтных отношений, преимущественно в бы­товой, семейной сфере, эти лица, совершали суицидальные попытки, которые квалифицировались как реакции «ухода», «призыва», «протеста».

б) Во второй группе наблюдались, студенты, у которых выявля­лось несоответствие особенностей личности с предъявляемыми требованиями в процессе обучения. Сюда отнесены преимущест­венно случаи недостаточной или малопродуктивной организации самостоятельных занятий и отсутствие навыков планомерного, последовательного и логически обоснованного изучения учебного материала.

В эту группу были отнесены студенты, нерегулярно занимаю­щиеся из-за недостаточного контроля со стороны взрослых и оставшиеся перед экзаменами без глубоких и прочных знаний, а также студенты, действительно много работавшие в течение семе­стра, но не владеющие навыками самостоятельной подготовки. Они углублялись в изучение второстепенных деталей, много учили наизусть, систематизировали и конспектировали материал, что при обширном объеме, множественности и сложности проблемы, есте­ственно, не могло благоприятно сказаться на результатах экзаме­нов. Это в основном были студенты, привыкшие учиться под конт­ролем и с помощью других. При этом обнаруживалась определен­ная динамика нарушений учебного процесса у данной группы студентов в зависимости от года обучения. На I курсе наблюда­лись затруднения, связанные с особенностями учебного процесса в вузе, новыми формами обучения, а не только со сложностью изучаемых дисциплин. Обилие изучаемых предметов, отсутствие привычных, характерных для школы способов проверки знаний (ежедневные опросы, повторение материала и т. д.), требовало определенной устойчивости адаптационных механизмов.

На 2-ом курсе у студентов возникали трудности, связанные непосредственно со сложностью учебной программы, умением ра­ционально распределить время, располагать достаточными зна­ниями для усвоения изучаемого материала. При этом в основном наблюдались неврастенические проявления, в виде цефалгий, нарушении сна, повышенной раздражительности, утомляемости, за­труднений в концентрации внимания, преходящих сексуальных расстройств; психогенно возникшие депрессивные переживания с чувством неполноценности, идеями самоуничижения, суицидаль­ным поведением.

а) К третьей группе были отнесены студенты, обнаруживающие несоответствие между интеллектуальными личностными возможно­стями и объемом и содержанием учебного материала. При этом выявлялась различной степени выраженности интеллектуальная недостаточность, возникшая как следствие перенесенных ранее заболеваний (остаточные явления органического заболевания ЦНС, постпроцессуальные состояния с псевдоолигофреническим дефектом и т. д.). Клиническая картина нарушения адаптации проявлялась у них в разнообразных патологических реакциях: невротических, ипохондрических; возникновением анксиозных и обсессивных состояний; усилением остаточных явлений и обостре­нием основного заболевания. В периоды экзаменационных сессий наблюдались расстройства, характерные для лиц, относящихся ко второй группе, однако, нозологическая принадлежность вносила определенные особенности в патопластическую структуру клиниче­ских проявлений.

2. Психогенные влияния. Большую роль в возникновении дез­адаптации и суицидоопасных проявлений играли психогении. Причем, особенностями для студенческой группы следует считать наличие незначительных, маловажных для постороннего наблюда­теля внешних воздействий, несущих с собой психотравмирующую информацию (болезнь родителей, размолвка с партнером, денежные затруднения, конфликты с окружающими, преподавателями и пр.). Все эти влияния, оставляя значительный след на эмоциональном восприятии учебного материала, вызывали определенные затруд­нения в процессе усвоения учебных программ, требовали от студентов постоянной концентрации внимания и не­посредственного участия в обучении. Наличие хронического сома­тического заболевания и возникновение даже кратковременного заболевания (ОРЗ, простуда, грипп), особенно в период экзамена­ционной сессии, оставляющих после себя «астенический хвост», способствовало образованию соматовегетативных невротических расстройств. Легкость их возникновения при соматическом забо­левании связана с астенизацией, повышенной утомляемостью, ра­нимостью, эмоциональней парадоксальностью, дополнительными отрицательно окрашенными эмоциональными переживаниями, связанными с болезнью: академическая задолженность, определенное отставание от группы. Все это создавало условия для возникнове­ния дезадаптации и служило фоном, на котором психотравмирующие ситуации в любой, даже малозначимой сфере воспринимались значительно острее.

Таким образом, учет специфических условий, способствующих возникновению дезадаптации, показал различную степень их зна­чимости для студентов в зависимости от характерологических осо­бенностей, возраста, курса обучения, характера психотравмирующей ситуации. Дезадаптация, возникающая в учебном процессе, служила лишь тем фоном, на который накладывались дополни­тельные психогенные влияния, способствующие прорыву «анти­суицидального барьера» и появлению различной степени выражен­ности суицидальных тенденций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: