Перцептивная сторона общения

Давным-давно жил на свете принц. Он верил в то, что на Земле не существует островов, прекрасных принцесс и Бога. Об этом сказал ему отец, а сын уважал мнение своего отца.

Однажды молодой человек решил отправиться в путешествие. Долго он блуждал по разным странам. Как-то раз вечером пришлось заночевать ему на берегу моря. Когда принц проснулся, то в море увидел землю, со всех сторон омываемую водой. Принц понял, что это остров. На острове принц увидел прекрасную принцессу.

- Так может быть и Бог есть? – воскликнул молодой человек, обращаясь к какому-то незнакомцу во фраке и черном цилиндре на голове. Тот посмотрел внимательно на принца и ответил:

- Бог - это я!

Вернулся принц в свое государство и пришел к отцу.

- Как же так, ты говорил, что нет на свете

островов, прекрасных принцесс и Бога, но я их видел! Усмехнулся отец и спрашивает:

- А видел ли ты незнакомца во фраке и черном цилиндре на голове?

- Да, он сказал, что он Бог!

- Нет, это был не Бог, а волшебник. Он обманул тебя, заставив поверить в острова и прекрасных принцесс.

Опечалился принц и решил вернуться на то место, где он встречал незнакомца. Человек во фраке с черным цилиндром на голове был там.

- Вы обманули меня, - негодующе сказал принц, - Вы волшебник, а не Бог! И нет на самом деле настоящих островов и прекрасных принцесс!

- Нет, мой мальчик! Это тебя ввели в заблуждение. В твоем государстве тоже много настоящих островов и прекрасных принцесс. Но твой отец считает иначе, ведь он не король, а тоже волшебник!

В конец расстроенный вернулся принц домой.

- Отец, это правда, что ты не король, а волшебник?

- Да, сынок. И я, и человек, которого ты видел, мы - волшебники! Мы создаем себя и все, что вокруг нас!

- Но я хочу знать правду, отец!

- Знай, мой мальчик, правды без волшебства не бывает…

Эта мудрая легенда очень точно отражает особенности восприятия людьми друг друга. Любая правда о человеке всегда как бы окрашивается волшебным взглядом смотрящего на него, его субъективным пониманием происходящего, индивидуальной интерпретацией внутреннего мира другого. Попробуем выяснить основные психологические закономерности этого субъективизма.

Первое, чем определяется специфика восприятия одного человека другим, так это чувствительностью людей к характеру переживаний окружающих, способностью отождествлять свои переживания с переживаниями других. Способности эти у каждого человека, оказывается, представлены по-разному. Причем, их развитие приходится на самое раннее детство индивида, зависит от особенностей общения матери с ребенком.

Представим обычную ситуацию: встретились два приятеля. Один из них пребывает в радостном настроении - он только что договорился о встрече с девушкой, которая ему очень нравится. Второй же, напротив, чернее тучи - он очень плохо написал контрольную работу и не смог ответить на ряд вопросов по физике. Представим, что ни тот, ни другой не замечают настроения партнера, каждый пытается рассказать о своем. Конечно же, такое общение не может быть продолжительным, очень быстро возникает взаимное недовольство и приятели, если не захотят ссориться, постараются побыстрее разбежаться каждый по своим делам.

Надо сказать, что механизм эмоционального тождества "включается" без участия сознания, мы даже можем не совсем понимать, почему вдруг нами овладели те или иные чувства, когда мы начали общаться с каким-либо человеком. Мы просто "заражаемся" этими чувствами от других людей.

Второй важной способностью, обеспечивающей перцептивную сторону общения, является способность к личностной рефлексии, которая начинает развиваться по мере становления сознания индивида. Личностная рефлексия - это способность понимать душевное состояние другого человека, объяснять причины, его породившие, это умение видеть за поступком, словами человека мотивы, побуждающие к активности. Кроме того, развитость личностной рефлексии позволяет индивиду проникать и в собственный внутренний мир, объяснять его особенности, анализировать своеобразие собственного восприятия, ситуации общения. Личностная рефлексия помогает также понять, как партнер по общению относится к тебе и почему именно так.

Без этой способности общение оказалось бы весьма затруднительным, так как был бы нарушен механизм обратной связи, партнерам невозможно было бы понять и объяснить отношение друг друга к ситуации общения, что сковывало бы их активность. Данный процесс пришлось бы полностью формализовать, лишить людей какой бы то ни было самодеятельности. Рефлексирование позволяет партнеру правильно отреагировать на ситуацию, выбрать адекватный обстоятельствам способ поведения, сделать его более гибким и результативным.

Например, увидев, что человек, с которым общаешься, почему-то невнимателен к твоим словам, отрешен и даже холоден, а когда ты пытаешься его расспрашивать, нервничает и раздражается, вполне закономерно предположить, что у него случилось что-то достаточно серьезное и неприятное, о чем он не хочет сообщать, но ожидает, что партнер будет терпелив и тактичен. Такого рода рефлексирование помогает избрать правильную форму поведения: сдержанного, доброжелательного, уважительного обращения, без лишних расспросов и эмоций.

Человек же недостаточно хорошо рефлексирующий, вполне может отнести подобное настроение приятеля "на свой счет". Он подумает, что тот чем-то оскорбился или же хочет показать свое превосходство над партнером. Такой человек сам обидится и начнет демонстрировать это чувство: будет отвечать на вопросы сквозь зубы или подчеркнуто вежливо делать лишь то, чего требует от него норма поведения в данной ситуации. Конечно же, общение в этом случае окажется непродуктивным и может вообще привести к серьезному конфликту.

Свою способность к личностной рефлексии, как и к рефлексии вообще можно развивать. Для этого надо постоянно расширять и углублять свои познания в области социальной и личной жизни людей, их взаимоотношений, обуславливаемых как индивидуальными, так и типологическими свойствами, сформированными в условиях определенной экономической формации.

Во-вторых, личностная рефлексия зависит от умения применять эти знания в своем общении с другими людьми. Эти умения развиваются только при постоянной тренировке. Следует приучить себя подмечать малейшие изменения, происходящие во внутреннем мире других людей и своем собственном, тренироваться в "чтении" мимики, жестов, поз, движений, развивать свою чувствительность к голосовым интонациям человека.

Таким образом, только расширяя свои познания по всем этим направлениям, постоянно тренируясь в объяснении себе того, чем живут окружающие люди, о чем они думают, что переживают в тот или иной момент, можно существенно развить свои рефлексивные способности.

Наконец, еще один психологический фактор, от которого сильно зависит характер восприятия людьми друг друга в процессе общения. Этот фактор получил название "установка на окружающих людей". Формируется она под влиянием самого первого опыта, который получает ребенок от общения с ухаживающим за ним человеком. В установке фиксируется эмоциональное отношение к людям и готовность к определенным формам поведения при встрече с ними. Бывает установка двух планов: положительного и отрицательного. Положительная установка формируется, когда ребенок любим в своей семье, его с первых дней окружает забота, ласка, внимание, он чувствует себя защищенным от неприятностей и опасности. У такого ребенка складывается открытое, доверчивое отношение к миру и живущим в нем людям.

Человек, имеющий положительную установку на других людей, обычно свободно вступает в контакты с самыми разными людьми, другой ему интересен, а основное чувство, предваряющее его общение это доброжелательность. Иная ситуация, если у субъекта отрицательная установка на окружающих. Такой человек постоянно опасается подвоха, недоброжелательности, обиды или прямого оскорбления со стороны себе подобных. Он насторожен и мало контактен. В общении часто бывает агрессивен и груб.

Таким образом, в зависимости от установки взгляд на одного и того же человека у индивидов может быть совершенно разным. Поэтому, когда в начале этой главы мы говорили о том, что всякая правда об окружающих окрашивается "фантазией" воспринимающего, то в первую очередь имели в виду установку, которая, подобно кривому зеркалу, "утолщает" или "утоньшает" смотрящегося в нее человека.

Обобщая все сказанное, заметим, что перцептивная сторона общения чрезвычайно важна тем, что позволяет людям испытывать радость и удовольствие от контактов с людьми, окрашивать разнообразными чувствами весь процесс общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: